Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Шигаповой СВ.,
судей: Смолина А.А., Майоровой Е.Н.,
при секретаре: Шагеевой О.В.,
в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе Малкина А.М. на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 23 апреля 2013 года по иску Малкина А.М. к Главному Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Челябинской области, Федеральному казенному учреждению Исправительная колония N 4, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконными отказов во включении его в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, понуждении включить в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, признании права на получение государственного жилищного сертификата,
Заслушав доклад судьи Смолина А.А. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Малкин A.M. обратился в суд с иском к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказания по Челябинской области (далее - ГУФСИН России по Челябинской области), Федеральному казенному учреждению Исправительная колония N 4 ГУФСИН России по Челябинской области (далее - ФКУ ИК-4), Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконным решения ФКУ ИК-4 об отказе во включении его, как нуждающегося в улучшении жилищных условий, в список
участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы; признании незаконным решения ГУФСИН России по Челябинской области от 28.09.2012 года об отказе во включении его, как нуждающегося в улучшении жилищных условий, в список участников указанной подпрограммы и не признании за ним права на получение государственного жилищного сертификата; возложении на ГУСФИН России по Челябинской области обязанности включить его в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и в список участников названной подпрограммы; признать за ним право на получение государственного жилищного сертификата, обязав Федеральную службу исполнения наказаний России предоставить ему государственный жилищный сертификат во исполнение указанной подпрограммы.
В обоснование заявленных требований указал, 24 сентября 2012 года был уволен из уголовно-исполнительной системы по п. "Б" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по достижении предельного возраста); его общая продолжительность службы в календарном исчислении составила 14 лет 03 месяца 06 дней, а в льготном - 20 лет 04 месяца 01 день; жилых помещений на праве собственности не имеет, проживает в общежитии, в комнате жилой площадью 16,7 кв.м. 20.08.2012 года, 20.09.2012 года он обратился с рапортами на имя начальника ФКУ ИК-4, где проходил службу, и на имя начальника ГУФСИН России по Челябинской области о признании его нуждающимся в жилом помещении и включении в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года N 1050; получил отказы. Считает данные отказы незаконными, так как из смысла действующего законодательства следует, что постановка на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий производится в органах, которые осуществляют выдачу жилищных сертификатов, в данном случае ГУФСИН России по Челябинской области. Кроме того, указывает, что подпадает под категорию граждан, которые имеют право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Истец Малкин A.M. и его представитель по письменному ходатайству Шевнин В.Ю. в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представитель ГУФСИН России по Челябинской области - Залесский Д.С., представитель ФКУ ИК-4 - Шарабарова Ю.Е., действующие по доверенностям, в судебном заседании исковые требования не признали, сославшись на то, что право на получение государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы имеют граждане, уволенные с военной службы, которые до 01 января 2005 годы были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В период службы, до 01 марта 2005 года, истец не обращался с заявлением о признании его нуждающимся в жилых помещениях; с 01 марта 2005 года у ФКУ ИК-4 полномочий по постановке на учет нуждающихся не имеется, поскольку после введения в действие Жилищного кодекса РФ эта обязанность возложена на органы местного самоуправления. С заявлениями о постановке на учет нуждающихся в органы местного самоуправления истец также не обращался.
Представитель Федеральной службы исполнения наказаний России в судебном заседании не участвовал.
Суд постановил решение, которым отказал Малкину A.M. в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе Малкин A.M. просит решение суда отменить, как незаконное, ссылаясь на не применение судом закона, подлежащего применению, на неправильное определении обстоятельств, имеющих значение для дела, вынести по делу новое решение об удовлетворении его требований. В обоснование доводов жалобы указывает мотивы обращения в суд, а именно: 24 сентября 2012 года был уволен из уголовно-исполнительной системы по п. "Б" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по достижении предельного возраста); его общая продолжительность службы в календарном исчислении составила 14 лет 03 месяца 06 дней, а в льготном - 20 лет 04 месяца 01 день; жилых помещений на праве собственности не имеет, проживает в общежитии, в комнате жилой площадью 16,7 кв.м. 20.08.2012 года, 20.09.2012 года он обратился с рапортами на имя начальника ФКУ ИК-4, где проходил службу, и на имя начальника ГУФСИН России по Челябинской области, соответственно, о признании его нуждающимся в жилом помещении и включении в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года N 1050; получил отказы. Считает данные отказы незаконными, так как из смысла действующего законодательства следует, что постановка на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных
условий производится в органах, которые осуществляют выдачу жилищных сертификатов, в данном случае ГУФСИН России по Челябинской области; по выслуге лет и основаниям увольнения подпадает под категорию граждан, которые имеют право на участие в указанной подпрограмме, при этом он является нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку не имеет жилья на праве собственности и проживает в общежитии. Указывает, что право на получение жилищных сертификатов, исходя из смысла действующего законодательства, имеют не только увольняемые сотрудники уголовно-исполнительной системы, вставшие на учет нуждающихся до 01.03.2005 г., но и лица, указанные в пп. а п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 -2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153. Полагает, что вывод о том, что постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий должна осуществляться в соответствии с нормами ЖК РФ в органах местного самоуправления, является ошибочным. Также ссылается на противоречивые данные, содержащиеся в оспариваемом отказе.
В суде апелляционной инстанции Малкин A.M., его представитель -адвокат Кузнецова Ю.Л. доводы жалобы поддержали.
Представитель Федеральной службы исполнения наказаний России, представитель Якимова Н.Г. в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании ч. 1 ст. 327, ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Представители ГУФСИН России по Челябинской области, ФКУ ИК-4 Кинжебулатова А.И., Шарабарова Ю.Е. в суде апелляционной инстанции просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не установила оснований к отмене решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что Малкин A.M. являлся сотрудником уголовно-исполнительной системы, 24.09.2012 года был уволен с должности младшего инспектора 2 категории отдела охраны ФКУ ИК -4 по п. "Б" статьи 58 (по достижении предельного возраста) Положения о службе в органах внутренних дел РФ; выслуга лет в календарном исчислении составила 14 лет 03 месяца 06 дней, а в льготном - 20 лет 04
месяца 01 день.
15.08.2012 года Малкин A.M. обратился с рапортом на имя начальника ФГУ ИК-4, в котором просил признать его нуждающимся в жилом помещении и принять на учет в целях участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
20.09.2012 года истец обратился с аналогичным рапортом на имя начальника ГУФСИН России по Челябинской области.
Письмом начальника ФКУ ИК-4 Малкину A.M. разъяснено, что он имеет право обратиться в органы местного самоуправления для постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях в соответствии со ст. 52 ЖК РФ.
Согласно ответа начальника ГУФСИН России по Челябинской области от 28.09.2012 года Малкин A.M. право на получение государственного жилищного сертификат не имеет, поскольку он не признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в установленном законом порядке. Также разъяснено, что сотрудники уголовно-исправительной системы нуждающимися в улучшении жилищных условий по месту прохождения службы с 01.03.2005 года не признаются; с 01.03.2005 г. постановка на учет нуждающихся осуществляется в соответствии с ЖК РФ.
В соответствии с требованиями ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Исходя из положений ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права, либо свободы гражданина не были нарушены.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, правильно применив положения подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением
с
' 1 "
Правительства РФ от 17.12.2010 г. N 1050, Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 -2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153, нормы Жилищного кодекса РФ, оценив обстоятельства дела в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, пришел к обоснованным выводам о том, что оснований для удовлетворения требований Малкина A.M. не имеется, поскольку последний до 01.03.2005 года по месту прохождения службы с рапортом о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилых условий не обращался, после 01.03.2005 года - постановка на такой учет осуществляется в органе местного самоуправления, в который заявитель не обращался и нуждающимся в улучшении жилищных условий не признавался.
Выводы суда первой инстанции сделаны на основании анализа действующего законодательства и соответствуют обстоятельствам дела. Судебная коллегия находит данные выводы суда правильными.
Доводы заявителя, что по выслуге лет и основаниям увольнения подпадает под категорию граждан, которые имеют право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, что является нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку не имеет жилья на праве собственности и проживает в общежитии; что право на получение жилищных сертификатов, исходя из смысла действующего законодательства, имеют не только увольняемые сотрудники уголовно-исполнительной системы, вставшие на учет нуждающихся до 01.03.2005 г., но и лица, указанные в пп. а п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 -2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153, правильных выводов суда не опровергают в виду следующего.
Согласно подп. "а" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. N 153 с
последующими изменениями и дополнениями, право на участие в подпрограмме имеют сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Данные Правила подлежат применению и в отношении выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
В соответствии с подпрограммой "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. N 1050, право на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют, в том числе: военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, а также граждане, подлежащие отселению из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйствования; граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно п. 19 указанных Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, к которому прилагают, в том числе выписки из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением граждан, проживающих на территории закрытого военного городка (поселка).
Из смысла указанных положений закона следует, что обязательным условием для участия в подпрограмме, наряду с наличием выслуги лет и
увольнением по определенным основанием, является признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий: до 01.03.2005 года - в том числе по месту службы, с 01.03.2005 года - в органах местного самоуправления.
Таким образом, поскольку Малкин A.M. не признавался нуждающимся в улучшении жилищных условий, права на участие в подпрограмме он не имеет, так как отсутствует необходимая совокупность условий, при наличии которой гражданин может быть признан участником подпрограммы по пп. "а" п. 5 указанных Правил.
С учетом изложенного, у суда первой инстанции оснований для удовлетворения заявленных требований не имелось.
Доводы жалобы, что постановка на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий производится в органах, которые осуществляют выдачу жилищных сертификатов, в данном случае ГУФСИН России по Челябинской области, что вывод о том, что постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий должна осуществляться в соответствии с нормами ЖК РФ в органах местного самоуправления, является ошибочным, несостоятельным и связаны с неверным толкованием норм права.
Согласно действующего законодательства (ст. 52 Жилищного кодекса РФ, ст. 6 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ) признание сотрудников уголовно-исполнительной системы нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществлялось учреждениями до 01.03.2005 г. (до вступления в силу Жилищного кодекса РФ). После указанной даты постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления.
Ссылка заявителя на противоречивые данные, содержащиеся в оспариваемом отказе, о неправильности выводов суда не свидетельствует.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к неправильному истолкованию судом норм материального права и неправильной оценке обстоятельств дела, с чем согласиться по вышеуказанным основаниям нельзя.
Иное толкование заявителем норм права и другая оценка обстоятельств дела не свидетельствуют об ошибочности выводов суда первой инстанции и не опровергают их.
Таким образом, судебная коллегия приходит выводу, что суд первой инстанции правильно определил значимые для дела обстоятельства, дал им
Л ?
/ " . /
надлежащую правовую оценку и постановил правильное по существу решение, которое отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 23 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Малкина А.М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.