Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судьи Шигаповой СВ., судей Загайновой А.Ф., Зариповой Ю.С. при секретаре Шагеевой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа на решение Верхнеуфалейского городского суда Челябинской области от 10 апреля 2013 года по исковому заявлению Прокурора г. Верхнего Уфалея Челябинской области в интересах Российской Федерации в лице Главного Управления лесами Челябинской области к администрации Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области, Управлению имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области, НИКОНЧУКУ В.Л. о признании незаконным аукциона по продаже земельного участка, признании ничтожным договора купли-продажи земельного участка, прекращении права собственности на земельный участок, истребовании из незаконного владения земельного участка, исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке,
заслушав доклад судьи Загайновой А.Ф. об обстоятельствах дела, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Верхнего Уфалея Челябинской области обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации к Администрации Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области, Управлению имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области, Никончуку В.Л. с иском о признании незаконным аукциона от 13 апреля 2012 года по продаже земельного участка с кадастровым номером *** в собственность Никончука В.Л., признании ничтожным договора купли-продажи данного земельного участка, прекращении права собственности ответчика на этот земельный участок, исключении его
2
из государственного кадастра недвижимости, погашения записи о государственной регистрации права собственности на данный земельный участок, истребовании из незаконного владения Никончука В. Л. данного земельного участка, исключении из государственного реестра недвижимости сведений о земельном участке указывая, что указанный земельный участок согласно материалам лесоустройства расположен в выделе 20 квартала 96 Иткульского участкового лесничества ЧОБУ "Уфалейское лесничество" и относится к землям лесного фонда, право собственности на которые принадлежат Российской Федерации. Спорный земельный участок является частью федерального земельного участка и расположен внутри его границ, при этом из собственности Российской Федерации не изымался. Управлением имущественных отношений округа спорный земельный участок продан Никончуку В.Л. на основании протокола о несостоявшемся аукционе за *** руб. Полагает, что состоявшаяся сделка не соответствует требованиям закона, является ничтожной, и подлежит признанию недействительной.
В судебном заседании прокурор Самойлова О.В. заявленные требования поддержала.
Представитель истца Главного управления лесами Челябинской области Курбангалин А.Г. в суде первой инстанции исковые требования поддержал.
Представитель ответчика администрация Верхнеуфалейского городского округа, просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель Управления имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа - Куткина С.Д. в судебном заседании возражала против заявленных требований, указывая, что спорный земельный участок расположен на "землях населенного пункта" с. Иткуль г. Верхнего Уфалея Челябинской области, а не на землях лесного фонда.
Никончук В.Л. просил рассмотреть дело без его участия и не возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель Никончука В.Л. - Беспалов А.Г. в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представители третьих лиц- Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным
3
имуществом в Челябинской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, ООО "Геосервис" г. Кыштыма, ООО "Аполлон" г. Касли участия в судебном заседании не принимали, извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Суд постановил решение об удовлетворении требований прокурора. Признал незаконным проведенный Управлением имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области аукцион от 13 апреля 2012 года по продаже земельного участка в собственность с кадастровым номером *** площадью 1500 кв.м., расположенного примерно в 87 метрах по направлению на восток от ориентира: жилой дом, расположенный за пределами участка, Челябинская область, г. Верхний Уфалей, с. Иткуль, ул. ***, N 36; признал ничтожным договор купли-продажи этого земельного участка от 26 апреля 2012 года N 1, заключенный между Управлением имущественных отношений округа и Никончуком В.Л.; прекратил право собственности Никончука В.Л. на земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 1500 кв. м., расположенный по указанному адресу, и постановил погасить в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о государственной регистрации права собственности на земельный участок Никончука В.Л. от 10 мая 2012 года N74-74-27/012/2012-477; исключил из государственного кадастра недвижимости в ФГУ "Земельная кадастровая палата" Челябинской области Отделе по Верхнеуфалейскому городскому округу запись о земельном участке Никончука В.Л. с кадастровым номером ***; истребовал из незаконного владения Никончука В.Л. земельный участок с кадастровым номером *** площадью 1500 кв.м., расположенный Челябинская область, г. Верхний Уфалей, примерно в 87 метрах по направлению на восток от ориентира: жилой дом, расположенный за пределами участка Челябинская область, г. Верхний Уфалей, с. Иткуль, ул. ***, N 36; взыскал с Управления имущественных отношений продажи стоимость земельного участка *** рублей; одновременно отменил меры по обеспечению иска, принятые судом от 19 сентября 2012 года в виде запрета Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области совершать любые регистрационные действия в отношении земельного участка с кадастровым номером ***; запрета Никончуку В.Л. производить сделки по отчуждению данного земельного участка и вырубку лесных насаждений на данном земельном участке.
4
В апелляционной жалобе Управление имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что аукцион по продаже спорного земельного участка проведен в полном соответствии с действующим законодательством, поэтому договор купли-продажи спорного участка с Никончуком В.Л. заключен на законных основаниях. Считает, что не представлено доказательств наложения спорного участка на лесной участок. Кадастровый паспорт на спорный участок подтверждает нахождение земельного участка и его границ в рамках сельского населенного пункта с. Иткуль. Участок лесного фонда имеет свой отличный номер от кадастрового участка Никончука В.Л., что свидетельствует об отсутствии пересечений указанных участков. Полагает, что часть лесного участка, принадлежащего Российской Федерации, а именно, выделы 3, 20 квартала 96 Иткульского участкового лесничества, относится к категории земель "земли населенных пунктов", находится в пределах территориальных границ с. Иткуль, которые ранее были установлены и поставлены на кадастровый учет в соответствии с законом. Указывает, что карты, по материалам которых были обозначены границы и представленный земельный участок, принадлежащий сельскому поселению, были утверждены соответствующим органом в сфере геодезии, поэтому нарушение границ сельского поселения исключается. Считает, что в границах кадастровых кварталов может находиться только одна категория земель, а номера кадастровых кварталов ***, *** согласно Инструкции, утвержденной приказом Роскомзема от 19 сентября 1996 года N 102, изначально указывают на категорию земель - земли населенных пунктов.
Исходя из положений ст. 167 ГПК РФ, с учетом, не явившихся лиц в заседание судебной коллегии, но извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без их участия.
Заслушав прокурора Соколову Н.Ф., представителя Управления имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа Куткину С.Д., проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным по следующим мотивам.
При разрешении спора судом первой инстанции установлено, что на основании распоряжения администрации Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области от 15 декабря 2010 года N 1012-р земельный участок, расположенный в с. Иткуль, г. В.Уфалей,
5
Челябинской области, в кадастровых кварталах: ***, *** ***, площадью 57912 кв.м. (ориентировочно), был отнесен для индивидуального жилищного строительства, к категории земель - земли населенных пунктов.
В ноябре 2010 года администрацией Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области проведено межевание земельных участков, расположенных в квартале N 96 выдел 20, 3 Иткульского участкового лесничества ЧОБУ "Уфалейское лесничество".
10 мая 2012 года отделом кадастрового учета земельных участков и государственного земельного контроля по г. Челябинску и отделом Росреестра г. Верхнего Уфалея по Челябинской области поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: Челябинская область, г. Верхний Уфалей, с.Иткуль, ул. ***, 36 примерно в 87 м. по направлению на восток от ориентира жилой дом, расположенный за пределами участка, категория земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного строительства - под объект индивидуального жилищного строительства.
13 апреля 2012 года Управлением имущественных отношений администрации округа проведен аукцион по продаже в собственность земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в том числе, указанного земельного участка площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером ***. Аукцион (открытый по составу участников и по форме подачи заявок) на основании п. 26 ст. 38.1 Земельного кодекса РФ был признан несостоявшимся, в связи с участием в нем менее двух участков.
26 апреля 2012 года между Управлением имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области (продавец) и ответчиком Никончуком В.Л. (покупатель) был заключен договор купли-продажи данного земельного участка с кадастровым номером ***, согласно условиям которого, спорный земельный участок, предназначенный под строительство индивидуального жилого дома, стоимостью *** рублей был передан в собственность Никончуку В.Л. 16 апреля 2012 года сторонами подписан акт приема-передачи данного земельного участка. Запись о регистрации права Никончуку В.Л. внесена в ЕГРП 10 мая 2012 года.
6
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 74 АВ N508306, выданному 01 декабря 2009 года, лесной участок с кадастровым номером *** площадью 179970000 кв.м., расположенный по адресу: Челябинская область, г. В.Уфалей, областное государственное учреждение "Уфалейское лесничество" Иткульское участковое лесничество, кварталы 1-97 является собственностью Российской Федерации.
Согласно материалам лесоустройства, описанию расположения, схеме лесничества, выписке из ЕГРП, спорный земельный участок расположен на землях лесного фонда, квартал 96, выдел 20 Иткульского участкового лесничества ЧОБУ "Уфалейское лесничество", которые относятся к федеральной собственности. Решением Верхнеуфалейского городского суда Челябинской области от 12 декабря 2012 года, выступившим в законную силу 12 декабря 2012 года, признано незаконным и отменено указанное распоряжение администрации Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области от 15 декабря 2010 года N 1012-р в части отнесения к категории земель: земли населенных пунктов - земельного участка, расположенного по адресу: с. Иткуль г. Верхний Уфалей Челябинской области в кадастровых кварталах: ***, ***, входящих в состав земель лесного фонда квартал 96, выдел 3, 20 Иткульского участкового лесничества ЧОБУ "Уфалейское лесничество".
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 168 ГК РФ пришел к правомерному выводу о том, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда и находится в собственности Российской Федерации, у администрации городского округа отсутствовало право распоряжения им, поэтому сделка ничтожна, как не соответствующая требованиям закона п. 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ у судебной коллегии нет оснований не соглашаться с указанными выводами, поскольку они основаны на правильно установленных обстоятельствах, а также собранных по делу доказательствах, которым дана правильная и надлежащая оценка в соответствии с положениями ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, правильном применении норм материального и процессуального права и мотивированы судом.
Так, в соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса РФ право распоряжения имуществом принадлежит собственнику.
Согласно статье 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
7
Согласно п. 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляет Российская Федерация.
В силу статьи 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение только земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу пункта 3 статьи 214, пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса, пункта 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05 июня 2008 N 432, полномочия собственника от имени Российской Федерации реализуют Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные органы.
В соответствии со статьей 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства передачи спорного земельного участка в собственность муниципального образования, доказательства перевода земельного участка из одной категории в другую отсутствуют, то, следовательно, договор купли-продажи заключен муниципальным образованием как субъектом, не обладающим полномочиями на распоряжение спорным земельным участком.
Также судом обоснованно принято во внимание, вступившее в законную силу решение Верхнеуфалейского городского суда от 12 декабря 2012 года, которым установлено, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда и расположен в пределах земельного участка площадью 179970000 га, на который зарегистрировано в установленном порядке право собственности
8
Российской Федерации. Указанное решение в силу п. 2 ст. 61 ГПК РФ имеет преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела.
В этой связи, доводы апелляционной жалобы о том, что аукцион по продаже спорного земельного участка проведен в полном соответствии с действующим законодательством, поэтому договор купли-продажи спорного участка с Никончуком В.Л. заключен на законных основаниях, подлежат несостоятелен.
Ссылки в апелляционной жалобе на отсутствие доказательств наложения спорного участка с кадастровым номером *** на лесной участок, находящийся в собственности РФ с условным кадастровым номером ***; о наличии у Никончука В.Л. кадастрового паспорта на спорный участок, который подтверждает нахождение земельного участка и его границ в рамках сельского населенного пункта с. Иткуль; отличие кадастровых номеров участка лесного фонда и участка Никончука В.Л. свидетельствует об отсутствии пересечений указанных участков; что земельные участки в кадастровых кварталах ***, *** находятся в границах населенного пункта с. Иткуль, являются землями населенных пунктов, не входят в состав лесного фонда, судебной коллегией не являются для отмены решения суда, поскольку границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства.
Сведения о принадлежности земельного участка к землям лесного фонда содержатся в Главном управлении лесами Челябинской области и установлено данное обстоятельство решением суда, приведенного выше.
Кроме того, согласно положениям статьи 4.2 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. При этом планы лесного участка в составе земель лесного фонда, выданные до 01 января 2015 года, признаются юридически действительными.
Согласно ч.1 ст. 14 вышеуказанного Федерального закона вплоть до утверждения лесных планов субъектов РФ и лесохозяйственных регламентов в установленном Лесным кодексом РФ порядке, но не более чем через два года со дня введения в действие Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляется на основании
9
лесоустроительной документации в части, не противоречащей Лесному кодексу Российской Федерации.
Следовательно, материалы лесоустройства являются надлежащим доказательством. Наложение границ спорного земельного участка на земли лесного фонда установлен судом на основании представленных доказательств.
В силу ч. 3 ст. 84 ЗК РФ включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Нахождение лесных участков на землях населенных пунктов само по себе не изменяет правового статуса лесных участков.
То обстоятельство, что в кадастровом паспорте спорного земельного участка в качестве категории земель указано "земли населенных пунктов", правового значения для отнесения земельного участка к названной категории не имеет, поскольку доказательств его перевода из земель лесного фонда в порядке, предусмотрено действующим законодательством, в материалы дела не представлено.
Судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, правильно определены и в полном объеме установлены значимые для рассмотрения дела обстоятельства. Исследованные доказательства и доводы сторон получили надлежащую правовую оценку, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Верхнеуфалейского городского суда Челябинской области от 10 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.