Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судьи Щербаковой Е.А., судей Терехиной Н.В., Чаус И.А.,
с участием прокурора Соколовой Н.Ф.,
при секретаре Гадковой И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Ашинского муниципального района Челябинской области на решение Ашинского городского суда Челябинской области от 19 апреля 2013 года по иску прокурора города Аши Челябинской области в интересах Никифорова В.В. к администрации Ашинского муниципального района Челябинской области о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Щербаковой Е.А. об обстоятельствах дела, заключение прокурора Соколовой Н.Ф., полагавшей необходимым оставить решение суда без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Аши Челябинской области обратился в суд с иском в интересах Никифорова В.В. к администрации Ашинского муниципального района Челябинской области о предоставлении Никифорову В.В. благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 9 кв.м в г.Сим за счет средств бюджета Челябинской области.
В обоснование заявленных требований указал, что Никифоров В.В. *** года рождения является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на регистрационном учете нуждающихся в жилых помещениях, завершил обучение в образовательном учреждении профессионального образования. Жилое помещение ему не предоставлено.
В судебном заседании прокурор Москова P.M. на иске настаивала.
Никифоров В.В., представитель ответчика администрации Ашинского муниципального района Челябинской области, представители третьих лиц Министерства социальных отношений Челябинской области, Правительства Челябинской области в судебном заседании не присутствовали.
Суд постановил решение об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе администрация Ашинского муниципального района Челябинской области просит решение суда отменить. Ссылается на то, что дополнительные гарантии по предоставлению жилых помещений данной категории граждан относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, администрация Ашинского муниципального района Челябинской области отвечает по государственным обязательствам по обеспечению жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах субвенций, выделенных субъектом Российской Федерации. Собственными средствами для приобретения жилья указанной категории граждан Ашинский муниципальный район не обладает. Никифоров В.В. будет обеспечен жилым помещением в порядке, установленном законодательством. Решением нарушаются права других очередников, относящихся к той же категории лиц, что и Никифиров В.В.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия на основании положений ст.ст. 167,327 ГПК РФ признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Никифоров В.В. *** года рождения является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать Н.Н.И ... решением Ашинского городского суда Челябинской области от *** года лишена родительских прав, отец Н.В.Н ... умер *** (л.д.12).
Постановлением Главы Ашинского муниципального района Челябинской области от 02.10.2006 N 424/2 (с изменениями) Никифоров В.В. определен в государственное интернатное учреждение на полное государственное обеспечение (л.д.13).
Никифоров В.В. обучался в ГБОУ НПО "Профессиональное училище N 79 г.Челябинска" с 01.09.2011 по 31.01.2013 (л.д.18).
Никифоров В.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилья (л.д.15-16, 23-24).
Жилых помещений в собственности либо на условиях социального найма Никифоров В.В. не имеет (л.д.19).
2
В соответствии с пунктом 1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7 ст.8 Закона).
В силу ст. 5 названного закона, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
3
Аналогичные положения содержатся в ст.ст.1,17 Закона Челябинской области от 25.10.2007 N 212-30 "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье" (в редакции Закона Челябинской области от 31 января 2013 года N447-30).
В соответствии со ст.З Закона Челябинской области от 22.12.2005 N442-30 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению названной категории граждан жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий обеспечивается за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного фонда компенсаций, создаваемого в составе областного бюджета (ст.6 Закона).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Никифоров В.В. относится к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, завершил обучение в образовательном учреждении профессионального образования, жилое помещение ему не предоставлено, в связи с чем пришел к выводу о том, что он имеет право на получение жилья по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения, а обязанность по предоставлению жилого помещения Никифорову В.В. должна быть возложена на администрацию Ашинского муниципального района Челябинской области за счет средств бюджета Челябинской области.
Судебная коллегия указанные выводы суда находит правильными, поскольку они основаны на установленных в судебном заседании фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы администрации Ашинского муниципального района Челябинской области о недостаточности денежных средств, выделяемых из бюджета Челябинской области для приобретения жилья указанной категории граждан, не являются основанием для отмены решения суда первой инстанции.
4
Гарантированное законом право Никифорова В.В. как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем не может быть поставлено в зависимость от момента выделения органу местного самоуправления соответствующих денежных средств на эти цели.
Недостаточность денежных средств, поступающих из бюджета Челябинской области, не освобождает администрацию Ашинского муниципального района Челябинской области от возложенной на нее законом обязанности по обеспечению истца жильем.
Доводы апелляционной жалобы о том, что предоставление жилья Никифорову В.В. по решению суда нарушит права других очередников, относящихся к той же категории лиц, не являются основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Действующее законодательство связывает возникновение права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда с наступлением определенных событий - достижением возраста 18 лет, окончанием срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, завершением обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончанием прохождения военной службы по призыву, либо окончанием отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В законе отсутствует указание на предоставление жилых помещений названной категории граждан в порядке очередности исходя из времени принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Поскольку Никифоров В.В. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достиг возраста 18 лет и завершил обучение в образовательном учреждении профессионального образования, у него возникло право на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда. Нарушение данного права в силу ст.З ГПК РФ является основанием для обращения в суд.
В апелляционной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства и выводы суда первой инстанции.
5
Оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ашинского городского суда Челябинской области от 19 апреля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Ашинского муниципального района Челябинской области -без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
6
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.