Судья Челябинского областного суда Зарипова Ю.С., при секретаре Верховцевой М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда жалобу Управления строительства, инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства Карталинского района на постановление Карталинского городского суда Челябинской области от 18 июня 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Управления строительства, инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства Карталинского района,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Карталинского городского суда Челябинской области от 18 июня 2013 года Управление строительства, инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства Карталинского района признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Управление строительства, инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства Карталинского района обратилось в областной суд с жалобой, в которой просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов указывает на то, что 15.04.2013 года между Управлением строительства, инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства Карталинского района и МУП " ****" заключен контракт на выполнение подрядных работ. Указанный контракт действует до 15 сентября 2013 года. Исполнение предписаний до 08.05.2013 года не представлялось возможным ввиду неблагоприятных климатических условий. Нарушения, указанные в предписаниях, кроме дороги по ул. Братьев Кашириных, устранены в мае 2013 года. Кроме того, имеется решение Карталинского городского суда Челябинской области от 04.06.2013 года о приведении в соответствии с ГОСТ дорожного покрытия проезжей части по ул. Братьев Кашириных, в частности устранить ямочность проезжей части дороги в срок до 01 октября 2013 года. Полагает, что в данном случае возможно ограничиться устным замечанием, поскольку отсутствует существенная угроза охраняемым общественным и государственным отношениям, вред отдельным гражданам не нанесен.
В судебное заседание представители Управления строительства, инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства Карталинского района - Басарыгин В.П., Кислухина Н.И. доводы жалобы поддержали.
2
Сотрудник ГИБДД ОВД по Карталинскому муниципальному району в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела в адрес суда не направил. При таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, выслушав участников процесса, изучив доводы жалобы, оснований к отмене постановления не нахожу.
В соответствии с частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Как установлено судьей городского суда, 15 мая 2013 года в 11:00 часов в г. Карталы Челябинской области Управление строительства, инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства Карталинского района не выполнило 11 предписаний Отделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Отдела МВД России по Карталинскому району, выданных 29 апреля 2013 года на устранение выбоин, колесности, повреждений проезжих частей дорог по ул. Пролетарская, пер. Зайцева на проходах к железнодорожному путепроводу "3 моста", по ул. Братьев Кашириных напротив домов NN 1,14,8а, магазина "Магнит", "Сбербанк", на перекрестках ул. Свердлова с ул. Набережная, ул. Октябрьская с пер. Комарова, мосту через реку Карталы-Аят, нарушив тем самым п. 3.1.1 и п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93.
Указанные обстоятельства подтверждаются сведениями, указанными в протоколе об административном правонарушении, предписаниями, фототаблицей, актом о приемке выполненных работ, справкой о стоимости выполненных работ и затрат, другими письменными доказательствами, получившими оценку в совокупности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Согласно п. 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 15.06.1998 г. N 711, обязанности по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования, в частности, к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог (за исключением государственного надзора при их капитальном ремонте),
3
дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения, возложены на Государственную инспекцию безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Госавтоинспекция в соответствии с пп. "б" п. 12 Положения для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Предписания даются главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения в соответствии с их компетенцией в письменной форме с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах. Аналогичные положения о полномочиях полиции, структурным подразделением которой является Государственная инспекция безопасности дорожного движения, в ходе проведения мероприятий, предусмотренных законодательством о безопасности дорожного движения, в частности при осуществлении государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения, содержатся в п. 21 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ "О полиции".
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организаций дорожного движения устанавливает ГОСТ Р 50597-93. Все требования государственного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Названным ГОСТом предусмотрено, что покрытие проезжей части дороги не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин не должны превышать по длине 15 см, по ширине - 60 и глубине - 5 см (п. п. 3.1.1, 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93).
Часть 2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" устанавливает обязанность лица, осуществляющего содержание автомобильных дорог, обеспечить соответствие состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам.
Таким лицом, как следует из представленных материалов, является Управление строительства, инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства Карталинского района.
4
Предписания ОГИБДД ОМВД России по Карталинскому району от 29 апреля 2013 года об устранении выявленных недостатков были получены начальником Управления строительства, инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства Карталинского района.
15.05.2013 года в отношении Управления строительства, инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства Карталинского района проведена проверка исполнения предписаний ОГИБДД ОМВД России по Карталинскому району, в ходе которой выявлено, что данные предписания установленный срок не выполнены.
Из буквального толкования диспозиции части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что объективная сторона предусмотренного ею состава административного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания об устранении нарушений законодательства.
Таким образом, вывод судьи о том, что Управление строительства, инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства Карталинского района не выполнило в установленный срок предписание от 29 апреля 2013 г., соответствует фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании, не согласиться с этим выводом оснований не имеется.
Действия Управления строительства, инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства Карталинского района правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Довод заявителя о том, что 15.04.2013 года между Управлением строительства, инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства Карталинского района и МУП " ****" заключен контракт на выполнение подрядных работ, действующий до 15 сентября 2013 года, правового значения не имеет, поскольку контракт был заключен до выдачи предписания от 29 апреля 2013 года, потому заключение названного контракта не может свидетельствовать о принятии юридическим лицом мер, направленных на выполнение предписания.
Доводы жалобы о том, что исполнение предписания в связи неблагоприятными метеорологическими условиями было невозможно, не влечет отмену принятого постановления, доказательств в подтверждение данного довода суду представлено не было, при этом, из материалов дела следует, что часть работ в соответствии с предписанием была выполнена.
Кроме того, законным представителем Управления строительства, инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства Карталинского района ходатайства о продлении срока исполнения указанных предписаний, невозможности исполнения предписаний в связи с неблагоприятными метеорологическими условиями, в орган ГИБДД не направлялись.
Устранение части нарушений не может освободить юридическое лицо от ответственности за вмененное правонарушение.
5
Принятие 04.06.2013 года Карталинским городского суда Челябинской решения, которым на администрацию Карталинского муниципального района возложена обязанность провести ремонт проезжей части указанной дороги до 01.10.2013 года, не свидетельствует об отсутствии вины Управления в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Довод о малозначительности совершенного административного правонарушения, несостоятелен.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Применение названной нормы является правом, а не обязанностью
суда.
Характер, совершенного Управлением строительства, инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства Карталинского района правонарушения по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, объектом посягательства которого является установленный законом порядок управления, и в частности контрольно-надзорные правоотношения, возникающие между субъектами контроля (надзора) и субъектами, деятельность которых подвергается контролю (надзору), свидетельствует о высокой степени общественной опасности правонарушений в указанной сфере.
Состав правонарушения, квалифицируемого по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, является формальным, и в данном случае угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении лица к исполнению возложенных на него обязанностей, по устранению нарушений законодательства.
С учетом конкретных обстоятельств дела, приняв во внимание характер охраняемых государством общественных отношений и степень опасности конкретного деяния, прихожу к выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным.
При назначении наказания судьей городского суда были учтены фактические обстоятельства дела, характер совершенного административного правонарушения. Нет оснований не соглашаться с позицией судьи городского суда, назначившего наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей. Наказание назначено с учетом требований ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
6
Оснований для удовлетворения жалобы и отмены вынесенного по делу постановления не имеется.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда
РЕШИЛ:
Постановление судьи Карталинского городского суда Челябинской области от 18 июня 2013 года оставить без изменения, жалобу Управления строительства, инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства Карталинского района - без удовлетворения.
Судья
Зарипова Ю.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.