Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Уфимцевой Т.Д.,
судей Терехиной Н.В., Малоедовой Н.В.,
при секретаре Юсупове Р.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 06 августа 2013 года в городе Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Озёрского городского округа Челябинской области на решение Озерского городского суда Челябинской области от 29 мая 2013 года по иску Сайгафарова А.М. к администрации Озёрского городского округа Челябинской области, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации Озёрского городского округа Челябинской области о заключении договора социального найма.
Заслушав доклад судьи Уфимцевой Т.Д. об обстоятельствах дела, пояснения представителей администрации Озерского городского округа Челябинской области - Базуевой Е.Н., Лебедевой Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сайгафаров A.M. обратился с иском к администрации Озёрского городского округа Челябинской области, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации Озёрского городского округа Челябинской области, в котором просил обязать администрацию Озёрского городского округа заключить с ним договор социального найма на комнату N1 (с учетом уточнения требований комнату N3) в квартире N 74 дома N30 по ул. *** в городе Озёрске Челябинской области.
В обоснование иска указал, что он проходил службу по контракту в Войсковой части N 3446 до 2008 года, после чего вышел на пенсию по выслуге лет. С 31 мая 2000 года состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. На основании протокола заседания жилищной комиссии войсковой части N 3446, ему была выделена комната N1 в квартире N 74 дома N30 по ул. *** в г. Озерске Челябинской области, которую ранее занимала военнослужащая Рыбина Г.А., улучшившая с семьей жилищные условия. Письмом Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Озерского городского округа Челябинской области от 11 февраля 2013 года ему отказано в предоставлении указанной комлаты по договору социального найма, так как он не признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в установленном законом порядке.
Представитель ответчика - администрации Озёрского городского округа Давыдова К.Н. в судебном заседании иск не признала, ссылаясь на то, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями по
обеспечению жильем по договорам социального найма военнослужащих, тем более уволенных с военной службы. Истец не состоит на учете в органе местного самоуправления как нуждающийся в улучшении жилищных условий.
Представитель ответчика - Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Озерского городского округа Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Суд постановил решение, которым исковые требования удовлетворил.
В апелляционной жалобе администрация Озерского городского округа Челябинской области просит решение суда отменить, ввиду нарушения норм процессуального и материального права. Указывает на то, что органы муниципального образования не наделены в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение военнослужащих и тем более граждан, уволенных с военной службы, жилыми помещениями по договору социального найма. Обеспечение жильем семьи Сайгафаровых относится к расходным обязательствам РФ и не подлежит осуществлению за счет расходов бюджета муниципального образования "Озерский городской округ". Судом не учтено, что Сайгафаров A.M. не состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в органе местного самоуправления. Судом не исследован вопрос, на каком основании Сайгафаров A.M. был принят на учет в войсковой части. Также указывает на то, что предоставление освободившихся жилых помещений в коммунальной квартире происходит в соответствии с положениями ст. 59 Жилищного кодекса РФ, в связи с чем, Сайгафарову A.M. не может быть предоставлено спорное жилое помещение. Считает, что при разрешении спора судом был изменен порядок судопроизводства рассмотрения дела в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса РФ, на рассмотрение дела в порядке искового производства.
Сайгафаров A.M., его представитель Шестакова Г.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещены, доказательств уважительности причины неявки не представили. Судебная коллегия на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, выяснив все, имеющие значение для дела обстоятельства, исследовав представленные сторонами доказательства, пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
2
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции Сайгафаров A.M. проходил военную службу в Войсковой части N 3446, уволен в запас в связи с выходом на пенсию по выслуге лет 19 ноября 2008 года(л.д. 11,11, 33).
31 мая 2000 года Сайгафаров A.M. с составом семьи 4 человека: жена Сайгафарова З.Т., дочь Юлия, 1986 года рождения, сын Вадим, 1994 года рождения, по месту прохождения военной службы признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. На учете граждан, нуждающихся в получении жилого помещения по месту жительства, истец не состоит, что подтверждается справкой (л.д.60).
Сайгафаров A.M. с семьей проживает в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: Челябинская область, город Озерск, *** дом N30 квартира N36, которая на основании договора бесплатной передачи квартир в собственность граждан от 19 декабря 2006 года принадлежит на праве собственности по Vi доли каждому жене истца Сайгафаровой З.Т. и сыну Сайгафарову В. А..
Сайгафаров A.M. не имеет на праве собственности жилого помещения (л.д. 14-15).
Решением жилищной комиссии восковой части N 3446 от 01 июня 2012 года Сайгафарову A.M. при рассмотрении жилищных дел военнослужащих, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, распределено освободившееся жилое помещение, ранее занимаемое военнослужащей Рыбиной Г.А. - комната площадью 15,7 кв.м. в коммунальной квартире N 74 по ул. *** в доме N 30 в г. Озёрске Челябинской области (л.д. 42).
Согласно ответу временно исполняющего обязанности главы администрации Озерского городского округа А.Ю. Баранова на заявление командования войсковой части N 3446 и дивизии N 3273 в г.Озерске Челябинской области о предоставлении освободившейся комнаты в квартире N 74 дома N 30 по ул. *** в г. Озёрске Челябинской области, оснований для предоставления Сайгафарову A.M. комнаты на основании ч.5 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не имеется.
Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Озерского городского округа Челябинской области от 24 января 2013 года Сайгафарову A.M. отказано в предоставлении комнаты N1 площадью 17,9 кв.м. в квартире N 74 по ул. ***,30 в г.Озерске Челябинской области со ссылкой на ст.59 Жилищного Кодекса РФ.
В своем ответе от 11 февраля 2013 года заместителем начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Озерского городского округа Челябинской области Сайгафарову A.M. отказано в предоставлении освободившейся муниципальной комнаты в коммунальной
3
квартире N 74 дома N30 по ул. *** в г. Озёрске Челябинской области.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации право на жилище признается одним из основных прав человека и гражданина, элементом его правового статуса, обязательным условием обеспечения достаточного жизненного уровня для каждого.
Согласно ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 6 февраля 1997 года N27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" социальные гарантии военнослужащих внутренних войск, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей обеспечиваются в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и Федеральным законом "О противодействии терроризму".
В развитие конституционных положений о праве каждого на жилище Федеральный закон от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище (ст. 40 Конституции Российской Федерации), в том числе, путем обеспечения жилыми помещениями в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма жилого помещения.
В соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Из содержания указанной правовой нормы следует, что за военнослужащими и членами их семей законом закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся в связи с их выездом, реализация которого не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений только к государственному жилищному фонду.
Жилищный фонд в Российской Федерации исходя из положений ст. 19 Жилищного кодекса РФ включает в себя наряду с государственным жилищным фондом муниципальный жилищный фонд, принадлежащий на праве собственности муниципальным образованиям.
При этом Федеральный закон от 22 августа 2004 года N122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и
4
признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации""" не изменил положения п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", закрепляющего право на повторное заселение военнослужащими жилой площади, ранее занимаемой военнослужащими и членами их семей.
Таким образом, Федеральный закон от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", закрепляя особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в том числе, в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, допускает возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору социального найма, ранее предоставленных другим военнослужащим и членам их семей при освобождении последними данных помещений в связи с выездом на другое место жительства.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы администрации Озерского городского округа Челябинской области о том, что органы муниципального образования не наделены в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение военнослужащих жилыми помещениями по догорору социального найма, обеспечение жильем семьи Сайгафаровых относится к расходным обязательствам РФ и не подлежит осуществлению за счет расходов бюджета муниципального образования "Озерский городской округ", подлежат отклонению, поскольку не основаны на нормах материального права.
Довод апелляционной жалобы администрации Озерского городского округа Челябинской области о том, что истец не состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Озерского городского округа Челябинской области, не может быть принят судебной коллегией во внимание, поскольку согласно нормам, содержащимся в Положении о Министерстве Внутренних Дел РФ, утвержденном Указом Президента РФ от 01 марта 2011 года N248, Федеральном законе "О внутренних войсках Министерства Внутренних Дел РФ" от 06 февраля 1997 года N27-ФЗ и Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России, утвержденной Приказом МВД России от 12 февраля 2010 года N 75, на командование внутренних войск возложена обязанность по ведению учета нуждающихся в жилье военнослужащих и обеспечению указанных военнослужащих, а также граждан, уволенных с военной службы, по основаниям, дающим им право на
5
/"7
предоставление жилья и признанных нуждающимися в жилье в перлод прохождения ими военной службы во внутренних войсках МВД России.
Довод жалобы о том, что предоставление освободившихся жилых помещений в коммунальной квартире происходит в соответствии с положениями ст. 59 Жилищного кодекса РФ, в связи с чем, Сайгафарову A.M. не может быть предоставлено спорное жилое помещение, несостоятелен. Предоставление комнаты военнослужащему осуществлено в установленном законом порядке после освобождения указанного жилого помещения другим военнослужащим, что исключает возможность предоставления данного жилого помещения другим гражданам, проживающим в указанной коммунальной квартире в порядке ст. 59 Жилищного кодекса РФ. Кроме того, как следует из материалов дела, граждане, проживающие в коммунальной квартире N 74 дома N30 по ул. *** в г. Озёрске Челябинской области на учете в качестве нуждающихся не состоят.
Также не основан на законе довод апелляционной жалобы о том, что истец Сайгафаров A.M. не относится к числу лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения муниципального жилищного фонда, освобождаемого другим военнослужащим, поскольку истец уволен с военной службы и не является военнослужащим. В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" право на обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе сохраняется. Фактически истец не воспользовался предоставленным государством правом уволенному в запас военнослужащему улучшить жилищные условия.
Ссылка в жалобе на то, что при разрешении спора судом был изменен порядок судопроизводства рассмотрения дела в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса РФ, на рассмотрение дела в порядке искового производства, подлежит отклонению, поскольку как следует из содержания искового заявления истцом на разрешение ставится вопрос о предоставлении жилого помещения на основании договора социального найма, что предполагает спор о праве. Кроме того, истцом требования заявлены в порядке искового производства. В порядке ст. 25 Гражданского процессуального кодекса РФ заявление не подавалось.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что при рассмотрении дела судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, основаны на исследованных доказательствах, надлежаще оцененных судом в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
6
Руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Озерского городского суда Челябинской области от 29 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Озёрского городского округа Челябинской области - без удовлетворения.
7
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.