Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судей
при секретаре
с участием прокурора
Журавлевой М.П.
Кузнецовой Л.А., Уфимцевой Т.Д.
Юсупове Р.Г.
Минкиной Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Еманжелинского муниципального района на решение Еманжелинского городского суда Челябинской области от 28 мая 2013 года по иску прокурора г. Еманжелинска в интересах Томашева М.А. к администрации Еманжелинского муниципального района, Правительству Челябинской области о предоставлении жилья.
Заслушав доклад судьи Журавлевой М.П. об обстоятельствах дела и доводах жалобы, заключение прокурора, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Еманжелинска обратился в суд с иском в интересах Томашева М.А., *** года рождения, к администрации Еманжелинского муниципального района, Правительству Челябинской области о предоставлении жилого помещения. В обоснование требований указал, что Томашев М.А. имеет статус сироты, *** года поставлен на учет и включен в список на получение жилья при администрации Еманжелинского муниципального района. Томашев М.А. обращался в Управление социальной защиты населения администрации Еманжелинского муниципального района с просьбой предоставить жилье, но вопрос до настоящего времени не решен.
В судебном заседании суда первой инстанции Томашев М.А., помощник прокурора г. Еманжелинска Самойлова О.Б. исковые требования поддержали.
Представители администрации Еманжелинского муниципального района, Правительства Челябинской области при надлежащем извещении участие в судебном заседании суда первой инстанции не принимали.
2
Суд постановил решение, которым обязал администрацию Еманжелинского муниципального района предоставить Томашеву М.А. по договору найма специализированное жилое помещение применительно к условиям Еманжелинского муниципального района, отвечающее установленным санитарным нормам и техническим требованиям в черте Еманжелинского муниципального района не менее 16 кв.м. общей площади жилого помещения за счет средств субвенций социальных выплат на обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемых из бюджета субъекта Челябинской области.
В апелляционной жалобе администрация Еманжелинского муниципального района просит решение суда отменить в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Указывает на то, что Томашев М.А. поставлен на учет и включен во внеочередной список очередности при администрации Еманжелинского муниципального района; указанное в судебном решении жилое помещение будет предоставлено Томашеву М.А. только при поступлении денежных средств из областного бюджета, направленных на приобретение жилья для детей-сирот.
Возражая против доводов апелляционной жалобы, прокурор г.Еманжелинска полагает решение суда законным и обоснованным, указывает на то, что обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, законом не поставлена в зависимость от наличия денежных средств и времени их поступления из областного бюджета.
Томашев М.А., представители администрации Еманжелинского муниципального района, Правительства Челябинской области извещены о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, не явились, судебная коллегия на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что Томашев М.А., *** года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Еткульского районного суда Челябинской области от ***года Т.А.М.., И.А.В ... лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей Т.Е.А.., Томашева М.А., Т.М.А.., Т.Н.А.., Т.С.А ... (л.д. 11).
3
Постановлением исполняющего обязанности главы Еманжелинской сельской администрации от *** года N *** над Томашевым М.А. установлена опека, опекуном назначена Т.Л.Г ... (л.д. 12).
Распоряжением исполняющего обязанности главы Еманжелинского района N *** от *** года Томашев М.А. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (л.д. 14).
В период с *** года по *** года Томашев М.А. проживал в приюте "Росинка", с *** года по *** года являлся воспитанником Есаульской специальной школы-интерната, с *** года по *** года был учащимся ГБОУ НПО "Профессиональное училище N 96" г. Златоуста; является инвалидом с детства (л.д. 15, 16, 17-18, 24-25).
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 N 15-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом указанного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных
4
организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 данной статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7 статьи 8 Закона).
В силу статьи 5 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусмотренные указанным Законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в статье 17 Закона Челябинской области от 25 октября 2007 N 212-30 "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье" (в редакции Закона Челябинской области от 31 января 2013 года N447-30).
В соответствии со статьей 3 Закона Челябинской области от 22 декабря 2005 N 442-30 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению названной категории граждан жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий обеспечивается за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного фонда компенсаций, создаваемого в составе областного бюджета (статья 6 Закона).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Томашев М.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, закончил обучение, не достиг 23-х лет, жилое помещение ему не предоставлено, в связи с чем, пришел к выводу о том, что Томашев М.А. имеет право на получение жилого помещения общей
5
площадью не менее 16 кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения, а обязанность по предоставлению Тамошеву М.А. жилого помещения должна быть возложена на администрацию Еманжелинского муниципального района за счет средств бюджета Челябинской области.
Судебная коллегия указанные выводы суда находит правильными, поскольку они основаны на установленных в судебном заседании фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Отсутствие поступления денежных средств из бюджета Челябинской области на приобретение жилья для детей-сирот, о чем указывает ответчик в апелляционной жалобе, не свидетельствует о незаконности принятого судом решения.
Гарантированное законом право Томашева М.А., как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем, не может быть поставлено в зависимость от момента выделения органу местного самоуправления соответствующих денежных средств на эти цели.
Недостаточность денежных средств, поступающих из бюджета Челябинской области, не освобождает администрацию Еманжелинского муниципального района Челябинской области от возложенной на нее законом обязанности по обеспечению истца жильем.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившего в силу с 01 января 2013 года, действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Поскольку Томашев М.А. в установленном порядке был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как лицо из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до дня вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, принадлежащее ему право на обеспечение
6
жилым помещением не реализовал, на него распространяется действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ). При этом само по себе включение Томашева М.А. уполномоченным органом в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями во внеочередном порядке, не может нарушать его прав по обеспечению жилым помещением из специализированного жилого фонда.
Решение суда первой инстанции соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права не установлено, основания для отмены решения по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Предусмотренных положениями части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований, которые независимо от доводов апелляционной жалобы являются безусловными для отмены решения суда первой инстанции, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Еманжелинского городского суда Челябинской области от 28 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Еманжелинского муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.