Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судьи Щелокова Ю.Г.
судей Малоедовой Н.В., Никитенко Н.В.
при секретаре Некрасовой О.А.
с участием прокурора Соколовой Н.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Златоустовского городского округа Челябинской области на решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 04 апреля 2013 года по иску прокурора города Златоуста в интересах Ахмадиева С.Р. к администрации Златоустовского городского округа о возложении обязанности предоставить жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Щелокова Ю.Г. об обстоятельствах дела, заключение прокурора, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Златоуста обратился в суд в интересах Ахмадиева С.Р. с иском к администрации Златоустовского городского округа о возложении обязанности предоставить на условиях найма жилое помещение специализированного жилищного фонда в виде жилого дома или квартиры, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору найма, за счет средств бюджета Челябинской области. В обоснование требований прокурор указал на то, что Ахмадиев С.Р. является лицом из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей. 19 марта 2012 года распоряжением администрации Златоустовского городского округа он поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. До настоящего времени жилое помещение Ахмадиеву С.Р. не предоставлено.
Представитель администрации Златоустовского городского округа Костина Н.Д. не признала исковые требования.
Представитель ответчика - Правительства Челябинской области, представитель третьего лица - Управления социальной защиты населения Златоустовского городского округа, в судебное заседание не явились.
Суд постановил решение об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе администрация Златоустовского городского округа Челябинской области просит отменить решение суда в виду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела. Ссылается на то, что администрация Златоустовского городского округа Челябинской области отвечает по государственным обязательствам по обеспечению жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах субвенций, выделенных субъектом Российской Федерации. Указывают на то, что обязанность предоставления жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В материалах дела отсутствуют сведения о включении Ахмадиева С.Р. в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Указывает на отсутствие финансовой возможности для обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с недостаточностью денежных средств, выделяемых на эти цели из областного бюджета.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор города Златоуста указывает на то, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются специализированными жилыми помещениями органами местного самоуправления за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета. Факт внесения изменений в действующее законодательство не может служить основанием для отмены ранее приобретенного в установленном законом порядке права истца на предоставление жилого помещения. Отсутствие надлежащего финансирования не является основанием для лишения Ахмадиева С.Р. права на предоставление жилого помещения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия на основании положений ст.ст. 167,327 Гражданского процессуального кодекса РФ признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
2
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как установлено материалами дела, Ахмадиев С.Р., **** года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать - Загирова В.Р. решением Дуванского районного суда Республики Башкортостан от 12 мая 1994г. лишена родительских прав, отец - Ахмадиев Р.Х. умер 05 июля 2008 года. Постановлением Главы города Златоуста от 09 августа 1999 года N 942(2) над Ахмадиевым С.Р. установлена опека Андреевой Т.Б. Распоряжением Управления социальной защиты населения Златоустовского городского округа N 458 от 24.07.2009 Андреева Т.Б. освобождена от обязанностей попечителя над Ахмадиевым С.Р. С 19 марта 2012 года Ахмадиев С.Р. состоит на учете в качестве нуждающегося во внеочередном предоставлении жилья, как лицо из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельством о рождении (л.д. 12), решением суда (л.д. 13), свидетельством о смерти (л.д. 14), постановлением (л.д. 15) распоряжением (л.д. 7, 8)
В соответствии с пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 N 15-ФЗ), детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
3
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7 ст. 8 Закона).
В силу ст. 5 названного закона, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в ст.ст. 1, 17 Закона Челябинской области от 25 октября 2007 N 212-30 "О мерах социальной поддержки детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье" (в редакции Закона Челябинской области от 31 января 2013 года N447-30).
В соответствии со ст. 3 Закона Челябинской области от 22 декабря 2005 N442-30 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению названной категории граждан жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий обеспечивается за счет предоставляемых
4
местным бюджетам субвенций из областного фонда компенсаций, создаваемого в составе областного бюджета (ст. 6 Закона).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Ахмадиев С.Р. относится к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, жилое помещение ему не предоставлено, в связи с чем пришел к выводу о том, что он имеет право на получение жилья по нормам предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, а обязанность по предоставлению жилого помещения Ахмадиеву С.Р. должна быть возложена на администрацию Златоустовского городского округа за счет средств бюджета Челябинской области.
Судебная коллегия указанные выводы суда находит правильными, поскольку они основаны на установленных в судебном заседании фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы администрации Златоустовского городского округа Челябинской области об отсутствии финансовой возможности для обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с недостаточностью денежных средств, выделяемых на эти цели из областного бюджета, не являются основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Гарантированное законом право Ахмадиева С.Р., как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем не может быть поставлено в зависимость от момента выделения органу местного самоуправления соответствующих денежных средств на эти цели.
Недостаточность денежных средств, поступающих из бюджета Челябинской области, не освобождает администрацию Златоустовского городского округа Челябинской области от возложенной на нее законом обязанности по обеспечению истца жильем.
Не могут быть положены в основу отмены решения суда первой инстанции доводы апелляционной жалобы о том, что Ахмадиев С.Р. не включен в сформированный уполномоченным органом исполнительной власти Челябинской области список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их
5
числа, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29 февраля2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившего в силу с 01 января 2013 года, действие положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Поскольку Ахмадиев С.Р. в установленном порядке был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как лицо из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до дня вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ, принадлежащее ему право на обеспечение жилым помещением не реализовал, на него распространяется действие положений ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ). При этом само по себе невключение Ахмадиева С.Р. уполномоченным органом в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений не может нарушать его предусмотренных законом прав по обеспечению жилым помещением специализированного жилого фонда.
В апелляционной жалобе администрация Златоустовского городского округа Челябинской области указывает на то, что законами Челябинской области не указано, что жилые помещения сиротам и лицам из их числа должны предоставляться местными администрациями.
Данные доводы жалобы нельзя признать состоятельными, поскольку они противоречат положениям ст. 3 Закона Челябинской области от 22 декабря 2005 N442-30 (в редакции от 31 января 2013г.) "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно которым полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
6
родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений наделены органы местного самоуправления, каковым является администрация Златоустовского городского округа Челябинской области.
Решение суда является правильным, оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 04 апреля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Златоустовского городского округа Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
7
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.