Постановление Челябинского областного суда от 22 августа 2013 г.
(Извлечение)
Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу законного представителя юридического лица -Муниципального учреждения социального обслуживания "Социальный приют для детей и подростков" М.Г.Р ... на постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 2 Аргаяшского района Челябинской области от 19 апреля 2013г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении юридического лица - Муниципального учреждения социального обслуживания "Социальный приют для детей и подростков",
УСТАНОВИЛ:
постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N2 Аргаяшского района Челябинской области от 19 апреля 2013г. юридическое лицо - Муниципальное учреждение социального обслуживания "Социальный приют для детей и подростков" (далее МУСО "Социальный приют") привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере *** рублей.
В жалобе законного представителя юридического лица - МУСО "Социальный приют" М.Г.Р.., поданной в порядке надзора, поставлен вопрос об отмене судебного постановления ввиду его незаконности.
Проверив дело об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного постановления не нахожу.
Из материалов дела следует, что 25 марта 2013г. государственным инспектором ОНД N 16 по пожарному надзору в отношении МУСО "Социальный приют" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, за то, что МУСО "Социальный приют" в срок до 01 марта 2013г. не выполнило пункты 1, 2, 3, 4, 5 предписания N 55/1/1-8 от 30 марта 2012г., выданного государственным инспектором ОНД N 16 по пожарному надзору, в отношении помещений, расположенных по адресу: ***.
2
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении N 156 от 25 марта 2013г. (л.д. 3-4), копией распоряжения о проведении внеплановой, выездной проверки от 19 марта 2013г. (л.д. 5), копией акта проверки N 81 от 25 марта 2013г. (л.д. 7), копией предписания N 55/1/1-8 от 30 марта 2012г. (л.д. 8), другими доказательствами, исследованными в судебном заседании, в связи с чем вывод мирового судьи о наличии в действиях МУСО "Социальный приют" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, является правильным.
Часть 12 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Доводы надзорной жалобы об отсутствии в действиях МУСО "Социальный приют" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, опровергаются материалами дела.
МУСО "Социальный приют" является юридическим лицом, зарегистрировано в установленном законом порядке, эксплуатирует часть здания, расположенного по адресу: ***, на основании договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом Аргаяшского района от 06 ноября 2012г. Нежилое здание по указанному адресу закреплено на праве оперативного управления за ***
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 1994г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, в отношении реализуемой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, а также по предотвращению угрозы возникновения пожара.
В силу требований ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
3
Согласно ст. 20 Федерального закона N 69-ФЗ нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения юридического лица - МУСО "Социальный приют" к административной ответственности по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ послужило неисполнение в установленный срок до 01 марта 2013г. обязательных к исполнению мероприятий, изложенных в пунктах 1, 2, 3, 4, 5 предписания N 55/1/1-8 от30.03.2012г., а именно: запретить эксплуатацию встроенной электрокотельной в здании. Электрокотельную разместить в отдельно стоящем здании (СНиП 11-35-76 п.1.8); ширину дверных проемов выхода с лестничной клетки на улицу выполнить не менее 1,2 метра (СНиП 21-01-97* п.6.16); ширину дверного проема выхода с коридора 2 этажа социального приюта на лестничную клетку выполнить не менее 1,2 метра (СНиП 21-01-97* п.6.16); спальное помещение малышей в социальном приюте на 2 этаже обеспечить двумя эвакуационными выходами (СНиП 21-01-97* п.6.16, 6.12); спальное помещение мальчиков в социальном приюте на 2 этаже обеспечить двумя эвакуационными выходами (СНиП 21-01-97* п.6.16, 6.12).
Согласно п. 1.8 СНиП 1 1-35-76 "Котельные установки" не допускается проектирование крышных, встроенных и пристроенных котельных к зданиям детских дошкольных и школьных учреждений, к лечебным и спальным корпусам больниц и поликлиник, к лечебным и спальным корпусам санаториев и учреждений отдыха.
Доводы о том, что используемый в здании отопительный электроприбор имеет бытовое назначение и требования пожарной безопасности электрокотельных к данному прибору не применимы, не могут быть приняты во внимание. Заявителем не представлена техническая документация на отопительный прибор, подтверждающая возможность его эксплуатации в здании, где расположены детские учреждения.
МУСО "Социальный приют" располагается в здании *** ***, которое на основании п.1 ст. 32 Федерального закона от 22.07.2008г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" классифицируется как здание класса Ф 1.1.
В соответствии с п. 6.16 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" ширина эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,2 метра - из помещений класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 человек.
Мировым судьей установлено, что приют рассчитан на *** человек, фактически в нем пребывают *** детей и *** человек обслуживающего персонала.
4
Согласно п.6.12 СНиП 21-01- 97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" помещения класса Ф 1.1, предназначенные для одновременного пребывания более 10 человек, должны иметь не менее двух эвакуационных выходов.
Таким образом, мировым судьей правильно сделан вывод о нарушении учреждением требований пожарной безопасности, невыполнении в установленный срок законного предписания (пунктов 1, 2, 3, 4, 5) органа, осуществляющего государственный пожарный надзор.
Доводы о том, что в разных помещениях учреждения находится до 7 человек, ничем не подтверждены и не могут быть приняты во внимание.
Согласно п. 2.2.2 договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом Аргаяшского района от 06 ноября 2012г. МУСО "Социальный приют" имеет право самостоятельно определять виды и формы внутренней отделки интерьера объекта, не затрагивающие изменения несущих конструкций объекта, не влекущих перепланировки объекта или его других неотделимых улучшений.
Заключение специалиста (эксперта) о невозможности расширения дверных проемов, устройства эвакуационных выходов в связи с изменением прочности несущих конструкций здания в материалах дела не имеется и с надзорной жалобой не представлено.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно материалам дела в установленные законом сроки данное предписание не обжаловалось, с ходатайством о продлении данного срока в органы государственного пожарного надзора учреждение не обращалось, в известность о причинах невозможности выполнения предписания не ставило.
Невыполнение предписания N 55/1/1-8 от 30.03.2012г., подтверждается актом проверки N 81 от 25 марта 2013г. (л.д. 7).
Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что юридическим лицом - МУСО "Социальный приют" не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению предписания по устранению выявленных нарушений.
Представленные по делу доказательства являются допустимыми и достаточными для установления вины МУСО "Социальный приют" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ.
Заключению по оценке соответствия объекта защиты установленным требованиям пожарной безопасности (л.д. 44 - 104) мировым судьей дана оценка, не согласиться с которой оснований не имеется.
5
Ссылка мирового судьи на ППБ 01-03 не повлияла на законность вынесенного по делу постановления.
Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст.ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, соблюдены.
Постановление мирового судьи соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, в нем содержится указание на обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, приведены доказательства, подтверждающие обстоятельства дела, и мотивированные выводы о виновности МУСО "Социальный приют".
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ. Оснований для снижения наказания не имеется, назначено оно в минимальном размере.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13 -30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 2 Аргаяшского района Челябинской области от 19 апреля 2013г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении юридического лица -Муниципального учреждения социального обслуживания "Социальный приют для детей и подростков" оставить без изменения, а жалобу законного представителя Муниципального учреждения социального обслуживания "Социальный приют для детей и подростков" М.Г.Р ... - без удовлетворения.
Заместитель председателя областного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.