Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судей
при секретаре
Скрябиной СВ.,
Аброськиной Е.А., Шушкевич О.В., Калевой Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 июня 2013 года в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства социальных отношений Челябинской области на решение Правобережного районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 9 апреля 2013 года.
Заслушав доклад судьи Скрябиной СВ. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дерняев СИ. обратился в суд с иском к администрации г. Магнитогорска Челябинской области и Министерству социальных отношений Челябинской области о возложении обязанности по предоставлению бесплатной путевки на санаторно-курортное лечение в соответствии с профилем заболевания за 2012 год.
В обоснование иска указал, что относится к категории граждан, которые имеют право в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" на предоставление социальных услуг в виде обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний по медицинским показаниям. 31 января 2012 года он обратился в администрацию г. Магнитогорска с заявлением о выделении путевки на санаторно-курортное лечение в текущем году, приложив необходимые документы. Поскольку данный вид социальной услуги в силу положений вышеназванного закона должен быть предоставлен в течение одного календарного года, а до настоящего времени путевка на санаторно-курортное лечение не выделена, истец просил возложить на ответчиков соответствующую обязанность в судебном порядке.
В судебном заседании истец на удовлетворении исковых требований настаивал в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства социальных отношений по Челябинской области Богданова А.В., действующая на основании
доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение производится в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления и по мере поступления федеральных средств. Поскольку данный вид путевки подлежит предоставлению Дерняеву СИ. в соответствии с датой его постановки на учет, исковые требования удовлетворению не подлежат. Иное нарушало бы конституционные права граждан, право на получение санаторно-курортных путевок у которых возникло ранее в соответствии с датой их постановки на учет.
Представитель администрации г. Магнитогорска Челябинской области в судебное заседание не явился при надлежащем извещении, направил письменные возражения, где указал, что полномочиями принимать решение о предоставлении санаторно-курортных путевок администрация города не наделена, в связи с чем соответствующая обязанность не может быть возложена на данного ответчика.
Третье лицо на стороне ответчика, Государственное учреждение Челябинской области реабилитационно-физкультурный центр инвалидов "Импульс" в судебное заседание своего представителя не направило.
Решением суда исковые требования Дерняева СИ. удовлетворены частично: на Министерство социальных отношений Челябинской области возложена обязанность предоставить бесплатную путевку на санаторно-курортное лечение в соответствии с профилем заболевания за 2012 год в части исковых требований к администрации г. Магнитогорска Челябинской области отказано.
В апелляционной жалобе Министерство социальных отношений Челябинской области просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность по основаниям, которые были изложены в возражениях на исковое заявление.
Истец, представители администрации г. Магнитогорска, Государственного учреждения Челябинской области реабилитационно-физкультурный центр инвалидов "Импульс" при надлежащем извещении в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. В соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия сочла возможным провести судебное заседание без их участия.
Заслушав пояснения представителя Министерства социальных отношений Челябинской области Гриб О.А., настаивавшей на удовлетворении апелляционной жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения суда не находит.
Как установлено судом первой инстанции, Дерняев СИ. относится к числу граждан из подразделений особого риска, что подтверждается
выданным ему в установленном законом порядке удостоверением (л.д. 6-8). В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2004 года N 862 "Об утверждении Правил обращения лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненных к ним категорий граждан за предоставлением социальных услуг", Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года N 2123-1 "О распространении действий Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" имеет право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, установленного статьей 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
31 января 2012 года Дерняев СИ. обратился в Государственное учреждение Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр для инвалидов "Импульс" с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, предоставив при этом необходимые документы (л.д. 20-25).
На момент рассмотрения спора в суде такая путевка истцу предоставлена не была.
Как указало Министерство социальных отношений Челябинской области в своих письменных возражениях на заявленный иск, по состоянию на 20 марта 2013 года истец значится в реестре граждан, имеющих право на предоставление санаторно-курортной путевки, под номером *** (л.д. 27-29).
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Статья 6.7 данного Закона гласит о том, что лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан имеют право обратиться за предоставлением им набора социальных услуг в соответствии с Главой 2 названного Закона.
Статьей 6.2 названного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных
заболеваний.
В силу пункта 3.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2004 года N 328, обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации.
В соответствии с пунктом 3.3 этого Порядка путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования РФ и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта РФ на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и высшими органами исполнительной власти субъектов РФ.
При наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования РФ или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования РФ заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда в орган, уполномоченный высшим органом исполнительной власти субъекта РФ на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи (пункт 3.7 Порядка).
Согласно пункту 3.9 Порядка территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы заблаговременно, но не позднее, чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения.
В соответствии с утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2010 года N 2428-р Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Челябинской области полномочия Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и
обратно переданы Правительству Челябинской области с 01 января 2011 года.
Решение задач по выработке и реализации на территории Челябинской области единой государственной социальной политики в сфере предоставления мер социальной поддержки, оказания различных видов государственной социальной помощи и социального обслуживания населения Челябинской области возложены на Министерство социальных отношений Челябинской области - орган исполнительной власти Челябинской области.
Порядок предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение утвержден постановлением Правительства Челябинской области от 18 апреля 2011 года N 95-П, согласно пункту 5 которого организацию работы с гражданами по месту жительства по приему и оформлению документов на получение санаторно-курортных путевок осуществляет Министерство социальных отношений Челябинской области или уполномоченное им учреждение.
Приказом от 27 января 2011 года N 22 Министерство социальных отношений Челябинской области наделило Областное казенное государственное учреждение "Государственное учреждение Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов "Импульс" полномочиями по оказанию государственной социальной помощи в части предоставления санаторно-курортного лечения.
Порядком предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение, утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от 18 апреля 2011 года N 95-П, предусмотрена обязанность гражданина, претендующего на получение путевки на санаторно-курортное лечение, подать заявление в уполномоченный орган и приложить необходимые документы (пункт 6) и обязанность уполномоченного органа рассмотреть поданное заявление и принять соответствующее решение.
Согласно части второй статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.
В случае если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
В случае если гражданин в течение календарного года утратил право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с 1 января до даты утраты гражданином права на получение социальных услуг.
Указанная норма направлена на определение срока, в пределах которого государство гарантирует гражданину реализацию его прав. Неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.
При таких обстоятельствах Министерство социальных отношений Челябинской области не может быть освобождено от исполнения возложенной на него законом обязанности, в том числе и по истечению календарного года, установленного для предоставления гражданам социальных услуг частью второй статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Не может служить основанием к отказу в иске недостаточность приобретенных на 2012 год санаторно-курортных путевок, предоставляемых в зависимости от даты подачи заявления, поскольку недостаточность финансирования или его отсутствие при наличии у гражданина права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение не являются основаниями для отказа в судебной защите имеющегося у гражданина права. Установив Федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.
Согласно пункту 12 Порядка предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение, утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 18 апреля 2011 года N 95-П, решение о предоставлении санаторно-курортных путевок гражданам принимается Министерством социальных отношений Челябинской области. На основании решения Министерства уполномоченный орган (учреждение) осуществляет выдачу санаторно-курортных путевок гражданам, включенным в областной реестр граждан, согласно очередности и в соответствии с рекомендуемым профилем лечения (пункт 13).
Поскольку полномочия по предоставлению мер социальной защиты возложены на Правительство Челябинской области, а решением задач по реализации Соглашения, которым переданы такие полномочия, занимается Министерство социальных отношений Челябинской области, суд первой инстанции правильно определил, что обязанность по предоставлению истцу санаторно-курортной путевки следует возложить на Министерство социальных отношений Челябинской области, в удовлетворении исковых требований к администрации г. Магнитогорска Челябинской области отказал, поскольку указанный ответчик не решает вопросы обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение.
Принимая во внимание, что истец своевременно обратился к ответчику с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, суд пришел к
- ' /(
верному выводу о том, что ему не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета, поскольку установив федеральным законом социальные гарантии по обеспечению нуждающихся граждан путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла на себя обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.
Недостаточность финансирования и большое количество лиц, имеющих право на данный вид льгот, при наличии у гражданина права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение не являются основанием для отказа в судебной защите таких прав.
Из анализа действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, не следует, что право на получение санаторно-курортного лечения в качестве средства реабилитации ставится в зависимость от наличия или отсутствия в данном регионе иных лиц, нуждающихся в таком лечении. В Законе также нет положения о реализации гражданином такого права в порядке очередности. По смыслу вышеназванных норм материального права санаторно-курортное лечение при наличии медицинских показаний должно предоставляться ежегодно и без каких-либо условий.
В связи с изложенным доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене решения, поскольку правильность выводов суда не опровергают.
При указанных обстоятельствах оснований к отмене принятого судом решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Правобережного районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 9 апреля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства социальных отношений Челябинской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.