Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу Лукина А.И. на решение судьи Калининского районного суда Челябинской области от 13 марта 2013 года и решение судьи Челябинского областного суда от 11 июня 2013 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.4, ч.З ст. 20.4, ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении председателя правления СНТ "Любитель 3" Лукина А.И.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора ОНД N 3 по пожарному надзору от 20 декабря 2012 года должностное лицо -председатель правления СНТ "Любитель 3" Лукин А.И. привлечен к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 20.4, ч.З ст. 20.4, ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ, и ему в соответствии с положением ч.2 ст. 4.4 КоАП РФ назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Решением судьи Калининского районного суда г. Челябинска от 13 марта 2013 года указанное выше постановление оставлено без изменения.
Решением судьи Челябинского областного суда от 11 июня 2013 года решение судьи Калининского районного суда г. Челябинска от 13 марта 2013 года оставлено без изменения.
В жалобе Лукина А.И., поданной в порядке надзора, поставлен вопрос об отмене принятых по делу судебных актов ввиду их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для отмены или изменения вынесенных по делу постановлений не нахожу.
Как установлено судьей и следует из материалов дела, 24 октября 2012г. инспектором Отдела надзорной деятельности N 3 ГУ МЧС России по Челябинской области проведена плановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности в отношении территории и зданий, эксплуатируемых СНТ "Любитель 3", расположенных по адресу: г.Челябинск , пр. Победы 303 "а".
2
В ходе проверки установлены факты нарушения должностным лицом- председателем правления СНТ "Любитель 3" Лукиным А.И. требований пожарной безопасности.
В соответствии с чЛ ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Часть 3 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Часть 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности, строительными нормами и правилами.
Плановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности на территории и в зданиях СНТ "Любитель 3" была проведена на основании распоряжения начальника отдела надзорной деятельности N3 Управления надзорной деятельности Главного Управления МЧС России по Челябинской области от 03 августа 2012 года N 2466.
В ходе проведения проверки государственным инспектором ОНД N 13 УНД ГУ МЧС России по Челябинской области на территории и в зданиях СНТ "Любитель 3" установлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
3
- в нарушение п. 2,460, 461, 462 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N390 "О противопожарном режиме" (далее - ППР) в отношении объекта не утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности;
- в нарушение п. 3 ППР; п.31 НПБ "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" руководитель СНТ, являющийся в том числе ответственным за пожарную безопасность по приказу, не прошел обучение пожарно - техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность (в части противопожарного режима, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре);
- в нарушение п. 3 ППР не определен порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно -технического минимума.
- в нарушение п. 16 ППР не обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре на всей территории СНТ.
- в нарушение п. 69 ППР за пожарной мотопомпой для тушения пожаров, не организовано закрепление моториста, прошедшего специальную подготовку для работы на мотопомпе;
- в нарушение п. 6 ППР в административном помещении конторы не обеспечено наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны.
- в нарушение п. 16, 66 ППР; ч.1 ст.6 N 123 - ФЗ от 22.07.2008 года; п. 9.11 СП 08.13130.2009* ст.5 (1) от 27.12.2002 года N 184-ФЗ; ч.ч. 5,6 ст. 3 от 30.12.2009 года N 384-ФЗ радиус обслуживания зданий резервуарами для целей пожаротушения превышает нормативное расстояние 100-200 м (из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе при наличии автонасосов - 200м, при наличии мотопомп - 100-150 м в зависимости от технических возможностей мотопомп). Фактически резервуары сосредоточены в одном месте, расстояние от места водозабора до наиболее удаленных от них зданий около 600 м.
- в нарушение п. 42(г) ППР в здании конторы допускается пользование электроплиткой, не имеющей устройств тепловой защиты;
- в нарушение ст. 4, ч.1 ст.6, 91 N 123 ФЗ от 22 июля 2008 года; п. 16 Табл. 2 СП 3.13130.2009; ст.5(1) от 27.12.2002 года N 184 - ФЗ; ч.ч. 5,6 ст. 3 от 30.12.2009 года N 384 - ФЗ в здании конторы не предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ) при пожаре;
4
- в нарушение ст.4, чЛ ст. 6, 91 N 123 - ФЗ от 22.07.2008 года; Табл. А 1 СП 5.13130.2009; ст.5 (1) от 27.12.2002 года N 184 ФЗ в здании конторы не выполнена автоматическая установка пожарной сигнализации.
При проведении проверки председатель СНТ "Любитель 3", Лукин А.И. принимал участие, каких-либо возражений по выявленным фактам нарушений требований пожарной безопасности не заявил.
В результате выявленных нарушений был составлен акт проверки N 2466 от 24 октября 2012 года.
Акт плановой выездной проверки, проведенной органом государственного надзора на основании распоряжения руководителя органа государственного надзора, является допустимым доказательством по делу.
Усмотрев в действиях председателя СНТ "Любитель 3" состав административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ, государственный инспектор ОНД N3 по пожарному надзору составил протоколы от 21 ноября 2012 г. N3605, 3606 и 3607 об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях государственным инспектором ОНД N 3 УНДГУМЧС по пожарному надзору 20 декабря 2012 года за N3605/3606/3607 вынесено постановление о привлечении председателя СНТ "Любитель 3" Лукина А.И. к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ. Постановление соответствует требованиям ст. 29.7, 29.9 КоАП РФ, в нем содержатся все сведения необходимые для рассмотрения дела.
Факт допущенных нарушений правил пожарной безопасности и виновность Лукина А.И. в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, подтверждены представленными в дело доказательствами, в том числе: сведениями, указанными в протоколах об административных правонарушениях, предусмотренных чЛ ст. 20.4, ч.З ст. 20.4, ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ, N3605, 3606, 3607 от 21 ноября 2012 года; актом проверки N 2466 от 264 октября 2012 года; предписанием по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности N 2466/1/1-10 от 24 октября 2012 года; приказом СНТ "Любитель 3" N 07 от 25 марта 2012 года об избрании председателем правления Лукина А.И. и другими материалами дела.
Добытые по делу доказательства получены с соблюдением требований ст. 26.2 КоАП РФ, являются достаточными и допустимыми для выводов о виновности Лукина А.И. в совершении административных правонарушений, предусмотренных чЛ ст. 20.4 КоАП РФ, ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
5
Установленные нарушения требований пожарной безопасности в помещении на момент проверки Лукиным А.И. не отрицались и в ходе рассмотрения дела не опровергнуты, устранение их входит в обязанности указанного лица.
Доводы жалобы Лукина А.И. о том, что председатель СНТ "Любитель 3" не является лицом, ответственным за нарушения норм и требований пожарной безопасности, судебными инстанциями проверены и на основе собранной совокупности доказательств обоснованно отвергнуты по мотивам, приведенным в судебных постановлениях.
Доводы жалобы о том, что при проведении проверки представитель надзорного органа не применял никаких измерительных средств, в связи с чем не доказано, что расстояние от места водозабора до наиболее удаленных от них зданий 600 метров, ничем не подтверждены и не могут быть приняты во внимание.
Оснований не доверять сведениям, указанным в акте проверки о том, что радиус обслуживания зданий резервуарами для целей пожаротушения, превышал нормативное расстояние 100-200м, у судей ни имелось, доказательств обратного заявителем не представлено.
В соответствии с п. 16 Правил противопожарного режима в РФ на территории поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан обеспечивается наличие запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Пунктом 3 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусмотрено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Согласно п.9. 11 СП 8.13130 пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при наличии автонасосов - 200 м; при наличии мотопомп -100-150 м в зависимости от технических возможностей мотопомп.
Ссылки на то, что вменяемые нарушения о том, что в здании конторы не предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ) при пожаре, не выполнена автоматическая пожарная сигнализация и не выполнена автоматическая установка пожарной сигнализации являются необоснованными, не могут быть приняты во внимание.
6
Дальнейшая эксплуатация здания конторы с нарушениями требований пожарной безопасности несет угрозу для жизни и здоровья людей вследствие возможного возникновения пожара, оценка пожарного риска, обеспеченного на объекте защиты, товариществом не производилась, применение действующих правовых актов, устанавливающих требования пожарной безопасности, является обоснованным.
Кроме того, заявителем не представлена техническая документация в отношении здания конторы СНТ "Любитель 3", подтверждающая отсутствие необходимости в устройстве систем автоматической пожарной сигнализации и оповещения.
Частичное выполнение нарушений требований пожарной безопасности на момент принятия судьей решения не влечет отмену вынесенных по делу постановлений. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что на момент выявления правонарушения у председателя правления - садоводческое некоммерческое товарищество "Любитель 3" Лукина А.И. отсутствовали препятствия по выполнению требований пожарной безопасности.
Иные доводы надзорной жалобы не опровергают установленных по данному делу обстоятельств и не влекут отмену состоявшихся по делу судебных постановлений.
Обстоятельства дела выяснены всесторонне, полно и объективно.
Выводы о наличии в действиях Лукина А.И. составов административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст. 20.4, ч. 3 ст. 20.4 ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, являются обоснованными.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену состоявшихся по делу решений, не допущено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Административное наказание, назначено Лукину А.И. в пределах санкций ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, ч.З ст. 20.4 КоАП РФ, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ с применением положения ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ.
Судебными инстанциями дело проверено в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ.
Нарушений гарантированных Конституцией РФ и ст. 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст.ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
7
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Калининского районного суда г. Челябинска от 13 марта 2013 года и решение Челябинского областного суда от 11 июня 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4, ч.З ст. 20.4, ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении председателя правления СНТ "Любитель 3" Лукина А.И. оставить без изменения, жалобу Лукина А.И. - без удовлетворения.
Заместитель председателя областного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.