Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Шигаповой СВ.,
судей Майоровой Е.Н., Загайновой А.Ф.,
при секретаре Шагеевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по заявлению Насырова Ю.М. к администрации Норкинского сельского поселения Аргаяшского района Челябинской области, администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области, Министерству по радиационной и экологической безопасности Челябинской области о признании протокола заседания жилищной комиссии администрации Норкинского сельского поселения в части снятия с очереди незаконным, восстановлении в сводных списках граждан, получателей субсидий по Норкинскому сельскому поселению и Аргаяшскому району Челябинской области, обязании предоставить жилищный сертификат на получение жилья, с апелляционной жалобой администрации Аргаяшского района Челябинской области на решение Аргаяшского районного суда Челябинской области от 22 апреля 2013 года.
В суд апелляционной инстанции явились представитель Насырова Ю.М. -Сулейманов Азат Галлиулович, действующий по доверенности от 06 марта 2013 года.
Насыров Ю.М., в судебное заседание не явился просил рассмотреть дело в его отсутствии.
Представители администрации Норкинского сельского поселения, администрации Аргаяшского муниципального района, Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области в суд апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте рассмотрения жалобы. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со ст. 327 и ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Заслушав доклад судьи Майоровой Е.Н. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, пояснения представителя Насырова Ю.М. -Сулейманова А. Г., судебная коллегия
в? ff
2
УСТАНОВИЛА:
Насыров Ю. М. обратился в суд с иском (с учетом уточнения) к администрации Норкинского сельского поселения
Аргаяшского района Челябинской области, администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области, Министерству по
радиационной и экологической безопасности Челябинской области о признании решений жилищных комиссий администрации Норкинского сельского поселения N 12 от 25 декабря 2012 года и администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области N 12 от 27 декабря 2012 года в части снятия его с очереди на получение жилищного сертификата незаконными, о восстановлении в сводном списке граждан, получателей субсидий по Норкинскому сельскому поселению, Аргаяшскому району Челябинской области, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, обязании предоставить жилищный сертификат на получение жилья.
В обоснование иска указал, что является участником ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1987г.г., имеет удостоверение пострадавшего от 05 августа 2004 года. Указывает, что с 30 октября 1990 года состоял в сводном списке граждан получателей субсидий по Челябинской области, подвергшихся воздействию радиации вследствие ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В январе 2013 года случайно узнал о том, что решением жилищной комиссии администрации Норкинского сельского поселения Аргаяшского района N 12 от 25.12.2012 снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Основанием снятия с учета послужило то, что он совершил намеренные действия по ухудшению жилищных условий, выразившиеся в регистрации в течение 2010-2012г.г. в жилом помещении дочерей, внучек и зятя. На данное заседание жилищной комиссии его никто не приглашал. 11.03.2013 в суде узнал, что на основании протокола заседания жилищной комиссии администрации Аргаяшского района N 12 от 27 декабря 2012 года он снят с учета, основанием указано наличие решения жилищной комиссии администрации Норкинского сельского поселения N 12 от 25.12.2012. Собственного жилья он никогда не имел и не имеет, обследование жилищных условий никогда не производилось.
В судебное заседание истец Насыров Ю.М. не явился, о времени и месте рассмотрении дела извещен надлежащим образом. Представитель истца Сулейманов А.Г. на иске настаивал.
Представители ответчиков - администрации Норкинского сельского поселения, администрации Аргаяшского муниципального района, Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд постановил решение которым требования Насырова Ю. М.
3
удовлетворил частично. Признал незаконными решения жилищных комиссий администрации Норкинского сельского поселения Аргаяшского района Челябинской области N 12 от 25.12.2012 и администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области N 12 от 27.12.2012. Обязал администрации Норкинского сельского поселения Аргаяшского района Челябинской области и Аргаяшского муниципального района Челябинской области поставить Насырова Ю.М. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с даты постановки на учет с 1993 года. В удовлетворении остальной части исковых требований Насырова Юмабая Мухамадеевича отказал.
В апелляционной жалобе Администрация Аргаяшского муниципального района Челябинской области просит решение Аргаяшского районного суда Челябинской области отменить и прекратить производство по делу. Полагает, что указание в решении на невозможность принятия Насыровым Ю.М. решения о вселении в это помещение других лиц, основано на неправильном применении Жилищного кодекса Российской Федерации. Заявитель ссылается на п.4 ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Исходя из нормы ст. 76 Жилищного кодекса Российской Федерации заявитель делает вывод, что Насыров Ю.М. должен был принять решение о вселении в помещение других лиц. Также указывает на то, что Насыров Ю.М. был поставлен на учет с 28 сентября 2012 года, однако суд постановляет поставить его на учет с 1993 года. Указывает на то, что в соответствии со ст. 51, 69 Жилищного кодекса Российской Федерации Насыров Ю.М. не нуждается в улучшении жилищных условий, так как на одного члена его семьи приходится более учетной нормы по Аргаяшскому муниципальному району Челябинской области.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Насыров Ю.М., исследовав материалы дела, суд оснований к отмене решения суда и удовлетворению заявленных требований не установил.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела Насыров Ю.М. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 г., имеет право на компенсации и льготы, указанные в пункте 1 статьи 15 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", статус подтверждается удостоверением серии Р N 102866, выданным 05 августа 2004 года.
В 1993 году Насыров Ю.М. был включен под номером 36 в список участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС по Аргаяшскому району, нуждающихся в улучшении жилищных условий. На момент включения в список состав семья Насырова Ю.М. включал 3 человека.
4
25 декабря 2012 года решением жилищной комиссии администрации Норкинского сельского поселения Насыров Ю.М. был снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 56 ЖК РФ, как совершивший намеренные действия по ухудшению жилищных условий, выразившиеся в регистрации в течение 2010-2012 г.г. в жилом помещении, расположенном по адресу: д. Бажикаева Аргаяшского района Челябинской области, ул. ***, дочерей Насыровой Ю.Ю., Галиуллиной Л.Ю., внучек Токоевой А.У., Зайналовой Н.Р., зятя Зайналова Р.С.
На основании решения жилищной комиссии администрации Норкинского сельского поселения Насыров Ю.М. исключен из списка граждан Аргаяшского муниципального района, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и состоящих в очереди как нуждающийся в улучшении жилищных условий, по тем же основаниям. В решении указанно, что намеренные действия Насырова Ю.М. заключаются в том, что в течение 5 лет предшествующих обращению для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий зарегистрировал по адресу, где проживает, родственников, не представил на них справки из Росреестра и БТИ.
В соответствии с данными паспорта Насырова Ю.М., домовой книги, выписки из домовой книги N 434 от 26 сентября 2012 года, Насыров Ю.М. с 18 октября 1988 года зарегистрирован по адресу: ***.
Вышеуказанное жилое помещение на основании договора социального найма от 09 сентября 2011 года предоставлено администрацией Норкинского сельского поселения Аргаяшского района Н.Г.Х..
Согласно свидетельства о расторжении брака от ***, брак между Насыровым Ю.М. и Н.Г.Х ... прекращен ***, таким образом на момент заключения договора социального найма Насыров Ю.М. членом семьи нанимателя не являлся.
В жилом помещении по адресу д. Бажикаева Аргаяшского района Челябинской области, ул. *** согласно справки о составе семьи N 230 от 06 февраля 2013 года, выписке из домовой книги зарегистрированы: Н.Ю.М., Н.Г.Х. Н.Ю.Ю. (дочь), Т.А.У. (внучка), Г.Л.Ю. (дочь), З.Э.Ю. (дочь), З.Р.С. (зять), З.Н.Р.(внучка).
Как следует из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 27 февраля 2013 года вышеуказанным лицам на праве собственности недвижимое имущество не принадлежит.
Таким образом, удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что оснований для снятия Насырова
5
Ю.М. с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий у администрации Норкинского сельского поселения Аргаяшского района не имелось, также не имелись основания у администрации Аргаяшского муниципального района для исключения его из списка граждан Аргаяшского муниципального района, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые могут возникнуть после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 6 данного ФЗ граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 -6 ч. 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случаях утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
По смыслу ч. 2 ст. 6 Вводного закона гражданам, принятым на учет до 01 марта 2005 года, гарантировано сохранение права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма и предусмотрена возможность их снятия с учета (помимо оснований, указанных в п. п. 1,3-6 части 1 статьи 56 ЖК РФ) только при таких обстоятельствах, которые повлекли бы такое снятие по законодательству, действовавшему до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 01 декабря 2009 года N 1549-О-П по жалобе на нарушение прав частью 2 статьи 6 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", это положение закона не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан до 01 марта 2005 года, принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательстве оснований постановки на такой учет.
То есть, из анализа данных норм права следует, что граждане, вставшие на соответствующий учет до 01 марта 2005 года, имеют право состоять на данном учете до получения жилого помещения, при обязательном условии их нуждаемости в данном жилом помещении.
В соответствии с положениями ст. 51 ЖК Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по
договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учет ной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
В силу ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст. 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета .
На основании п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии со ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Аналогичные положения содержатся в ст. 32 ЖК РСФСР, действовавшего до введения в действий ЖК РФ, в силу которой право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи, в том числе, выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет.
7
Поскольку у Насырова Ю.М. на момент вынесения оспариваемого решения не изменились основания, в силу которых он был поставлен на соответствующий учет, а именно, отсутствие жилого помещения, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о неправомерности принятых в отношения заявителя решений.
Судом первой инстанции исследовался вопрос о времени постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Назарова Ю.М. Согласно материалам дела в 1993 году был сформирован список участников ликвидации последствий аварий на Чернобольской АЭС по Аргаяшскому району нуждающихся в улучшении жилищных условий. В указанный список внесен Насыров Ю.М. под номером 36. В отзыве на исковое заявление Администрация Норкинского сельского поселения факт постановки Насырова Ю.М., на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1993 года подтвердила. Доказательств исключения из списка лиц нуждающихся в улучшении жилья Насорова Ю.М. до 28 сентября 2012 года не представлено.
Исходя из изложенного довод жалобы о том, что Насыров Ю.М. впервые был поставлен на учет с 28 сентября 2012 года опровергается совокупностью доказательств по делу.
Довод жалобы Администрации Аргаяшского района Челябинской области в отношении незаконности вывода суда в части принятого решения, со ссылкой на ст. 53 ЖК РФ, сводится к иному субъективному толкованию заявителем норм права, в связи с чем, не может являться основанием для отмены решения, принятого на основе всестороннего и полного исследования совокупности представленных доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка с учетом всех обстоятельств дела.
В соответствии с п. 2 ст. 6 ФЗ от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Согласно ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за
8
исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
В соответствии со ст. 55 указанного закона право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях согласно ст. 56 Жилищного кодекса РФ осуществляется в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей; 6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Как следует из ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Исходя из системного толкования указанных норм следует, что законных оснований для снятия Насырова Ю.М. с очереди на улучшение жилищных условий не имелось, поскольку такого основания, как предусмотрено ст. 53 ЖК РФ, не предусмотрено пунктами 1,3-6 части 1 ст. 56 этого же Кодекса.
Других правовых доводов, указывающих на незаконность и необоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит. Обстоятельства, влекущие в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ отмену решения суда, не установлены.
При разрешении дела судом первой инстанции нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмены решения суда, не допущено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что оснований для
9
удовлетворения жалобы не имеется, решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Аргаяшского районного суда Челябинской области от 22 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Аргаяшского района Челябинской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.