Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судей
при секретаре
Шушкевич О.В.
Галимовой Р.С, Зеленовой Е.Ф. Губиной М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 01 августа 2013 года в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Рассказовой Т.В. на решение Аргаяшского районного суда Челябинской области от 18 июня 2013 года по иску Рассказовой Т.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Аргаяшском районе Челябинской области о признании незаконным решения, включении периодов работы в специальный стаж, признании права на досрочную трудовую пенсию по старости.
Заслушав доклад судьи Шушкевич О.В. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав пояснения истца Рассказовой Т.В., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Рассказова Т.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Аргаяшском районе Челябинской области (далее УПФР в Аргаяшском районе) о признании незаконным решения от 28 января 2013 года N 33934/13 в части отказа во включении в специальный стаж периодов работы, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью со дня обращения за назначением пенсии с 22 января 2013 года.
В обоснование иска указала, что в её стаж не были включены периоды работы: с 01 ноября 1999 года по 18 мая 2000 года в качестве ****; с 19 мая 2000 года по 28 ноября 2004 года в качестве ****; с 29 ноября 2004 года по 01 июля 2010 года в качестве **** (далее МОЦ " ****"); с 12 июля 2010 года по 09 ноября 2010 года в качестве ****; с 01 ноября 2011 года по 30 сентября 2012 года в качестве **** (далее ОАО МЦМР " ****"). Полагает, что выработала необходимый стаж и ей должна быть назначена
2
досрочная пенсия. В спорные периоды она фактически исполняла свои должностные обязанности по осуществлению лечебной деятельности. Отказом УПФР нарушено её право на пенсионное обеспечение.
Представитель ответчика УПФР в Аргаяшском районе Судаков С.С. иск не признал, сославшись на отсутствие у Рассказовой Т.В. требуемого специального стажа.
Суд постановил решение, которым в удовлетворении исковых требований отказал.
В апелляционной жалобе Рассказова Т.В. просит решение суда отменить, указывая на то, что она работает в ОАО МЦМР " ****" с 01 августа 1987 года по настоящее время, за весь период ее работы название организации регулярно менялось, однако она в течение всего спорного периода осуществляла лечебную деятельность. В том, что произошло изменение наименования учреждения, ее вины нет. Цели, задачи, направления деятельности учреждения в связи с изменением наименования не изменились.
Представитель ответчика УПФР в Аргаяшском районе о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещен, в судебное заседание не явился, в связи с чем судебная коллегия в соответствии с ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса РФ считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (далее Закон от 17 декабря 2001 года) трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, в сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, назначается независимо от возраста, предусмотренного ст.7 указанного закона.
Как установлено судом первой инстанции, 22 января 2013 года Рассказова Т.В. обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности (л.д. 9-10).
Решением УПФР в Аргаяшском районе от 28 января 2013 года N 33934/13 ей было отказано в установлении пенсии ввиду отсутствия требуемого специального трудового стажа на соответствующих видах работ (л.д. 20). При этом Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан N 28 из специального стажа исключены периоды работы с 01 ноября 1999 года по 18 мая 2000 года в качестве ****; с 19 мая 2000 года по 28 ноября 2004 года в качестве
3
****; с 29 ноября 2004 года по 01 июля 2010 года в качестве ****); с 12 июля 2010 года по 09 ноября 2010 года в качестве ****; с 01 ноября 2011 года по 30 сентября 2012 года в качестве ****) (л.д. 16-19).
Продолжительность специального стажа согласно протоколу Комиссии составила 13 лет 04 месяца 03 дня.
В соответствии с п. 2 ст. 27 Закона от 17 декабря 2001 года списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Право на досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в настоящее время определяется в соответствии со Списком должностей и учреждений и Правилами исчисления периодов работы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 (далее - Списки от 2002 года, Правила от 2002 года).
Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года N 2-П при исчислении стажа работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной работы по охране здоровья населения, за периоды до вступления в силу постановления от 29 октября 2002 года N 781 подлежат применению соответствующие Списки и Правила, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 (за периоды работы до 01 ноября 1999 года), постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066 (за период с 01 ноября 1999 года до 12 ноября 2002 года.
В соответствии с п. 3 Правил от 2002 года в стаж засчитываются периоды работы в должностях, выполнявшиеся в учреждениях, предусмотренных в Списке от 2002 года. При этом, перечень учреждений, предусмотренных указанным Списком, исчерпывающий, расширительному толкованию не подлежит. Аналогичная норма была предусмотрена п.1 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066.
Согласно разделу "Наименование должностей" Списка от 1999 года, а также Списка от 2002 года предусмотрена должность "медицинская сестра по массажу"; в соответствии с разделом "Наименование учреждений" Списка от 1999 года, а также Списка от 2002 года к учреждениям, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, относятся лечебно-профилактические учреждения
4
различных видов (больницы, поликлиники, диспансеры и др.), в том числе санаторно-курортные учреждения. При этом предусмотрены только специализированные санатории (курорты), в том числе детские: для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические.
Разрешая спор по существу, суд исходил из того, что представленными доказательствами не подтвержден профиль санаториев (курорта) в соответствии со Списками от 1999 года и от 2002 года, в связи с чем пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о зачете в специальный стаж спорных периодов работы.
Данный вывод судебная коллегия полагает правильным, так как он основан на имеющихся доказательствах по делу, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса, и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно справке ОАО МЦМиР "Курорт Увильды" от 04 июня 2012 года N 11 производственный кооператив "Санаторий Увильды" на основании решения собрания коллектива N 5 от 19 мая 2000 года преобразован в ОАО "Санаторий Увильды", которое 29 ноября 2004 года переименовано в ОАО МОЦ "Курорт Увильды", 07 июня 2010 года переименовано в ОАО МЦМР "Курорт Увильды" (л.д. 21).
В соответствии с Уставом ОАО "Санаторий Увильды" от 19 мая 2000 года, Уставом ОАО МЦМР "Курорт Увильды" от 16 июля 2012 года основными видами деятельности общества являются лечение, диагностика, реабилитация амбулаторных, стационарных, пребывающих по путевке больных; организация на предприятиях и в учреждениях городов и прилегающих сельскохозяйственных районов диагностического и лечебного обслуживания; оказание первой и неотложной медицинской помощи; а также иные виды деятельности, не относящиеся в лечебной деятельности (л.д. 34-46).
Согласно лицензиям на осуществление медицинской деятельности от 09 марта 2006 года, от 18 сентября 2008 года, от 21 июля 2010 года, от 25 августа 2011 года общество осуществляет доврачебную помощь, амбулаторно-поликлиническую, специализированную медицинскую и санаторно-курортную помощь по различным специализациям, в т.ч. нефрология, эндокринология, гастроэнтерология, офтальмология и пр. (л.д. 49-67).
Таким образом, ни Уставы, ни лицензии на осуществление медицинской деятельности специализацию санатория по профилям, предусмотренным Списками от 1999 года и от 2002 года не подтверждают. Из анализа указанных документов следует, что ОАО "Санаторий Увильды", ОАО МЦМР "Курорт Увильды" является многопрофильным оздоровительным центром общего типа и не относится к
5
специализированному санаторию по профилям, предусмотренным Списком от 1999 года, а также Списком от 2002 года.
Доводы апелляционной жалобы о том, что изменение наименования учреждения не может влиять на право на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку определяющим является факт осуществления лечебной деятельности, основаны на неправильном толковании норм права и не влекут отмены решения суда.
Само по себе осуществление лечебной деятельности не является безусловным основанием для назначения досрочной пенсии, право на досрочное пенсионное обеспечение связывается не с любой работой в определенной профессиональной сфере, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с регулярным неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными исполняемыми функциональными обязанностями по занимаемой должности, спецификой и характером труда. В силу п. 2 ст. 27 Закона от 17 декабря 2001 года право определять конкретные перечни должностей, профессий, учреждений, работ и показателей относится к исключительной компетенции Правительства РФ.
Поскольку Списки от 1999 года, от 2002 года предусматривают не все санатории (курорты), а только санатории (курорты) конкретных профилей, работа в которых учитывается для назначения досрочной пенсии, основания для расширения данного перечня профилей не имеется.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, выводы суда мотивированы, правильно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм при разрешении спора судом не допущено, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Аргаяшского районного суда Челябинской области от 18 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Рассказовой Т.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.