Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Журавлевой М.П.
судей Кузнецовой Л.А., Уфимцевой Т.Д.,
при секретаре Юсупове Р.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Копейского городского округа Челябинской области на решение Копейского городского суда Челябинской области от 20 мая 2013 года по иску Дончук А.А. натолия Анатольевича к администрации Копейского городского округа, Министерству социальных отношений Челябинской области, Правительству Челябинской области, Министерству финансов Челябинской области о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Журавлевой М.П. об обстоятельствах дела и доводах жалобы, объяснения представителя администрации Копейского городского округа Кизиловой Ю.А., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Д.А..А. обратился в суд с иском к администрации Копейского городского округа, Министерству социальных отношений Челябинской области, Правительству Челябинской области, Министерству финансов Челябинской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. В обоснование требований указал, что распоряжением главы Копейского городского округа от *** года N *** принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как сирота; *** года окончил ФГБ ОУВПО "Южно-Уральский государственный университет" в г. Челябинске, жильем не обеспечен; при обращении в администрацию Копейского городского округа ему отказано в предоставлении жилья.
В суде первой инстанции Д.А..А. и его представитель Никонова Н.В. иск поддержали. Д.А..А. пояснил, что квартира N ***, где он зарегистрирован, сгорела, дом разрушен, другого жилья не имеет, снимает комнату в г. Челябинске по договору аренды.
Представитель администрации Копейского городского округа Маширова Я.В. иск не признала.
2
Представители Министерства социальных отношений Челябинской области, Министерства финансов Челябинской области, Правительства Челябинской области, отдела опеки и попечительства УСЗН администрации Копейского городского округа при надлежащем извещении участие в судебном заседании суда первой инстанции не принимали.
Суд постановил решение, которым обязал администрацию Копейского городского округа предоставить Д.А..А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений в соответствии с санитарно-техническими нормами не менее 18 кв.м. за счет средств субвенций социальных выплат на обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемых из бюджета субъекта Челябинской области.
В апелляционной жалобе администрация Копейского городского округа Челябинской области просит решение суда отменить в связи с нарушением норм материального права. Указывает на то, что обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации; Д.А..А. с письменным заявлением о предоставлении ему жилого помещения как ребенку-сироте не обращалс; списки детей-сирот нуждающихся в улучшении жилищных условий не сформированы, решение о предоставлении истцу жилого помещения не может быть принято. Кроме того, у администрации отсутствуют полномочия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей.
Д.А..А., представители Министерства социальных отношений Челябинской области, Министерства финансов Челябинской области, Правительства Челябинской области, отдела опеки и попечительства УСЗН Копейского городского округа извещены о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, не явились, судебная коллегия на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что Д.А..А., *** года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3
Решением Копейского городского суда Челябинской области от *** года Д.А.И.., З.Н.Н. лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей Д.Д.., Д.А.., Д.Л.., Д.А.., Д.В. (л.д. 62-63).
Постановлением главы города Копейска Челябинской области от *** года N *** Д.А..А, определен в Детский дом на полное государственное обеспечение (л.д. 16).
Постановлением главы г. Копейска Челябинской области N *** от *** года за Д.А..А. закреплено жилое помещение по ул. *** на время его пребывания в детском доме (л.д. 12).
Распоряжением заместителя главы администрации Копейского городского округа Челябинской области от *** года N *** несовершеннолетний Д.А..А. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (л.д. 13).
В *** году Д.А..А. окончил ФГБОУ ВПО "Южно-Уральский государственный университет" (национальный исследовательский университет) г. Челябинск (л.д. 34, 35).
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 N 15-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
4
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом указанного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 названной статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7 статьи 8 Закона).
В силу статьи 5 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусмотренные указанным Законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в статье 17 Закона Челябинской области от 25 октября 2007 N 212-30 "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье" (в редакции Закона Челябинской области от 31 января 2013 года N447-30).
В соответствии со статьей 3 Закона Челябинской области от 22 декабря 2005 N442-30 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению названной категории граждан жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий обеспечивается за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного фонда компенсаций, создаваемого в составе областного бюджета (статья 6 Закона).
5
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Д.А..А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, жилое помещение ему не предоставлено, в связи с чем, пришел к выводу о том, что Д.А..А. имеет право на получение жилого помещения общей площадью не менее 18 кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения, а обязанность по предоставлению Д.А..А. жилого помещения должна быть возложена на администрацию Копейского городского округа за счет средств бюджета Челябинской области.
Судебная коллегия указанные выводы суда находит правильными, поскольку они основаны на установленных в судебном заседании фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы администрации Копейского городского округа о том, что Д.А..А. с заявлением в письменной форме о предоставлении жилого помещения не обращался, не являются основанием для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", указанный Федеральный закон вступает в силу с 01 января 2013 года.
Действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу указанного Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу данного Федерального закона.
Поскольку Д.А..А. в установленном законом порядке был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до дня вступления в силу Федерального закона от *** года N 15-ФЗ, принадлежащее ему право на обеспечение жилым помещением не реализовал, на него распространяется действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ
6
(в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ). При этом обращение с дополнительным заявлением о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения законом не предусмотрено.
Доводы апелляционной жалобы администрации Копейского городского округа о том, что согласно Федеральному закону от 29 февраля
2012 года обязанность предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и у администрации Копейского городского округа отсутствуют полномочия по предоставлению жилого помещения, являются несостоятельными и противоречат нормам действующего законодательства, в частности, статье 3 Закона Челябинской облает от 22 декабря 2005 года N442-30 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Тот факт, что в настоящее время отсутствует список детей-сирот, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не может влиять на права Д.А..А., предусмотренные законом.
Решение суда первой инстанции соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права не установлено, основания для отмены решения по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Предусмотренных положениями части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований, которые независимо от доводов апелляционной жалобы являются безусловными для отмены решения суда первой инстанции, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Копейского городского суда Челябинской области от 20 мая
2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Копейского городского округа Челябинской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.