Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судей
при секретаре
Скрябиной СВ.,
Козиной Н.М., Лутфуллоевой P.P., Калевой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Челябинске 13 августа 2013 года апелляционную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел России по Челябинской области на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 13 мая 2013 года.
Заслушав доклад судьи Скрябиной СВ. об обстоятельствах дела, представителя ответчика Сазонову И.В., настаивавшую на удовлетворении апелляционной жалобы, пояснения истца Долгаева Ю.В., считавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Долгаев Ю.В. обратился в суд с иском к Главному управлению МВД России по Челябинской области о возложении обязанности засчитать в его выслугу лет в календарном исчислении для определения размера процентной надбавки за выслугу лет период с 15 февраля по 30 апреля 1993 года, определить срок выслуги для начисления надбавки за выслугу лет на момент увольнения из органов внутренних дел, равным 25 годам 16 дням в календарном исчислении, а также возложить обязанность произвести перерасчет размера пенсии в связи изменением величины надбавки за выслугу лет и выплатить недополученную пенсию за период с 01 февраля 2005 года.
В обоснование заявленных исковых требований указал, что с 05 августа 1979 года по 05 сентября 1992 года проходил службу в Вооруженных Силах России, был уволен по сокращению штата. На момент увольнения с военной службы его выслуга лет в календарном исчислении составила 13 лет 01 месяц. В период с 15 февраля 1993 года по 01 февраля 2005 года он проходил службу в органах внутренних дел. С 01 февраля 2005 года является получателем пенсии за выслугу лет. С момента увольнения и по 31 декабря 2011 года ему производилась выплата пенсии исходя из процентной надбавки за выслугу лет в размере 65 процентов, а с 01 января 2012 года по
настоящее время - в размере 30 процентов. Указанные размеры процентных надбавок не соответствуют продолжительности его выслуги, которая составляет более 25 лет. При этом ответчиком не был включен в его выслугу лет для начисления процентной надбавки период службы в должности оперуполномоченного ОБЭП Центрального РУВД г. Челябинска с 15 февраля по 30 апреля 1993 года. Сумма недоплат по пенсионным выплатам составила *** руб. 34 коп.
В судебном заседании истец Долгаев Ю.В. настаивал на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика, действующая на основании доверенности Ильиных Л.С., возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что истец в спорный период не являлся сотрудником внутренних дел, так как не имел специального звания. Специальное звание сотрудника внутренних дел было присвоено истцу только 30 апреля 1993 года. Поэтому стаж службы для выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет истцу исчислен правильно.
Суд первой инстанции постановил решение, которым исковые требования Долгаева Ю.В. удовлетворил частично, возложил на ответчика обязанность включить период с 15 февраля 1993 года по 29 марта 1993 года в выслугу лет в календарном исчислении для назначения процентной надбавки, установить стаж для исчисления процентной набавки за выслугу лет, равным 25 годам 16 дням, произвести перерасчет пенсионных выплат в связи с изменением процентной надбавки, выплатить недополученную пенсию за период с 01 февраля 2005 года.
Определением суда от 29 мая 2013 года по заявлению истца в состоявшееся решение были внесены исправления допущенных описок, в том числе в резолютивной части решения дата "29 марта 1993 года" была исправлена на "29 апреля 1993 года".
Ответчик в апелляционной жалобе просит отменить судебное решение, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм материального права, указывая, что статус сотрудника органов внутренних дел Долгаев Ю.В. приобрел с момента присвоения ему специального звания, то есть с 29 апреля 1993 года, поэтому с указанного времени и подлежит исчислению выслуга лет для назначения процентной надбавки к окладу денежного содержания за выслугу лет.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Так, судом первой инстанции было установлено и подтверждено материалами дела, что на основании приказа N 26 л/с от 24 февраля 1993 года начальника УВД г. Челябинска Долгаев Ю.В. был назначен на должность оперуполномоченного ОБЭП Центрального РОВД г. Челябинска с
15 февраля 1993 года. В соответствии с представленным ответчиком сведениями за ним был закреплен в качестве его наставника капитан милиции Морозов В.Н. (л.д. 39).
Приказом МВД СССР от 30 апреля 1993 года N 391 л/с Долгаеву Ю.В. присвоено специальное звание капитан милиции с зачислением в кадры МВД России (л.д. 40).
01 февраля 2005 года Долгаев Ю.В. был уволен из органов внутренних дел согласно приказу от 7 февраля 2005 года N 1 л/с (л.д. 48), с 1 февраля 2005 года ему назначена пенсия за выслугу лет (л.д. 23).
По состоянию на 01 февраля 2005 года продолжительность выслуги лет Долгаева Ю.В. для исчисления процентной надбавки за выслугу лет составила 24 года 10 месяцев 01 день (л.д. 23). При этом ответчиком при расчете выслуги лет период его службы в должности оперуполномоченного ОБЭП Центрального РОВД г. Челябинска без специального звания с 15 февраля 1993 года по 29 апреля 1993 года не был принят к зачету (л.д. 21-22).
Разрешая спор по существу, суд на основании имеющихся доказательств и норм действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит правильными, так как они основаны на имеющихся доказательствах по делу, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Так, пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, регулируется специальным Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В силу статьи 43 данного Закона пенсии, назначаемые лицам рядового и начальствующего состава, проходившим службу в органах внутренних дел Российской Федерации, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, должностной оклад, оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Постановлением Правительства РФ от 23 января 2003 года N 43 было утверждено Положение об исчислении выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ и Государственной противопожарной службы МЧС РФ.
В соответствии с подпунктами "а" и "в" пункта 2 данного Положения в выслугу лет для назначения надбавки сотрудникам включается, в частности, время службы в органах внутренних дел, в милиции, в качестве сотрудников; испытательного срока в качестве стажера по соответствующей должности в органах внутренних дел Российской Федерации.
Ранее действовавшей Инструкцией о порядке исчисления стажа для выплаты процентной надбавки за выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел, утвержденной приказом МВД России от 26 августа 1994 года N 391, было предусмотрено, что в стаж для выплаты процентной надбавки за выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел, независимо от перерывов в службе, засчитывается время службы в органах внутренних дел в должностях рядового и младшего начальствующего состава: до 1 июля 1974 г. - независимо от наличия специального звания рядового или младшего начальствующего состава; после 1 июля 1974 г. - со дня присвоения специального звания рядового или младшего начальствующего состава; время службы в органах внутренних дел в должностях среднего, старшего и высшего начальствующего состава - со дня присвоения специального звания начальствующего состава (зачисления в кадры Министерства внутренних дел Российской Федерации); время испытательного срока в качестве стажера по соответствующей должности в органах внутренних дел (пункт 2).
В силу статьи 12 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 года N 4202-1 (в редакции, действующей на момент принятия истца на службу в органы внутренних дел), для лиц, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел, может быть установлен испытательный срок продолжительностью от трех месяцев до одного года в зависимости от уровня подготовки и должности, на которую они поступают. В этом случае кандидат назначается стажером на соответствующую должность без присвоения ему специального звания. Для лиц, впервые принимаемых на службу в милицию, испытательный срок обязателен. Во время испытательного срока стажер выполняет обязанности и пользуется правами сотрудника органов внутренних дел в соответствии с занимаемой им должностью и условиями контракта. Испытательный срок засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на выплату процентной надбавки за выслугу лет и назначение пенсии по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Согласно пункту 6.2 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденной приказом МВД России от 14 декабря 1999 года N 1038 в период испытательного срока стажер, наряду с выполнением основных обязанностей и поручений по должности, проходит индивидуальное обучение по месту службы под руководством непосредственного начальника и наставника из числа опытных сотрудников (работников), назначаемого приказом начальника органа внутренних дел.
При этом пунктом 12.8 этой же Инструкции было предусмотрено, что присвоение первого специального звания рядового или начальствующего состава органов внутренних дел или зачисление в кадры МВД России производится с даты назначения гражданина на должность (кроме случаев назначения на должность с испытательным сроком). В случае установления кандидату испытательного срока присвоение специального звания или зачисление в кадры МВД России производится после его окончания.
Данные положения были введены приказом МВД России от 16 ноября 2001 годаN 1010.
Учитывая характер правоотношений сторон, в том числе назначение истцу в спорный период наставника из числа сотрудников органов внутренних дел, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что указанный период до присвоения специального звания фактически являлся испытательным сроком, а Долгаев Ю.В. - стажером, в связи с чем законно и обоснованно удовлетворил требования истца о возложении обязанности включить спорный период в выслугу лет в календарном исчислении для начисления процентной надбавки за выслугу лет и установил продолжительность такой выслуги на момент увольнения Долгаева Ю.В. из органов внутренних дел, равной 25 годам 16 дням.
Поскольку размер пенсии истца зависит и от размера процентной надбавки за выслугу лет, то суд также правомерно возложил на ответчика обязанность произвести перерасчет назначенной Долгаеву Ю.В. пенсии с 1 февраля 2005 года, что согласуется с частью второй статьи 58 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Доводы апелляционной жалобы ответчика не опровергают выводов суда первой инстанции и не содержат указаний на новые, имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Ссылка Главного управления МВД России по Челябинской области на то обстоятельство, что суд вышел за пределы исковых требований Долгаева Ю.В. и фактически признал приказ о назначении его на должность оперуполномоченного незаконным, не может служить основанием для
отмены судебного решения, поскольку, как следует из его содержания, приказ таковым не признавался.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы ответчика, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда не противоречат материалам настоящего дела и ответчиком не опровергнуты.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 13 мая 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел России по Челябинской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.