Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе
председательствующего: судей:
при секретаре:
Шигаповой СВ.,
Смолина А.А., Майоровой Е.Н.,
Шагеевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда апелляционную жалобу администрации Ашинского муниципального района Челябинской области на решение Ашинского городского суда Челябинской области от 11 апреля 2013 года по гражданскому делу по иску Ашинской городской прокуратуры в интересах Кузьминой Д.А. к администрации Ашинского муниципального района Челябинской области о предоставлении жилого помещения вне очереди,
заслушав доклад судьи Смолина А.А., об обстоятельствах дела, и доводах апелляционной жалобы, выслушав прокурора Соколову Н.Ф., исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ашинский городской прокурор Челябинской области обратился в суд с иском в интересах лица из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей Кузьминой Д.А. к администрации Ашинского муниципального района Челябинской области, в котором просил, с учетом дополнения, возложить обязанность на администрацию Ашинского муниципального района Челябинской области предоставить Кузьминой Д.А. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 8 кв.м. в г. Миньяр за счет средств бюджета Челябинской области.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Кузьмина Д.А. относится к лицам из числа детей- сирот, оставшихся без попечения родителей, в связи со смертью родителей, над ней установлено попечительство М.С.В. В период с 01 сентября 2008 года по 21 июня 2010 года Кузьмина обучалась в техникуме и находилась в указанный период времени на полном государственном обеспечении. 12 декабря 2011 года Кузьмина поставлена на учет в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении жилья, регистрационный номер Кузьминой из числа указанной категории детей является 123. Закрепленного жилья Кузьмина не имеет, имеющийся жилой дом признан непригодным для проживания и подлежащим сносу. Поскольку Кузьминой, относящейся к указанной категории, по достижении 18-летия, а также после окончания техникума жилье не предоставлено, в соответствие с положениями ЖК РФ
и ФЗ N 159-ФЗ от 21 декабря 19967 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" должно быть предоставлено жилье вне очереди согласно социальной норме, установленной в г. Миньяр.
В судебном заседании прокурор Москова P.M., истец Кузьмина Д.А. настаивали на удовлетворении требований, с учетом дополнения.
Представитель администрации Ашинского муниципального района Челябинской области в судебном заседании участия не принимал, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель Министерства социальных отношений Челябинской области в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил отзыв на иск.
Дело также рассмотрено в отсутствие представителя Правительства Челябинской области.
Решением Ашинского городского суда Челябинской области от 11 апреля 2013 года требования прокурора удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель администрации Ашинского муниципального района Челябинской области просит решение городского суда отменить, ссылаясь на следующие обстоятельства. Судом первой инстанции не учтено, что администрация Ашинского городского округа отвечает по обязательствам в части предоставления жилья только в пределах выделенных субвенций субъектом Российской Федерации, при этом вынесенное решение нарушает права других очередников, относящихся к той же категории, что и Кузьмина, в связи с чем, речь о внеочередном предоставлении жилья Кузьминой идти не может.
В суде апелляционной инстанции прокурор Соколова Н.Ф, считала решение Ашинского городского суда законным и обоснованным.
Истец Кузьмина Д.А., представители администрации Ашинского муниципального района Челябинской области, Министерства социальных отношений Челябинской области, Правительства Челябинской области в судебном заседании участия не принимали.
В соответствие с ч. 1 ст. 327, ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Выслушав прокурора Соколову Н.Ф., изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Согласно ст. 1 ФЗ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у
3
которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Абз.З ч. 1 ст. 8 указанного ФЗ установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Кузьмина Д.А. родилась *** год, ее родители умерли в ***году (отец) и ***году (мать).
Постановлением главы Ашинского муниципального района Челябинской области от 03 сентября 2004 года над Кузьминой Д.А. установлено попечительство М.С.В.
12 декабря 2011 года Кузьмина Д.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении жилья.
После смерти отца наследниками в равных долях имущества, в том числе жилого дома N *** Ашинского района Челябинской области являлись в равных долях Кузьмина Д.А. и ее мать.
Вместе с тем, данный дом признан непригодным для проживания и подлежащим сносу, что подтверждается актом обследования индивидуального жилого дома межведомственной комиссией от 14 ноября 2011 года, заключением межведомственной комиссии о его непригодности от того же числа.
В июне 2010 года Кузьмина окончила техникум, в июле 2010 года выдан диплом о получении среднего (полного) общего образования.
По сведениям регистрирующих органов у Кузьминой Д.А. отсутствуют жилые помещения в собственности, либо на условиях найма.
Постановлением главы Ашинского муниципального района Челябинской области от 30 января 2013 года утвержден список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилья в Ашинском муниципальном районе и состоящих на учете по состоянию на 01 января 2013 года.
В соответствие с данным списком Кузьмина Д.А. стоит под номером
123.
На основании п. 1 ст. 3 ФЗ от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" признан утратившим силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, который до 01 января 2013 года устанавливал внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.
В соответствии со ст. 8 ФЗ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
Согласно ст. 4 названного закона действие положений ст. 8 указанного ФЗ и ЖК РФ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что 12 декабря 2011 года Кузьмина Д.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении жилья. Однако до настоящего времени она жильем не обеспечена, в связи с чем, заявленные прокурором в ее интересах требования подлежат удовлетворению.
В ст. 5 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определено, что
предусмотренные Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с данным ФЗ был принят Закон Челябинской области от 25 октября 2007 года N 212-30 "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В силу ст. 17 указанного Закона Челябинской области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, включенным в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа (далее - список), однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются лицам, указанным в абз. 1 настоящей части, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 настоящей части и достигших возраста 18 лет, жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются лицам, указанным в абз. 1 настоящей части, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным в соответствии со ст. 50 ЖК РФ.
Согласно п. 8 ст. 3 Закона Челябинской области от 22 декабря 2005
года N 442-30 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, однократного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с решением совета депутатов Миньярского городского поселения от 16 мая 2006 года N 33, норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составляет не менее 8 кв.м. и не более 14 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 человека в отдельных квартирах.
Разрешая исковые требования суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, исходя из установленных по делу обстоятельств, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований прокурора в интересах Кузьминой.
Ссылка апелляционной жалобы о том, что удовлетворение требований приведет к нарушению прав и законных интересов иных лиц, состоящих на таком учете, на отсутствие преимущественного права Кузьминой на предоставление жилья, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм права, поскольку в силу прямого указания закона обеспечение данной категории лиц жильем осуществляется во внеочередном порядке вне зависимости наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на такое же обеспечение.
Ссылка автора жалобы об отсутствии поступления денежных средств на цели предоставления жилья данной категории граждан, не освобождает администрацию от обязанности по обеспечению Кузьминой жильем, в связи с чем, основанием для отмены решения служить не может.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые
влияли бы на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы, изложенные в решении, принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, определены правильно, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не установлено, оспариваемое решение следует признать законным и обоснованным.
Также коллегия считает необходимым указать на техническую описку в мотивировочной части решения суда о предоставлении Кузьминой Д.А. соответствующего жилого помещения по договору социального найма ( следует читать правильно по договору найма специализированного жилого помещения ), которая подлежит устранению. Указанная техническая описка не влияет на правильность выводов, изложенных в решении суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ашинского городского суда Челябинской области от 11 апреля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Ашинского муниципального района Челябинской области, -без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.