Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Журавлевой М.П.
судей Кузнецовой Л.А., Уфимцевой Т.Д.,
при секретаре Юсупове Р.Г.
с участием прокурора Соколовой Н.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Сосновского муниципального района Челябинской области на решение Сосновского районного суда Челябинской области от 17 мая 2013 года по иску прокурора Сосновского района Челябинской области в интересах Оразбековой Н.Р. к администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, Правительству Челябинской области о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Журавлевой М.П. об обстоятельствах дела и доводах жалобы, объяснения представителя администрации Сосновского муниципального района Кунгурцевой О.Л., поддержавшей доводы жалобы, заключение прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Сосновского района Челябинской области в интересах Оразбековой Н.Р. обратился в суд с иском, уточненном в последствии, о возложении обязанности на администрацию Сосновского муниципального района Челябинской области по предоставлению Оразбековой Н.Р. по договору найма специализированного жилого помещения в Сосновском муниципальном районе, отвечающего санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее нормы предоставления, за счет средств бюджета Челябинской области. В обоснование требований указал, что Оразбекова Н.Р. относится к лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; постановлением главы администрации Сосновского муниципального района от 03 августа 2010 года Оразбекова Н.Р. поставлена на учет как лицо из числа детей-сирот, не имеющее собственного жилого помещения.
В суде первой инстанции помощник прокурора Сосновского района Саренко О.Г. и Оразбекова Н.Р. исковые требования поддержали.
2
Представитель Правительства Челябинской области участие в судебном заседании не принимал, представил отзыв, в котором указал, что Законом Челябинской области N 442 от 22 декабря 2008 года полномочия по однократному обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, переданы органам местного самоуправления.
Представитель администрации Сосновского муниципального района участие в судебном заседании суда первой инстанции не принимал, в отзыве указал, что не согласен с исковыми требованиями, поскольку предоставление жилья детям-сиротам не является расходным обязательством администрации района и в отсутствие выделенных областным бюджетом денежных средств решение неисполнимо; администрация не является надлежащим ответчиком по данному иску, поскольку решение данного вопроса относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Представители Управление социальной защиты населения администрации Сосновского муниципального района, Министерства социальных отношений Челябинской области при надлежащем извещении участие в судебном заседании суда первой инстанции не принимали. Министерство социальных отношений Челябинской области представило отзыв, в котором указало, что полномочия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления.
Суд постановил решение, которым обязал администрацию Сосновского муниципального района Челябинской области предоставить Оразбековой Н.Р., **** года рождения, по договору найма благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории Сосновского муниципального района Челябинской области, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее нормы предоставления - **** кв.м., за счет средств бюджета Челябинской области.
В апелляционной жалобе администрация Сосновского муниципального района Челябинской области просит решение суда отменить в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, нарушением норм материального права. Указывает на то, что Оразбекова Н.Р. включена в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа по Сосновскому району под номером 36. Считает, что, в связи с признанием утратившей силу нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о внеочередном предоставлении жилых помещений лицам указанной категории, у Оразбековой Н.Р. не возникло право на обеспечение ее жилым
3
помещением во внеочередном порядке. Полагает, что администрация не является надлежащим ответчиком по данному спору, поскольку жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Кроме того, в связи с ненадлежащим финансированием в Сосновском муниципальном районе сформировалась очередь из неисполненных решений суда о предоставлении жилых помещений указанной категории лиц.
Возражая против доводов апелляционной жалобы, прокурор Сосновского района полагает решение суда законным и обоснованным. Указывает на то, что довод жалобы о внеочередном предоставлении Оразбековой Н.Р. жилого помещения является несостоятельным, поскольку в решении суда речь об этом не идет. Администрация Сосновского муниципального района является надлежащим ответчиком, поскольку в соответствии с Законом Челябинской области N 442-30 от 22 декабря 2005 года органы местного самоуправления наделяются установленными Законом Челябинской области "О мерах социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении причитающимся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье" государственными полномочиями по социальной поддержке указанной категории лиц в части однократного обеспечения благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Кроме того, разрешение указанных требований не ставится законом в зависимость от наличия либо отсутствия у органов местного самоуправления денежных средств на приобретение и предоставление данного жилого помещения.
Оразбекова Н.Р., представители Правительства Челябинской области, УСЗН администрации Сосновского муниципального района, Министерства социальных отношений Челябинской области извещены о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, не явились, судебная коллегия на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что Оразбекова Н.Р., **** года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Сосновского районного суда Челябинской области от 03
4
мая 2006 года Оразбеков Р.Ч. лишен родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, в том числе в отношении Оразбековой Н.Р. (л.д. 11-12); мать Оразбековой Н.Р. - Шакирова Т.К. умерла 15 ноября 1999 года (л.д. 10).
Постановлением главы администрации Сосновского муниципального района Челябинской области N 8175 от 30 августа 2010 года Оразбекова Н.Р. была поставлена на учет как не имеющая закрепленного жилого помещения (л.д. 13).
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 N 15-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 указанной статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям
5
соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7 статьи 8 Закона).
В силу статьи 5 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусмотренные указанным Законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в статье 17 Закона Челябинской области от 25 октября 2007 N 212-30 "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье" (в редакции Закона Челябинской области от 31 января 2013 года N447-30).
В соответствии со статьей 3 Закона Челябинской области от 22 декабря 2005 N442-30 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению названной категории граждан жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий обеспечивается за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного фонда компенсаций, создаваемого в составе областного бюджета (статья 6 Закона).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Оразбекова Н.Р. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, жилое помещение ей не предоставлено, в связи с чем, суд пришел к выводу о том, что Оразбекова Н.Р. имеет право на получение жилого помещения общей площадью не менее **** кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения, а обязанность по предоставлению Оразбековой Н.Р. жилого помещения должна быть возложена на администрацию Сосновского муниципального района за счет средств бюджета Челябинской области.
Судебная коллегия указанные выводы суда находит правильными,
6
поскольку они основаны на установленных в судебном заседании фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы администрации Сосновского муниципального района о том, что у Оразбековой Н.Р. не возникло право на обеспечение ее жилым помещением во внеочередном порядке, отклоняются судебной коллегией, поскольку в решении суда отсутствуют указания на предоставление Оразбековой Н.Р. жилого помещения во внеочередном порядке.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", указанный Федеральный закон вступает в силу с 01 января 2013 года.
Действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу указанного Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу данного Федерального закона.
Поскольку Оразбекова Н.Р. в установленном законом порядке была принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до дня вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, принадлежащее ей право на обеспечение жилым помещением не реализовала, на нее распространяется действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 годаN 15-ФЗ).
Доводы апелляционной жалобы администрации Сосновского муниципального района Челябинской области о том, что согласно Федеральному закону от 29 февраля 2012 года обязанность предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и у администрации Сосновского муниципального района отсутствуют полномочия по предоставлению жилого помещения, являются несостоятельными и противоречат нормам действующего законодательства,
7
в частности, статье 3 Закона Челябинской облает от 22 декабря 2005 года N442-30 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Ссылка в жалобе на ненадлежащее финансирование и наличие в связи с этим очереди из неисполненных решений суда о предоставлении жилых помещений указанной категории лиц не является основанием для отмены решения суда первой инстанции. Недостаточность денежных средств не освобождает администрацию Сосновского муниципального района Челябинской области от возложенной на нее законом обязанности по обеспечению Оразбековой Н.Р. жильем.
Решение суда первой инстанции соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права не установлено, основания для отмены решения по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Предусмотренных положениями части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований, которые независимо от доводов апелляционной жалобы являются безусловными для отмены решения суда первой инстанции, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сосновского районного суда Челябинской области от 17 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Сосновского муниципального района Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.