Апелляционное определение СК по гражданским делам Челябинского областного суда от 02 июля 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего - судьи Метелёвой Г.Н.,
судей Шушкевич О.В., Зеленовой Е.Ф.,
при секретаре Калевой Ю.В.
рассмотрела 02 июля 2013 года в открытом судебном заседании в зале суда в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Владимирова А.А. на решение Центрального районного суда г.Челябинска от 06 мая 2013 года.
Заслушав доклад судьи Метелёвой Г.Н. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, выслушав истца Владимирова А.А., поддержавшего апелляционную жалобу, представителя ответчика Коровину Е.П., полагавшую, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Владимиров А.А. обратился в суд с иском к Главному управлению МВД России по Челябинской области о возложении обязанности засчитать в выслугу лет в льготном исчислении с момента назначения пенсии за выслугу лет периоды срочной военной службы по призыву с 27.05.1989 г. по 07.05.1991 г. из расчета 1 день за 2 дня и с января 1990 г. по август 1990 г. -из расчета 1 день за 3 дня, периоды прохождения службы в органах внутренних дел с 03.08.2002 г. по 12.12.2002 г. - из расчета 1 день за 3 дня (л.д. 2).
В обоснование требований указал, что является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", ветераном боевых действий. В период с 03.08.2002 г. по 12.12.2002 г. находился в служебной командировке на территории Чеченской Республики, где выполнял служебно-боевые задачи по защите территориальной целостности РФ. Решением мирового судьи судебного участка N 3 Центрального района г. Челябинска от 06.06.2005 г. данный период признан днями участия в проведении контртеррористических операций. В период с 27.05.1989 г. по 09.05.1991 г. проходил срочную военную службу по призыву в в/ч 5427, в
2
том числе в горячих точках с января 1990 г. по август 1990 г. в регионе Закавказья, о чем имеется отметка в военном билете. При назначении пенсии указанные периоды не включены в выслугу в льготном исчислении, что нарушает его права на получение пенсии в большем размере.
В судебное заседание истец при надлежащем извещении не явился, в заявлении просил рассмотреть дело без его участия (л.д.40).
Представитель ответчика - Коровина Е.П. иск не признала.
Суд постановил решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе Владимиров А.А. просит решение суда первой инстанции отменить по мотиву несогласия с ним. В обоснование приводит факты и обстоятельства, послужившие основанием для предъявления иска.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в период с 27.05.1989г. по 07.05.1991г. Владимиров А.А. проходил военную службу по призыву в войсковой части N 5427, в период службы с января 1990 г. по август 1990 г. выполнял служебные боевые задачи в регионе Закавказья, о чем имеются соответствующие записи в военном билете.
С 01.06.1991г. истец проходил службу в органах внутренних дел РФ, 08.12.2008 г. был уволен со службы на основании п. "3" ч. "7" ст. 19 Закона РФ "О милиции".
По состоянию на 08.12.2008 г. продолжительность его выслуги для назначения пенсии за выслугу лет составила в календарном исчислении 21 год 03 месяца 29 дней, в льготном исчислении - 21 год 06 месяцев 12 дней. При этом спорный период военной службы по призыву с 27.05.1989г. по 07.05.1991г., в том числе период с января 1990 г. по август 1990 г., зачтены в выслугу лет в календарном исчислении.
В период службы в органах внутренних дел РФ с 03.08.2002 г. по 12.12.2002 г. истец направлялся в служебную командировку на территорию Северо-Кавказского региона РФ, где принимал участие в мероприятиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Непосредственно истец принимал участие в боевых действиях в период с 03.08.2002 г. по 09.08.2002 г. (6 дней), указанный период зачтен в выслугу лет в льготном исчислении с применением коэффициента 3 (из расчета 1 день за 3 дня). В период с 10.08.2002 г. по 12.12.2002 г. (4 месяца 3 дня) истец не принимал
3
участия в боевых действиях, данный период включен в выслугу с применением коэффициента 1,5 (из расчета 1 день службы за 1, 5 дня). Данные периоды зачтены в выслугу в льготном исчислении на основании п.п. "а", "в" п.4 Постановления Правительства РФ от 09.02.2004 г. N 65.
Рассматривая заявленные требования в части включения в стаж в льготном исчислении периода военной службы по призыву с 27.05.1989г. по 07.05.1991г. в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет, суд на основе норм действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
В соответствии с ч.2 ст.2 Закона N 4468-1 пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (действительную военную службу) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно п.З ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
Таким образом, льготное исчисление военной службы по призыву один день военной службы за два дня работы предусмотрено лишь в случае назначения гражданину трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Поскольку истцу назначена пенсия за выслугу лет по нормам Закона N 4468-1, оснований для льготного исчисления времени нахождения истца на военной службе по призыву - один день службы за два дня работы не имеется.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируются специальным Законом РФ от 12.02.1993г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ,
4
учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон N 4468-1).
В силу пункта "а" ч. 1 п. ст. 13 Закона N 4468-1 право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.
В соответствии с п. "а" ч.1 Закона N 4468-1 условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст. 18 Закона N 4468-1 время прохождения военной службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении лишь лицам, указанным в ст. 1 Закона.
Между тем военнослужащие, проходившие военную службу по призыву (действительную срочную военную службу), в ст. 1 Закона N 4468-1, не указаны.
В силу ч.З ст. 18 Закона N 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст.1 Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение этого предписания Правительством Российской Федерации издано Постановление от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" - далее Постановление N 941.
Пунктом 5 Постановления N 941 установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны,
5
принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении, независимо от места службы.
Следовательно, всем военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, военная служба подлежит зачету в календарном исчислении, кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях и к которым, по смыслу ч. 2 ст.2 Закона N4328-1, относится период выполнения задач в условиях чрезвычайного положения, то есть фактического участия в контртеррористических операциях, а не весь период прохождения военной службы по призыву на территории Чеченской Республики в условиях чрезвычайного положения.
Соответственно, для разрешения вопроса о возможности льготного исчисления спорных периодов службы истца по призыву на территории Чеченской Республики необходимо установить периоды его фактического участия в контртеррористических операциях.
Согласно п.5 Приложения N 2 Приказа Министра обороны РФ от 04 января 1996 года N 9, военнослужащим, указанным в подпункте "б" пункта 1 настоящего приказа (солдаты, сержанты и старшины, проходящие военную службу по призыву), засчитывается в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий один месяц военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах за три месяца, о чем издаются приказы соответствующих командиров (начальников).
В военных билетах военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, производятся записи с указанием, в каком регионе военнослужащий выполнял задачи в условиях чрезвычайного положения (вооруженного конфликта) и периоды выполнения этих задач, которые в соответствии с Законом РФ "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" засчитываются в выслугу лет (трудовой стаж) на пенсию на льготных условиях.
В военном билете истца, учетно-послужном списке имеются записи за подписью начальника штаба в/части 5424 о прохождении им военной службы по призыву, в том числе о выполнении в период с января по август 1990 г. служебно-боевых задач в регионе Закавказья в графе "участие в боях и боевых походах". При этом в указанных документах отсутствуют сведения о том, в каком регионе проходило выполнение боевых задач, и об издании приказа (распоряжения) командира (начальника) войсковой части о зачете
указанного периода службы по призыву в выслугу лет в льготном исчислении.
Иных документов, содержащих сведения о выполнении истцом служебно-боевых задач и предписывающих о включении указанного периода в выслугу лет (трудовой стаж) в льготном исчислении, в материалы дела не представлено.
Как пояснил истец в судебном заседании апелляционной инстанции, он в указанный период проходил военную службу по призыву службу в Нагорном Карабахе, однако военнослужащие, проходящие в 1990 г. военную службу по призыву на территории Нагорного Карабаха, в перечне случаев льготного исчисления выслуги лет отсутствуют, в связи с чем эта служба истца не может быть зачтена на льготных условиях в выслугу лет.
При таких обстоятельствах решение суда в части отказа в удовлетворении иска о включении периода прохождения военной службы по призыву с января по августа 1990 г. в выслугу в льготном исчислении из расчета 1 день за 3 дня является правильным.
Поскольку Владимиров А.А. к категории лиц, имеющих право на льготное исчисление периода военной службы по призыву, не относится, суд первой инстанции обоснованно отказал ему в удовлетворении данной части исковых требований, указав, что период военной службы по призыву с 27.05.1989г. по 09.05.1991г. правильно зачтен ответчиком в выслугу лет в календарном, а не в льготном исчислении.
Доводы апелляционной жалобы истца о включении спорного периода в льготном исчислении со ссылкой на п. 3 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих", основаны на неправильном толковании норм материального права. Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел не регулируется Федеральным законом "О статусе военнослужащих", а осуществляется на основании Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 и Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 941. Закон РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 не содержит указания на распространения действия данного Закона на военнослужащих, проходивших военную службу по призыву.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований о понуждении засчитать в льготном исчислении периоды участия в контртеррористических операциях в стаж, дающий право па пенсию за выслугу лет, периода с 03.08.2002 г. по 12.12.2002 г., суд первой инстанции исходил из недоказанности факта участия истца в течение всего указанного времени в контртеррористических операциях.
7
В соответствии с пп. "в" п.4 Постановления Правительства РФ от 09.02.2004г. N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца. При этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 02.08.2006 г. - руководителем контртеррористической операции.
Согласно п.2 Постановления Правительства РФ от 31.03.1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод, что факты выполнения задач в ходе контртеррористических операций устанавливаются на основании приказов командиров (начальников). В приказах должны быть указаны конкретные даты или периоды проведения контртеррористических операций, сотрудники, привлеченные к выполнению контртеррористических операций.
Сам по себе факт нахождения сотрудника органов внутренних дел на территории Чеченской Республики и выполнение им задач по обеспечению правопорядка и безопасности на территории Северо-Кавказского региона РФ не свидетельствует об участии в проведении контртеррористических операций.
Установив, что дни непосредственного фактического участия истца в боевых действиях были зачтены ответчиком в выслугу лет в льготном порядке с коэффициентом 3, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для включения истцу остального периода в выслугу лет в льготном исчислении .
8
Выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, подтверждены доказательствами, в связи с чем являются законными и обоснованными, оснований не соглашаться с ними у судебной коллегии не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а сводятся к повторению фактических обстоятельств, изложенных в исковом заявлении. К апелляционной жалобе не приобщено дополнительных доказательств, которые бы повлияли на содержание постановленного судебного решения.
Фактическое участие в контртеррористических операциях в течение всего спорного периода (с 03.08.2002 г. по 12.12.2002 г.) должно быть доказано истцом в соответствии с требованиями ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ. Однако материалы дела таких доказательств не содержат, не приведено ссылок на них и в апелляционной жалобе истца.
Имеющиеся в материалах дела справка от 12.12.2002г., удостоверение о награждении истца нагрудным знаком "Ветеран боевых действий" от 08.10.2002г., решение мирового судьи судебного участка N 3 Центрального района г. Челябинска от 06.06.2005г., иные документы о награждениях не подтверждают непосредственного участия истца в контртеррористических операциях в период с 10.08.2002 г. по 12.12.2002 г. Решение мирового судьи не устанавливает обязанность зачета указанных периодов в выслугу лет в льготном исчислении. При таком положении суд первой инстанции правильно пришел к выводу о недоказанности заявленных требований в указанной части.
Суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил закон, представленные доказательства оценил по правилам, установленным в ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 06 мая 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Владимирова А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.