Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судьи Чертовиковой Н.Я. судей Винниковой Н.В., Хан Р.А.
при секретаре Гречишниковой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда дело по иску прокурора города Верхнего Уфалея Челябинской области, действующего в интересах Российской Федерации в лице Главного управления лесами Челябинской области, к Рупеке а.в., администрации Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области, Управлению имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области с апелляционной жалобой Управления имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области на решение Верхнеуфалейского городского суда Челябинской области от 09 апреля 2013 года.
Заслушав доклад судьи Чертовиковой Н.Я. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения прокурора Минкиной Л.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Верхнего Уфалея Челябинской области, действуя в интересах Российской Федерации в лице Главного управления лесами Челябинской области, обратился в суд с иском к Рупеке А.В., администрации Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области, Управлению имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области о признании незаконным аукцион от 13 апреля 2012 года по продаже в собственность земельного участка с кадастровым номером **** площадью **** кв.м., расположенного примерно в 89 м по направлению на восток от ориентира жилой дом, расположенный за пределами участка, адрес ориентира: Челябинская область, город Верхний Уфалей, село Иткуль, улица ****, дом ****; признании недействительным (ничтожным) договор N 2 от 26 апреля 2012 года купли-продажи указанного земельного участка, заключенный между Управлением имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области и Рупека А.В.; применении последствий недействительности указанного договора;
исключении из Единого государственного кадастра недвижимости записи об указанном земельном участке; истребовании из незаконного владения Рупека А.В. названного земельного участка.
В обоснование исковых требований указано, что земельный с кадастровым номером **** площадью **** кв.м., расположенного примерно в 89 м по направлению на восток от ориентира жилой дом, расположенный за пределами участка, адрес ориентира: Челябинская область, город Верхний Уфалей, село Иткуль, улица ****, дом **** расположен в выделе **** квартала **** Иткульского участкового лесничества и относится к землям лесного фонда, право собственности на которые принадлежит Российской Федерации. Из собственности Российской Федерации данный земельный участок не изымался. Управлением имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области спорный земельный участок продан Рупеке А.В. Учитывая, что собственник земельного участка полномочия по отчуждению данного земельного участка продавцу не передавал, договор купли-продажи является ничтожным, стороны договора подлежат приведению в первоначальное положение (л.д.3-7).
Определением Верхнеуфалейского городского суда Челябинской области от 14 марта 2013 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление федерального казначейства Российской Федерации по Челябинской области, Финансовое управление Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области (л.д. 122).
В судебном заседании прокурор, представитель Главного управления лесами Челябинской области Курбангалин А.Г., действующий на основании доверенности (л.д.75), исковые требования поддержали в полном объеме.
Представители ответчиков администрации Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области, Управления имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области при надлежащем извещении участия в судебном заседании не приняли. Суду представлены отзывы на исковое заявление, в которых указано, что спорный земельный участок расположен в пределах населенного пункта села Иткуль города Верхнего Уфалея Челябинской области, соответственно, к землям лесного фонда не относится, продавец вправе был отчуждать данный земельный участок (л.д. 160-162, 165-167).
Ответчик Рупека А.В. при надлежащем извещении участия в судебном заседании не принял. Суду представлено заявление, в котором ответчик согласился с иском, но указал, что является добросовестным
2
приобретателем спорного земельного участка (л.д. 171). Его представитель Беспалов А.Г., действующий на основании доверенности (л.д.74), в судебном заседании поддержал позицию доверителя.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ТУ Росимущества в Челябинской области при надлежащем извещении участия в судебном заседании не принял. Суду представлен отзыв, в котором указано, что спорный земельный участок образован из земельного участка, находящегося в федеральной собственности и отнесенного к землям лесного фонда. Распоряжений о разделении исходного земельного участка с целью образования спорного земельного участка ТУ Росимущества в Челябинской области не издавало, образованный земельный участок из собственности Российской Федерации не изымался, в связи с чем сделки со спорным земельным участком незаконны (л.д. 83-85).
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Росреестра по Челябинской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Челябинской области, (далее по тексту филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Челябинской области), Общества с ограниченной ответственностью "Гео-сервис" (далее по тексту ООО "Гео-сервис"), Общества с ограниченной ответственностью "Аполлон" (далее по тексту ООО "Аполлон"), Управления федерального казначейства Российской Федерации по Челябинской области, Финансового управление Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области при надлежащем извещении участия в судебном заседании не приняли.
Судом принято решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме:
признан незаконным проведенный Управлением имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области аукцион от 13 апреля 2012 года по продаже в собственность земельного участка с кадастровым номером ****;
признан ничтожным договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером ****, заключенный между Управлением имущественных отношений
Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области и Рупека А.В.;
применены последствия недействительности ничтожной сделки, а именно из государственного кадастра недвижимости исключена запись о земельном участке с кадастровым номером ****, прекращено право собственности Рупека А.В. на земельный участок с кадастровым номером ****, погашена запись о государственной
3
регистрации права собственности Рупека А.В. на указанный земельный участок, из незаконного владения Рупека А.В. истребован названный земельный участок, с Управления имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области в пользу Рупека А.В. взысканы полученные по договору купли-продажи денежные средства в размере **** рублей.
В апелляционной жалобе ответчик Управление имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области просит решение суда отменить. Указывает, что в судебном заседании не доказан тот факт, что спорный земельный участок с кадастровым номером **** имеет наложение на земельный участок лесного фонда, находящийся в собственности Российской Федерации. Спорный земельный участок расположен в границах населенного пункта - села Иткуль, следовательно, не налагается не земельный участок лесного фонда. Аукцион по продаже в собственность земельного участка проведен в полном соответствии с действующий законодательством Российской Федерации, договор купли-продажи, заключенный с Рупека А.В. также соответствует действующему законодательству, полагать его ничтожным нет оснований (л.д. 211-215).
В отзыве на апелляционную жалобу третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Финансовое управление Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области просит решение суда отменить. Указывает, что аукционы, проведенные Управлением имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области по продаже в собственность земельных участков соответствуют действующему законодательству (л.д. 253-254).
Представитель истца Главного управления лесами Челябинской области, ответчик Рупека А.В., представитель ответчика администрации Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области, представители третьи лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ТУ Росимущества в Челябинской области, Управления Росреестра по Челябинской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Челябинской области, ООО "Гео-сервис", ООО "Аполлон", Управления федерального казначейства Российской Федерации по Челябинской области, Финансового управления Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель ответчика Управления имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области так же в
4
судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, названный ответчик о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ходатайство указанного ответчика об отложении разбирательства по делу судебной коллегией отклонено ввиду того, что ответчиком не указана причина по которой он просит отложить судебное разбирательство, не представлены доказательства уважительности таких причин. Судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика Управления имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области.
Заслушав прокурора Минкину Л.В., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Судом установлено, что лесной участок с условным номером **** общей площадью **** кв.м., расположенный по адресу: Челябинская область, город Верхний Уфалей, Областное государственное учреждение "Уфалейское лесничество" Иткульское участковое лесничество, кварталы **** - **** относится к землям лесного фонда и является собственностью Российской Федерации, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права собственности и не оспаривается в судебном заседании (л.д. 57).
Из материалов дела следует, что распоряжением администрации Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области от 15 декабря 2010 года N 1012-р земельный участок предназначенный для индивидуального жилищного строительства, расположенный в селе Иткуль города Верхний Уфалей Челябинской области в кадастровых кварталах ****, **** **** площадью **** кв.м. (ориентировочно) отнесен к категории земель - земли населенных пунктов.
По заказу Управления имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области ООО "Геосервис" в пределах земельного участка, расположенного в селе Иткуль города Верхний Уфалей Челябинской области в кадастровых кварталах ****, **** **** ориентировочной площадью **** кв.м. осуществлено межевание 42 земельных участка для продажи с аукциона под индивидуальное жилищное строительство, в том числе земельный участок площадью 1500 кв.м., расположенного примерно в 89 м по направлению на восток от ориентира жилой дом, расположенный за пределами участка, адрес ориентира: Челябинская область, город Верхний Уфалей, село Иткуль, улица ****, дом ****, которому присвоен кадастровый номер ****.
5
Данные обстоятельства подтверждены письмом Управления имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области от 12 ноября 2010 года в адрес ООО "Гео-сервис" о межевании 42 земельных участков с приложением варианта размещения земельных участков (л.д. 41-43), межевым планом земельного участка площадью **** кв.м., расположенного примерно в 89 м по направлению на восток от ориентира жилой дом, расположенный за пределами участка, адрес ориентира: Челябинская область, город Верхний Уфалей, село Иткуль, улица ****, дом **** (л.д. 29-40), решением о постановке данного земельного участка на кадастровый учет с кадастровым номером **** (л.д. 27), кадастровым паспортом земельного участка с кадастровым номером **** (л.д. 24-26).
Решением Верхнеуфалейского городского суда Челябинской области от 12 декабря 2012 года признано незаконным и отменено распоряжение администрации Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области от 15 декабря 2010 года N 1012-р в части отнесения к категории земель: земли населенных пунктов - земельного участка, расположенного по адресу: Челябинская область, город Верхний Уфалей, село Иткуль в кадастровых кварталах: ****, ****, входящего в состав земель лесного фонда - квартал ****, выделы ****, **** Иткульского участкового лесничества Областное государственное учреждение "Уфалейское лесничество" Иткульское участковое лесничество (л.д. 111-116). Определением судебной коллегии Челябинского областного суда от 05 марта 2013 года решение Верхнеуфалейского городского суда Челябинской области от 12 декабря 2012 года оставлено без изменения (л.д. 117-120).
Спорный земельный участок с кадастровым номером **** расположен в пределах выдела **** квартала **** лесного участка с условным номером **** общей площадью **** кв.м., расположенного по адресу: Челябинская область, город Верхний Уфалей, Областное государственное учреждение "Уфалейское лесничество" Иткульское участковое лесничество, что подтверждается таксационным описанием и картографической выкопировкой из плана лесного участка (л.д.54-56), отметкой в акте согласования местоположения границ земельного участка площадью **** кв.м., расположенного примерно в 89 м по направлению на восток от ориентира жилой дом, расположенный за пределами участка, адрес ориентира: Челябинская область, город Верхний Уфалей, село Иткуль, улица ****, дом ****, сделанной руководителем Областного государственного учреждения "Уфалейское лесничество" Иткульское участковое лесничество, согласно которой участок расположен на землях лесного фонда (л.д. 40 об.).
6
Так же из материалов дела следует, что 13 апреля 2012 года Управлением имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области проведен аукцион по продаже в собственность земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в том числе, земельного участка с кадастровым номером ****.
По итогам аукциона 26 апреля 2012 года между Управлением имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области и Рупека А.В. заключен договор N 2 купли-продажи указанного земельного участка с кадастровым номером ****, по условиям которого продавец передал в собственность Рупека А.В. земельный участок с кадастровым номером **** площадью **** кв.м., расположенного примерно в 89 м по направлению на восток от ориентира жилой дом, расположенный за пределами участка, адрес ориентира: Челябинская область, город Верхний Уфалей, село Иткуль, улица ****, дом ****, покупатель оплатил стоимость земельного участка в размере **** рублей (л.д. 1Зоб.-14). Земельный участок передан Рупеке А.В. по акту приема-передачи от 16 апреля 2012 года (л.д. 14 об.), факт внесения денежных средств в размере **** рублей подтвержден платежными поручениями (л.д. 157-158).
10 мая 2012 года зарегистрировано право собственности Рупека А.В. на указанный земельный участок (л.д. 10, 153-154).
Установив названные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу о том, что спорный земельный участок с кадастровым номером **** относится к землям лесного фонда и находится в собственности Российской Федерации, у администрации Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области отсутствовало право распоряжения данным земельным участком, после чего, руководствуясь положениями пункта 2 статьи 9, статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 168, 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, принял правильное решение об удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия полагает, что вывод суда первой инстанции является основанным на полно и всесторонне исследованных обстоятельствах дела и соответствует приведенным нормам права.
Доводы апелляционной жалобы ответчика Управления имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области о том, что аукцион по продаже спорного земельного участка проведен в полном соответствии с действующим
7
законодательством, соответственно, полагать договор купли-продажи спорного участка, заключенный с Рупека А.В. ничтожным нет оснований, подлежат отклонению.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации право распоряжения имуществом принадлежит собственнику.
Согласно статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно пункту 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляет Российская Федерация.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение только земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу пункта 3 статьи 214, пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года N 432, полномочия собственника от имени Российской Федерации реализуют Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные органы.
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В материалах дела отсутствуют доказательства передачи спорного земельного участка с кадастровым номером **** из
8
федеральной собственности в собственность муниципального образования, так же не представлены доказательства перевода в установленном законом порядке указанного земельного участка из земель лесного фонда в другую категорию, в связи с чем судебная коллегия полагает, что указанный в иске договор купли-продажи со стороны продавца заключен субъектом, не обладающим полномочиями на распоряжение спорным земельным участком, что свидетельствует о его ничтожности.
То обстоятельство, что в кадастровом паспорте спорного земельного участка с кадастровым номером **** указано, что данный участок отнесен к землям населенных пунктов, правового значения для отнесения земельного участка к названной категории не имеет, поскольку доказательств его перевода из земель лесного фонда в порядке, предусмотренном действующим законодательством, в материалы дела не представлено.
Кроме того, в силу пункта 3 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Таким образом, изменение границы населенного пункта, в результате которого часть лесного участка оказалась в границе населенного пункта, само по себе не изменяет правового статуса лесного участка.
Ссылки в апелляционной жалобе на отсутствие доказательств наложения спорного участка с кадастровым номером **** на земельный участок лесного фонда, находящийся в собственности Российской Федерации, на то, что спорный земельный участок находиться в границах населенного пункта, следовательно, не входит в состав лесного участка, судебной коллегией отклоняются в связи со следующим.
Наложение спорного участка с кадастровым номером **** на земельный участок лесного фонда подтверждено материалами лесоустройства - таксационным описанием и планом.
Согласно положениям статьи 4.2 Федерального закона от 04 декабря 2006 года N 201 -ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. При этом планы лесного участка в составе земель лесного фонда, выданные до 01 января 2015 года, признаются юридически действительными.
9
Частью 1 статьи 14 вышеуказанного Федерального закона вплоть до утверждения лесных планов субъектов Российской Федерации и лесохозяйственных регламентов в установленном Лесным кодексом Российской Федерации порядке, но не более чем через два года со дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляется на основании лесоустроительной документации в части, не противоречащей Лесному кодексу Российской Федерации.
Учитывая приведенные правовые нормы, судебная коллегия полагает, что материалы лесоустройства являются надлежащим доказательством, наложение границ спорного земельного участка на земли лесного фонда установлено судом первой инстанции на основании представленных доказательств.
Суд разрешил возникший спор с учетом требований закона и установленных обстоятельств, оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Верхнеуфалейского городского суда Челябинской области от 09 апреля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
10
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.