Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судей
с участием прокурора при секретаре
Шигаповой СВ., Зариповой Ю.С, Смолина А.А., Минкиной Л.В., Верховцевой М.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства социальных отношений Челябинской области на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 23 апреля 2013 года по гражданскому делу по исковому заявлению Прокурора Челябинской области, действующего в интересах Назайкиной Е.В., действующей в интересах несовершеннолетней Н.К.А., к Министерству социальных отношений Челябинской области, Государственному учреждению Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов "Импульс" о признании бездействия незаконным, понуждении предоставить компенсацию за проезд к месту лечения и обратно согласно представленным билетам.
Заслушав доклад судьи Зариповой Ю.С. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Челябинской области, действующий в интересах Назайкиной Е.В., действующей в интересах несовершеннолетней дочери - Н.К.А.., обратился в суд с иском к Министерству социальных отношений Челябинской области (далее МСО Челябинской области), Государственному учреждению Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов "Импульс" (далее ГУ ЧОРФ ЦИ "Импульс") о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредоставлении Назайкиной Е.В. бесплатного проезда к месту лечения её ребенка - Н.К.А.., понуждении предоставить компенсацию за проезд к месту лечения и обратно согласно представленным билетам.
В обоснование требований указал, что Н.К.А ... является ребенком-инвалидом, которому гарантировано право бесплатного проезда к месту лечения и обратно на себя и сопровождающего взрослого. *** года Н.К.А ... выдана бесплатная путевка на санаторно-курортное лечение в санаторий " ***" г. ***. В связи с отсутствием железнодорожных билетов Назайкиной Е.В. были приобретены авиабилеты в г. ***. По прибытии с места лечения Назайкина Г.В. сдала все необходимые для получения компенсации за проезд к месту лечения и
2
обратно документы в ГУ ЧОРФ ЦИ "Импульс". Однако до настоящего времени компенсация произведенных Назайкиной Е.В. расходов МСО Челябинской области не произведена.
Представитель прокуратуры Челябинской области и Назайкина Е.В. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивали по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика МСО Челябинской области Антипова О.И. в судебном заседании исковые требования не признала.
Представители ответчика ГУ ЧОРФ ЦИ "Импульс", 3-его лица УСЗН г. Копейска, Н.К.А ... участия в судебном заседании не приняли, извещены, ГУ ЧОРФ ЦИ "Импульс" просило рассмотреть дело в их отсутствие, ранее в ходе рассмотрения дела представитель поддержал позицию представителя МСО Челябинской области.
Судом постановлено решение о частичном удовлетворении требований, признано незаконным бездействие Министерства социальных отношений Челябинской области, выразившееся в непредоставлении Назайкиной Е.В. бесплатного проезда к месту лечения её ребенка- Н.К.А. Н.К.А., на Министерство социальных отношений Челябинской области возложена обязанность предоставить Назайкиной Е.В. компенсацию за проезд к месту лечения Н.К.А. Н.К.А. и обратно в период с *** г. по *** г. согласно справок о стоимости проезда N 62 и N 63, выданных ОАО "РЖД" *** года. В удовлетворении исковых требований к ГУ ЧОРФ ЦИ "Импульс" отказано.
Не согласившись с решением суда Министерство социальных отношений Челябинской области обратилось в Челябинский областной суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Центрального районного суда г. Челябинска от *** года отменить. В обоснование доводов жалобы указало, что Постановлением Правительства Челябинской области от 18.04.2011 года N 95-П утвержден Порядок предоставления отдельным категориям граждан бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно. Полагают, что у Назайкиной Е.В. была возможность реализовать свое право на бесплатный проезд к месту лечения и обратно путем получения специальных талонов, однако истица данным правом не воспользовалась и в Центр "Импульс" для получения талонов не обращалась. Назайкиной Е.В. изначально не были соблюдены условия, установленные пунктом 5 Порядка, а именно Назайкина Е.В. не воспользовалась правом на получение специальных талонов на бесплатный проезд, в данном направлении имеется прямое железнодорожное сообщение, стоимость проезда на железнодорожном транспорте меньше стоимости осуществленного истцами авиаперелета, у ребенка-инвалида Н.К.А ... не имеется заболевания или травмы спинного мозга, дающего право на авиационный перелет к месту лечения и обратно. Выплата компенсации в
3
данном случае привела бы к нецелевому расходованию средств федерального бюджета.
Помощник прокурора Челябинской области Минкина Л.В., Назайкина Е.В. в суде апелляционной инстанции возражали против доводов жалобы.
Представитель ответчика МСО Челябинской области Гриб О.А. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель ответчика ГУ ЧОРФ ЦИ "Импульс" Грушина Т.М. в судебном заседании доводы жалобы поддержала.
Представитель 3-его лица УСЗН г. Копейска в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежаще.
В соответствии с частью 1 статьи 327, статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, выслушав мнение участников процесса, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, Н.К.А ... *** года рождения является ребенком-инвалидом, что подтверждается справой ***.
Согласно справке УПФР в г. Копейске от ***. Н.К.А ... имеет право, в том числе с *** г. на проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
*** года ГУ ЧОРФ ЦИ "Импульс" Назайкиной Е.В., действующей в интересах своей несовершеннолетней дочери Н.К.А.., выдана путевка на санаторно-курортное лечение в санаторий " ***" г. ***.
*** года Назайкиной Е.В. приобретены авиабилеты на себя и Н.К.А ... по маршруту ***- *** на *** года и по маршруту *** - *** на *** года. Стоимость билетов на Назайкину Е.В. составила *** рублей, на Н.К.А ... - *** рублей.
В период с *** года Н.К.А ... с сопровождающим взрослым - Назайкиной Е.В. находились на лечении в санатории " ***" г. ***.
По прибытии в г. Челябинск, *** года, Назайкина Е.В. обратилась с заявлением в ГУ ЧОРФ НИ "Импульс", в котором просила возместить ей расходы по проезду к месту лечения Н.К.А ... и обратно по стоимости железнодорожного транспорта, приложив к своему заявлению справки о стоимости проезда N ***выданных ОАО "РЖД" *** года.
4
*** года Назайкина Н.В. обратилась с заявлением на имя Министра социальных отношений Челябинской области о разъяснении ей отсутствии оплаты компенсации проезда к месту лечения её ребенка и обратно. Ответ на ее обращение Министерством социальных отношений по Челябинской области не дан.
В соответствии со ст. 6.1. главы 2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в соответствии с настоящей главой право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе дети-инвалиды.
В силу п.1 ст. 6.2 указанного закона, в состав предоставляемого гражданам из числа категории, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается и бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
При предоставлении социальных услуг в соответствии с настоящей статьей граждане, имеющие 1 группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.
Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития (п. 5 ст. 6.3. вышеуказанного закона).
В соответствии с п. 4.1. Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 N328, организация перевозки граждан к месту лечения и обратно осуществляется железнодорожным транспортом пригородного сообщения, а также междугородним железнодорожным, авиационным, водным (речным) и автомобильным транспортом.
Согласно п. 4.2. названного Порядка для следования к месту лечения граждане вправе воспользоваться: железнодорожным транспортом (поезда всех категорий, в том числе фирменные поезда в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует, вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности); авиационным транспортом (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга; водным транспортом (третьей категории); автомобильным транспортом (общего пользования).
5
Одновременно с получением в территориальных органах Фонда, органах социальной защиты населения или уполномоченном органе санаторно-курортной путевки гражданин обеспечивается специальными талонами на право бесплатного получения проездных документов в поезде дальнего следования (далее - специальные талоны) или направлениями на приобретение проездных документов на авиационном, автомобильном и водном транспорте (далее - именное направление). При следовании к месту лечения и обратно двумя и более видами транспорта специальные талоны или именные направления на право бесплатного получения проездных документов выдаются на каждый вид транспорта (п. 4.3, Порядка),
Обеспечение в рамках предоставления социальных услуг граждан бесплатным проездом к месту лечения и обратно, в том числе к месту санаторно-курортного лечения по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в санаторно-курортные учреждения, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний осуществляется на основании направления и талона N 2, оформленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Направление и талон N2 после их оформления направляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения в территориальный орган Фонда или в уполномоченный орган, а также выдаются гражданину в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
После получения направления и талона N2, выданных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, гражданин или его законный представитель обращается в территориальные органы Фонда или в органы социальной защиты населения, либо уполномоченные органы для обеспечения специальными талонами или именными направлениями на право получения бесплатных проездных документов. При следовании к месту лечения и обратно двумя и более видами транспорта специальные талоны или именные направления на право бесплатного получения проездных документов, выдаются на каждый вид транспорта (п. 4.4. Порядка).
Постановлением Правительства Челябинской области от 18.04.2011г. N 95-П также утвержден Порядок предоставления отдельным категориям граждан бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В соответствии с п. 4 данного Порядка организацию работы с гражданами по месту жительства по предоставлению бесплатного проезда на
6
междугородном транспорте к месту лечения и обратно осуществляет Министерство социальных отношений Челябинской области или уполномоченное им учреждение.
Приказом N4CO Челябинской области от 27 января 2011 года N 22 ГУ ЧОРФ ЦП "Импульс" наделено полномочиями по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации, оказанию услуг по обеспечению протезами, включая изготовление и ремонт протезов, протезно-ортопедических изделий, назначению выплат компенсаций за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, а также за проезд на междугородном транспорте к месте лечения и обратно, оказанию государственной социальной помощи в части предоставления санаторно-курортного лечения.
В соответствии с п. 6 вышеуказанного Порядка, утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 18.04.2011г. N 95-П, предоставление гражданам бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно осуществляется путем выдачи специальных талонов на право бесплатного получения проездных документов в поезде дальнего следования (далее именуются - специальные талоны) или направления на приобретение проездных документов на авиационном, автомобильном и водном транспорте (далее именуется-именное направление).
Выдача специальных талонов и именных направлений гражданам для проезда к месту лечения и обратно осуществляется уполномоченным органом (учреждением) на основании поданного гражданином заявления и при наличии санаторно-курортной путевки либо талона N 2, оформленного в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 октября 2005 г. N 617 "О порядке направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний" (для граждан, направленных Министерством здравоохранения Челябинской области к месту лечения при наличии медицинских показаний).
Заявление может быть подано в форме электронного документа в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов". При поступлении заявления в форме электронного документа заявителю в течение трех рабочих дней направляется электронное сообщение о поступлении заявления с указанием перечня документов, которые необходимо представить.
Датой подачи заявления считается день приема (регистрации) заявления со всеми необходимыми документами.
7
Как следует из материалов дела, при получении санаторно-курортной путевки Назайкина Е.В. в ГУ ЧОРФ ЦИ "Импульс" с заявлением о предоставлении ей вышеуказанных специальных талонов на право бесплатного получения проездных документов в поезде дальнего следования не обращалась.
Из объяснений Назайкиной Е.В. в суде апелляционной инстанции следовало, что с порядком получения талонов, последствиями нарушения указанного порядка, ее не ознакомили. Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, ответчиками не представлено.
Из объяснений Назайкиной Е.В. следует, что после получения путевки *** года она лишена была возможности приобрести железнодорожные билеты для проезда к месту лечения и обратно ввиду отсутствия таковых, что подтверждается справкой, представленной в суд апелляционной инстанции.
В соответствии с п. 13-1 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 18.04.2011г. N 95-П, в случае если право на бесплатный проезд к месту лечения и обратно было реализовано гражданином самостоятельно за счет собственных средств, гражданину возмещаются расходы, связанные с приобретением проездных билетов на проезд на междугородном транспорте к месту, лечения и обратно (далее именуется - компенсация), в размере, не превышающем стоимость проезда на видах транспорта, указанных в пункте 5 настоящего Порядка.
При этом данное право не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия возможности приобретения указанных специальных талонов.
Согласно п. 5 названного Порядка граждане имеют право на бесплатный проезд к месту лечения и обратно на следующих видах междугородного транспорта: железнодорожный транспорт (поезда всех категорий, в том числе фирменные поезда в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует, вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности); автомобильный транспорт общего пользования; водный транспорт - на местах III категории; авиационный транспорт (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения, либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом на условиях, установленных подпунктом 1 настоящего пункта, либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга.
Удовлетворяя заявленные требования к Министерству социальных отношений по Челябинской области, оценив в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ собранные по делу доказательства, правильно применив положения Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", суд первой инстанции, пришел к
8
обоснованному выводу о том, что Назайкина Е.В., действующая в интересах своей дочери, вправе претендовать на компенсацию ей расходов на проезд к месту лечения и обратно по стоимости железнодорожного транспорта, неисполнение данной обязанности нарушает право Н.К.А ... и Назайкиной Е.В. на бесплатный проезд к месту лечения и обратно, гарантированное им положениями ст. 6.2. Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Доводы представителя ответчика о том, что у Назайкиной Е.В. была возможность реализовать свое право на бесплатный проезд к месту лечения и обратно путем получения специальных талонов, Назайкиной Е.В. изначально не были соблюдены условия, установленные пунктом 5 Порядка утвержденного Постановлением Правительства Челябинской области от 18.04.2011 года N 95-П, поскольку она не воспользовалась правом на получение специальных талонов на бесплатный проезд, в данном направлении имеется прямое железнодорожное сообщение, стоимость проезда на железнодорожном транспорте меньше стоимости осуществленного истцом авиаперелета, у ребенка-инвалида Н.К.А ... не имеется заболевания или травмы спинного мозга, дающего право на авиационный перелет к месту лечения и обратно, не влекут отмену правильного по существу решения суда, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Доводы жалобы о том, что выплата компенсации за проезд приведет к нецелевому использованию средств федерального бюджета, основаны на ошибочном толковании закона.
В соответствии с пунктом 17 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 18.04.2011г. N 95-П Министерство несет ответственность за целевое расходование средств федерального бюджета, выделенных на предоставление бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно гражданам.
В силу ст. 38 Бюджетного кодекса РФ в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.
В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации под нецелевым использованием бюджетных средств понимается использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной
9
росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
В соответствии с п. 13-1 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 18.04.2011г. N 95-П, в случае если право на бесплатный проезд к месту лечения и обратно было реализовано гражданином самостоятельно за счет собственных средств, гражданину возмещаются расходы, связанные с приобретением проездных билетов на проезд на междугородном транспорте к месту, лечения и обратно (далее именуется - компенсация), в размере, не превышающем стоимость проезда на видах транспорта, указанных в пункте 5 настоящего Порядка.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции возложил на Министерство социальных отношений обязанность предоставить компенсацию за проезд к месту лечения и обратно согласно стоимости железнодорожных билетов, в связи с чем, оснований полагать, что предоставление указанной компенсации будет иметь нецелевой характер у судебной коллегии не имеется.
Все доводы жалобы правовых оснований к отмене решения не содержат, так как по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств. Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, дал надлежащую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил правильное по существу решение. Оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 23 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социальных отношений Челябинской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия. Х~
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.