Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Шигаповой С.В.,
судей Жукова А.А., Зариповой Ю.С.,
при секретаре Сазоновой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Кусинского муниципального района Челябинской области на решение Кусинского районного суда Челябинской области от 30 апреля 2013 года по иску администрации Кусинского муниципального района к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
заслушав доклад судьи Жукова А.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Администрация Кусинского муниципального района Челябинской области обратилась в суд с иском к Кусинскому районному отделу судебных приставов по Челябинской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В обоснование заявленных требований указано, что судебный пристав-исполнитель Кусинского районного отдела судебных приставов по Челябинской области, рассмотрев материалы исполнительного производства от 09 ноября 2012 года N 6504\12\50\74, возбужденного на основании исполнительного листа N2-184 от 24 мая 2012 года, выданного Кусинским районным судом на основании решения о предоставлении благоустроенного жилого помещения Кудрявцеву Д.В., вынес постановление о взыскании исполнительского сбора. Решение суда не было исполнено в установленные сроки в связи с отсутствием денежных средств. Администрация Кусинского муниципального района обращалась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, но в в удовлетворении заявления было отказано. Решение суда не исполнено по независящим от администрации Кусинского муниципального района причинам, а именно в связи с непоступлением денежных средств из областного и федерального бюджетов. Финансирование на 2013 года предусмотрено в размере **** рублей, срок поступления денежных средств в бюджет районе не известен. Администрацией Кусинского муниципального района ежемесячно в адрес Министерства социальных отношений Челябинской области направляется информация о расходовании субвенций, в которой отражается количество не исполнены судебных решений. Денежные средства, выделенные на 2012 года, реализованы в полном объеме. На сегодняшний день объявлено три аукциона
2
на приобретение жилья детям-сиротам.
Определением суда по ходатайству истца произведена замена ненадлежащего ответчика надлежащим - Управлением Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области.
В судебном заседании представитель истца - администрации Кусинского муниципального района Челябинской области Ботова Н.О. поддержала заявленные требования по изложенным в исковом заявлении нем основаниям.
Судебный пристав-исполнитель Кусинского РОСП Иванова И.М. в судебном заседание возражала против удовлетворения заявленных требований, полагая об отсутствии оснований для освобождения администрации Кусинского муниципального района от взыскания исполнительского сбора.
Представитель ответчика - Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области в судебном заседании участия не принимала при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства.
Решением суда от 30 апреля 2013 года администрации отказано в освобождении от взыскания исполнительского сбора, его размер уменьшен до **** рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация Кусинского муниципального района Челябинской области обратилась в Челябинский областной суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Кусинского районного суда Челябинской области от 30 апреля 2013 года отменить. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является государственным полномочием и считается переданным с момента должного финансирования данного полномочия, а бремя оплаты исполнительского сбора ложится на бюджет района. Полагает, что снизив размер исполнительского сбора, суд фактически признал отсутствие вины у администрации Кусинского муниципального района.
В возражениях, представленных на апелляционную жалобу, судебный пристав-исполнитель Кусинского РОСП Иванова И.М., просит решение суда оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным, а жалобу администрация Кусинского муниципального района Челябинской области без удовлетворения ввиду несостоятельности изложенных в ней доводов. Указывает не отсутствие оснований для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель администрации Кусинского муниципального района Челябинской области, Кусинского районного отдела судебных приставов по Челябинской области, Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской
4
и о наличии таких причин неисполнения, которые бы предоставляли истцу основания для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
С такими выводами соглашается судебная коллегия, поскольку они основаны на исследованных судом первой инстанции совокупности доказательств по делу и сделаны на основании анализа приведенных в решении норм права, регулирующих возникшие правоотношения.
В силу частей 2, 3 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Согласно статье 112 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
При этом пунктом 6 статьи 112 названного закона предусмотрена возможность должника обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с пунктом 7 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В силу Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
5
Так в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ лицо признается невиновным в неисполнении обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве", должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при своевременном получении постановления о возбуждении исполнительного производства, содержащего требование об исполнении требований исполнительного документа, должник в срок, установленный судебным приставом- исполнителем для добровольного исполнения, не исполнил требований, содержащихся в исполнительном документе.
Как следует из материалов дела, администрация Кусинского муниципального района в обоснование требования об освобождении от взыскания исполнительского сбора указала на то, что решение суда не исполнено в связи с непоступлением денежных средств из областного и федерального бюджета.
Между тем отсутствие финансирования само по себе нельзя расценивать как принятие администрацией Кусинского муниципального района всех мер для надлежащего исполнения решения суда о предоставлении жилого помещения с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от нее по характеру обязательства (часть 7 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", абзац 2 пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ), поэтому это обстоятельство не может свидетельствовать об отсутствии вины администрации Кусинского муниципального района Челябинской области в неисполнении решения суда о предоставлении жилого помещения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для освобождения должника от взыскания исполнительного сбора.
Вместе с тем, принимая во внимание изложенные доводы должника и
6
соответствующие принятые им меры для исполнения решения суда от 24 мая 2012 года, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о возможности снижения размера подлежащего взысканию исполнительского сбора до **** рублей, поскольку в силу части 7 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 указанной статьи.
При уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается измененным соответствующим образом. В этом случае должнику возвращается излишне взысканная с него денежная сумма (часть 9 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
Анализ действующего законодательства, в том числе Федерального закона "Об исполнительном производстве", свидетельствует о том, что исполнительский сбор должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции РФ принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности. Установленный размер взыскания представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем.
Согласно пункту 5 статьи 3 Закона Челябинской области от 22 декабря 2005 г. N 442-30 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждениях социального обслуживания, а также и учреждениях всех видов профессионального образования, жилой площадью в установленном законодательством порядке.
В соответствии с положениями указанного закона осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий по социальной поддержке, в том числе, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивается за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного фонда компенсаций, создаваемого в составе областного бюджета.
7
Из представленных администрацией сведений следует, что средства, предоставленные на 2012 год для указанных целей, освоены, на 2013 год планируется выделение **** рублей, однако срок поступления указанных денежных средств в бюджет района не известен. При указанных обстоятельствах, с учетом степени вины администрации и положений вышеназванных норм права, суд первой инстанции обоснованно уменьшил размер исполнительского сбора, подлежащего взысканию с должника.
Довод апелляционной жалобы администрации Кусинского муниципального района Челябинской области УФССП по Челябинской области о том, что обеспечение жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является государственным полномочием и считается переданным с момента должного финансирования данного полномочия не влияют на правильность выводов суда первой инстанции и не могут повлечь его отмену.
Европейский суд по правам человека неоднократно высказывал позицию, в силу которой - отсутствие бюджетного финансирования, достаточного для исполнения решения суда, не может признаваться уважительной причиной неисполнения судебного решения и что органы власти не могут ссылаться на недостаточное финансирование в оправдание неисполнения решения суда.
Обстоятельства, на которые ссылается должник, в частности, необходимость исполнения обязательства за счет средств федерального и областного бюджета, к числу обстоятельств непреодолимой силы, непреодолимых препятствий предусмотренных частью 2 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", не относятся. Недостаточность суммы субвенции, предоставленной администрации Кусинского районного суда Челябинской области, само по себе нельзя расценивать как принятие ею всех мер для надлежащего исполнения решения суда о предоставлении жилого помещения с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от нее по характеру обязательства.
Ссылка в жалобе на то обстоятельство, что бремя оплаты исполнительского сбора ложится на бюджет района не является основанием для освобождения от взыскания исполнительского сбора.
Доводы жалобы о том, что снизив размер исполнительского сбора, суд фактически признал отсутствие вины у администрации Кусинского муниципального района Челябинской области в неисполнении решения суда судебной коллегией не могут быть приняты во внимание, поскольку опровергаются содержанием решения суда. В частности, уменьшая размер исполнительского сбора до **** рублей, суд первой инстанции исходил из того, что с учетом конкретных обстоятельств дела, характера взыскания, степени вины должника в неисполнении требований исполнительного документа, в том числе, в том числе, осуществления должником переданных ему государственных полномочий по обеспечению детей - сирот жилой
8
площадью в установленном законодательством порядке, за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета, имеются основания для уменьшения размера исполнительского сбора от установленного постановлением судебного пристава-исполнителя. Выводов об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа решение суда первой инстанции не содержит.
Доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию истца, выраженную в ходе судебного заседания, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую оценку в решении суда. Доводы апелляционных жалоб не опровергают правильность выводов суда первой инстанции и не свидетельствуют о незаконности обжалуемого решения.
Судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, им дана объективная оценка, с учетом совокупности исследованных доказательств, представленных сторонами, сделаны правильные выводы, основанные на доказательствах и нормах права, вынесено законное решение, не подлежащее отмене по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется, решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Кусинского районного суда Челябинской области от 30 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Кусинского муниципального района Челябинской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.