Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе
председательствующего-судьи Метелёвой Г.Н.
судей Шушкевич О.В., Галимовой P.M.
при секретаре Калевой Ю.В.
с участием прокурора Соколовой Н.Ф.
рассмотрела 25 июля 2013 года в открытом судебном заседании в зале суда в г.Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства социальных отношений Челябинской области на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 23 мая 2013 года.
Заслушав доклад судьи Метелёвой Г.Н. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика Министерства социальных отношений Челябинской области - Шикину Д.Г., поддержавшую доводы жалобы, а также истца Мешкова С.П., прокурора Соколову Н.Ф., согласившихся с решением суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Центрального района г. Челябинска обратился в суд в интересах Мешкова С.П., действующего в интересах несовершеннолетнего Мешкова А.С., с исками к Государственному учреждению Челябинскому областному реабилитационно-физкультурному центру инвалидов "Импульс" (далее - ГУ ЧОРФЦИ "Импульс"), Министерству социальных отношений Челябинской области (далее - Минсоцотношений Челябинской области) о признании незаконным бездействия ГУ ЧОРФЦИ "Импульс", о возложении на Минсоцотношений Челябинской области обязанности по представлению технических средств реабилитации: опоры для сидения, опоры для стояния, цифровые слуховые аппараты заушные мощные в количестве 2 шт. и ушные вкладыши индивидуального изготовления - 2 шт., детскую прогулочную кресло - коляску в течение месяца со дня вступления решения в законную силу (л.д. 3-7, 29-33,60-63).
В обоснование исковых требований прокурор указал, что 12 декабря 2012 года ФГУ "ГБ МСЭ по Челябинской области" была разработана индивидуальная программа реабилитация ребенка - инвалида Мешкова А.С., согласно которой ему необходимо выделение средств технической реабилитации опоры для сидения и стояния; цифрового слухового аппарата с ушными вкладышами; детской прогулочной кресло - коляски. ГУ ЧОРФЦИ "Импульс" предоставило информацию, что заключение государственных
2
контрактов на заявленные технические средства реабилитации планируется на апрель - май 2013 года.
В судебном заседании помощник прокурора Центрального района г. Челябинска Осадчая О.Д. на удовлетворении исковых требований настаивала.
Истец Мешков С.П. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования.
Представитель ответчика Минсоцотношений Челябинской области -Шикина Д.Г. возражала против удовлетворения исковых требований. В письменном отзыве представитель ответчика указал на то, что права истца не нарушали.
Дело рассмотрено судом в отсутствие представителя ответчика ГУ ЧОРФЦИ "Импульс", который о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции извещен, в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Представил возражения на исковые заявления (л.д.97-104,126).
Суд постановил решение об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе Минсоцотношений Челябинской области просит решение суда отменить в связи с тем, что судом не применены нормы материального права, подлежащие применению. Считает, что права истца нарушены не были, поскольку сроки предоставления инвалидам средств реабилитации действующим законодательством не установлены, они предоставляются в порядке очереди. Кроме того, опоры для сидения и опоры для стояния не входят в классификацию технических средств реабилитации, в связи с чем отсутствуют правовые основания для заключения государственных контрактов на их приобретение. Указывает, что вывод суда о непредоставлении ГУ ЧОРФЦИ "Импульс" ответа по вопросу обеспечения опорами для сидения и для стояния не соответствует действительности.
Представитель ГУ ЧОРФЦИ "Импульс" о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещен, в суд не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством РФ.
В соответствии с п. 6 Постановления Правительства Челябинской области от 18.04.2011 N 94-П "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями" (вместе с "Положением о порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями") обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации (TCP), услугами и протезами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разработанными федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития.
Судом первой инстанции установлено, что Мешков А.С., **** года рождения, является ребенком-инвалидом (л.д. 19).
Как следует из письма директора ГУ ЧОРФЦИ "Импульс" от 14 февраля 2013 года в прокуратуру Центрального района г.Челябинска, заявлений Мешкова С.П., 08 февраля 2012 года, 16 ноября 2012 года, 14 июня 2012 года законный представитель Мешкова А.С - Мешков С.П. обращался в ГУ ЧОРФЦИ "Импульс" с заявлениями о предоставлении следующих TCP: опоры для сидения и для стояния, цифровые слуховые аппараты сверхмощные - 2, ушные вкладыши индивидуального пользования -2, прогулочная коляска, полагающихся ребенку на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной учреждением медико-социальной экспертизы 08 февраля 2012 года (л.д. 9,10, 1135, 65).
Согласно индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, составленной при освидетельствовании 12 декабря 2012 года, Мешкову А.С. необходимы следующие TCP: опора для сидения, опора для стояния, детская прогулочная коляска для детей с ДЦП, цифровой сверхмощный слуховой
4
аппарат и индивидуальные ушные вкладыши на оба уха, подгузники. Срок проведения этих реабилитационных мероприятий определен с 12 декабря 2012 года по 01 февраля 2015 года (л.д. 21-22).
14.06.2012 года, 15.11.2012 года Мешкову А.С. выданы уведомления о постановке ребенка-инвалида на учет в ГУ ЧОРФЦИ "Импульс" для получения следующих TCP: памперсы, детская прогулочная коляска для детей с ДЦП, цифровой сверхмощный слуховой аппарат и индивидуальные ушные вкладыши на оба уха, (л.д.36,66). В отношении других TCP ответ не выдан.
Ребенок-инвалид Мешков А.С. данными TCP не обеспечен до сего дня.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из доказанности нуждаемости Мешкова А.С. в обеспечении необходимыми TCP, бездействия ГУ ЧОРФЦИ "Импульс", выразившегося в непринятии мер по обеспечению TCP.
Порядок осуществления полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам, переданных Правительству Челябинской области в соответствии с утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2010 года N 2428-р Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Челябинской области, определен Положением о порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями, утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от 18 апреля 2011 года N 94-П.
Полномочия по предоставлению мер социальной защиты инвалидов возложены на Правительство Челябинской области, а решением задач по реализации Соглашения, которым переданы такие полномочия, занимается Министерство социальных отношений Челябинской области.
Министерство социальных отношений Челябинской области приказом от 27 января 2011 года N22 наделило ГУ ЧОРФЦ инвалидов "Импульс" полномочиями по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов TCP, оказанию услуг по обеспечению протезами, включая ремонт и изготовление протезов, протезно-ортопедический изделий (кроме зубных протезов), назначению выплат компенсаций за самостоятельно приобретенные TCP и протезно-ортопедические изделия, а также за проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, оказанию государственной социальной помощи в части санаторно-курортного лечения.
5
Довод апелляционной жалобы о том, что Минсоцотношений Челябинской области не допускало нарушений сроков предоставления истцу технических средств реабилитации, не опровергает правильности выводов суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" индивидуальная программа реабилитации инвалидов является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм собственности.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ реабилитация инвалидов предоставляет собой систему и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов в бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в обществе.
В соответствии со статьей 11 названного Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалидов является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм собственности.
По смыслу ст.314 Гражданского кодекса РФ, применяемой к настоящим правоотношениям по аналогии, обязанность ответчика по предоставлению инвалидам технического средства реабилитации должна быть исполнена в разумный срок. Предоставленное техническое средство реабилитации должно обеспечить реабилитацию инвалида в течение срока действия программы. Однако, как видно из материалов дела, индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида Мешкова А.С. составлена 08 февраля 2012 года, 12 декабря 2012 года, заявления о предоставлении ему технических средств реабилитации поданы 08 февраля 2012 года, 16 ноября 2012 года, 14 июня 2012 года, но до настоящего времени программа реабилитации не исполнена. Поэтому доводы жалобы в той части, что срок предоставления технического средства реабилитации законом не определен, не освобождают ответчика от исполнения программы реабилитации.
Учитывая установленные обстоятельства, судебная коллегия приходит
6
к выводу о том, что ребенок, являясь инвалидом, имеет право на получение жизненно необходимых технических средств реабилитации в разумный срок, несоблюдение уполномоченным органом требований федерального законодательства по своевременному предоставлению таких средств нарушает права и свободы ребенка-инвалида.
Доводы апелляционной жалобы о том, что опоры для стояния и опоры для сидения не входят в утвержденные классификации технических средств реабилитации, в связи с чем государственные контракты на поставку данных видов технического средства реабилитации не могут быть заключены, не являются основанием для отмены решения суда. TCP "опоры" предусмотрены приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2011 г. N 823н, причины, по которым право инвалида нарушено, и причины, по которым ответчик не выполнил своей обязанности, возложенной на него государством, не зависят от инвалида и правового значения не имеют.
На момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции ответчиками не были представлены доказательства осуществления работы по заключению таких контрактов, а также доказательства предоставления Мешкову А.С. технических средств реабилитации.
Данных о том, что истцу выдано уведомление о постановке на учет для получения TCP опоры для сидения и опоры для стояния, в материалы дела не представлено. Ссылка в жалобе на письмо от 14 февраля 2013 года N 132 несостоятельна, так как оно адресовано не истцу, а прокуратуру (л.д. 10).
Выводы суда первой инстанции мотивированы, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, судом правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального закона при разрешении спора не допущено.
Руководствуясь ст.ст.327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 23 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социальных отношений Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.