Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Уфимцевой Т.Д.,
судей Терехиной Н.В., Малоедовой Н.В.,
при секретаре Бычковой В.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 13 августа 2013 года в городе Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Копейского городского округа Челябинской области на решение Копейского городского суда Челябинской области от 14 июня 2013 года по леку Косыревой Т.В. к администрации Копейского городского округа Челябинской области, Правительству Челябинской области, Министерству социальных отношений Челябинской области, Министерству финансов Челябинской области о включении в список на получение жилья, обязании предоставить жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Уфимцевой Т.Д. об обстоятельствах дела, пояснения представителя администрации Копейского городского округа Челябинской области - Гусевой Т.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Косырева Т.В. обратилась в суд с иском (с учетом уточнений) к администрации Копейского городского округа Челябинской области о включении в список на получение жилья, об обязании предоставить жилое помещение.
В обоснование иска указано, что истец проживает в комнате в коммунальной квартире, расположенной по адресу: Челябинская область, г. Копейск, ул. ***, дом N15 квартира N7. Указанное жилое помещение истцу было предоставлено в 2003 году по ходатайству городского управления образования, как ребенку-сироте, по договору краткосрочного коммерческого найма. Косырева Т.В. по настоящее время проживает в указанной комнате на основании договора коммерческого найма. Договор социального найма администрацией Копейского городского округа Челябинской области с Косыревой Т.В. не заключается. Истец является сиротой, с 2006 года состоит на учете как малоимущая. Считает, что имеет право на получение жилого помещения на условиях договора социального найма в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". На основании изложенного, просит обязать администрацию Копейского городского округа Челябинской области включить Косыреву Т.В. в списки о предоставлении жилья детям-сиротам и детям, оставшимся
1
без попечения родителей; обязать администрацию Копейского городского округа Челябинской области предоставить Косыревой Т.В. вне очереди благоустроенное жилое помещение в соответствии с санитарно-техническими нормами, общей площадью не менее 18 кв.м. за счет средств субвенций социальных выплат на обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемых из субъекта Челябинской области.
В судебном заседании Косырева Т.В. на исковых требованиях настаивал в полном объеме.
Представитель ответчика - администрации Копейского городского округа Челябинской области Гусева Т.В. исковые требования не признала.
Суд постановил решение, которым обязал администрацию Копейского городского округа Челябинской области включить Косыреву Т.В. в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Обязал администрацию Копейского городского округа Челябинской области предоставить Косыревой Татьяне Валерьевне благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, в соответствии с санитарно-техническими нормами не менее 18 кв.м., за счет средств субвенций социальных выплат на обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемых из бюджета субъекта Челябинской области.
В апелляционной жалобе администрация Копейского городского округа Челябинской области просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права. Указывает на то, что Косырева Т.В. с заявлением о предоставлении житого помещения по достижении возраста 18 лет, либо по окончании срока пребывания в образовательном учреждении, не обращалась. Ссылается на то, что решение о предоставлении истице жилого помещения не может быть принято субъектом РФ, поскольку не сформированы списки детей-сирот, нуждающихся в улучшении жилищных условий. У администрации Копейского городского округа Челябинской области отсутствуют полномочия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Косырева Т.В., Правительство Челябинской области, Министерство социальных отношений Челябинской области, Министерство финансов Челябинской области, Управление социальной защиты населения администрации Копейского городского округа Челябинской области о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещены, не явились, причины неявки не сообщили. Судебная коллегия на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ
2
признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене судебного постановления.
При разрешении спора судом установлено, что Косырева Т.В., *** года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать - К.Е.Б ... умерла *** года, отец - К.В.Н ... решением Копейского городского суда Челябинской области от 29 января 2002 года, вступившим в законную силу 09 февраля 2002 года, признан безвестно отсутствующим.
На основании Постановлением главы города Копейска Челябинской области от 01 февраля 2002 года N39 Косырева Т.В. определена в учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение.
В 2002 году Косырева Т.В. окончила специальную (коррекционную) общеобразовательную школу-интернат VIII вида г. Копейска Челябинской области. В период с 01 сентября 2002 года по 17 июня 2004 года обучалась в ГБОУ НПО "Профессиональное училище N 87".
Косырева Т.В. зарегистрирована и проживает в комнате площадью 10,2 кв.м., расположенной в коммунальной квартире по адресу: Челябинская область, г. Копейск, ул. ***, дом N15 квартира N7.
Указанное жилое помещение было предоставлено Косыревой Т.В. администрацией Копейского городского округа Челябинской области как ребенку-сироте, в связи с выходом из детского дома на основании договора коммерческого найма N 118-11 от 20 сентября 2011 года.
Согласно выписке из финансового лицевого счета истец зарегистрирована в указанной квартире по месту пребывания на период с 16 октября 2012 года по 27 марта 2016 года (л.д. 21). Ранее имела в этой же комнате регистрацию по месту пребывания в периоды со 02 февраля 2004 года по 02 февраля 2005 года, с 28 ноября 2007 года по 30 января 2008 года.
Жилых помещений в собственности либо на условиях социального найма Косырева Т.В. не имеет.
Установлено, что на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из их числа, не состоит и никогда не состояла.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане имеют право на жилище.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в
3
- "Ч
..дот*
редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 N 15-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом указанного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 указанной статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7 статьи 8 Закона).
В силу статьи 5 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусмотренные указанным Законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в статье 17 Закона Челябинской области от 25 октября 2007 N 212-30 "О мерах социальной поддержки
4
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье" (в редакции Закона Челябинской области от 31 января 2013 года N447-30).
Установление порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в силу ч. 7 ст. 52 Жилищного кодекса РФ отнесено к компетенции субъекта Российской Федерации.
Постановлением Губернатора Челябинской области от 21 августа 2008 года N273 утвержден Порядок обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями по договору социального найма. Из содержания пунктов 3 и 4 Порядка следует, что учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, в целях обеспечения их жилыми помещениями по договору социального найма до достижения ими 18-летнего возраста возложен на органы опеки и попечительства. После достижения указанной категории лиц 18-летнего возраста и не обеспеченных жилыми помещениями учет возложен на уполномоченные органы местного самоуправления.
При этом за один год до выпуска из образовательного учреждения, учреждения социального обслуживания, учреждения профессионального образования, окончания пребывания под опекой (попечительством) и в приемной семье, окончания службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, орган опеки направляет в уполномоченный орган местного самоуправления в сфере жилищных отношений список детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, для организации работы по предоставлению детям-сиротам жилых помещений.
Указанная норма регламентирует полномочия органов опеки и попечительства, выполняющих функции законных представителей детей-сирот, возложенных на них Федеральными законами от 21 декабря 1996 года N 159 и от 24 апреля 2008 года N 48 "Об опеке и попечительстве" до 18 лет.
Поскольку постановлением главы города Копейска Челябинской области от 01 февраля 2002 года N39 Косырева Т.В., как ребенок, оставшийся без попечения родителей, определена в учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение, закрепленного за ней жилого помещения не было, в соответствии с указанными нормами материального права орган опеки и попечительства Копейского городского округа Челябинской области обязан был защищать жилищные права Косыревой Т.В. и поставить ее на регистрационный учет как ребенка-сироту, не имеющего закрепленного жилого помещения.
Несмотря на возложенные законом на орган опеки и попечительства и орган местного самоуправления обязанности, истица в установленный срок до достижения 18-летнего возраста не была поставлена на соответствующий учет с целью предоставления ей жилья.
В соответствии со статьей 3 Закона Челябинской области от 22 декабря 2005 N442-30 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению названной категории граждан жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий обеспечивается за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного фонда компенсаций, создаваемого в составе областного бюджета (статья 6 Закона).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Косырева Т.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на момент ее отнесения к указанной категории жилого помещения за ней закреплено не было, имеет право на предоставление ей жилого помещения, в связи с чем, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Обязанность по предоставлению Косыревой Т.В. жилого помещения судом обоснованно возложена на администрацию Копейского городского округа за счет средств бюджета Челябинской области.
Судебная коллегия указанные выводы суда находит правильными, поскольку они основаны на установленных в судебном заседании фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы администрации Копейского городского округа о том, что Косырева Т.В. с заявлением в письменной форме о предоставлении жилого помещения по достижении 18 лет не обращалась, не являются основанием для отмены решения суда первой инстанции, поскольку гарантированное законом и нереализованное право Косыревой Т.В. как лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем, не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.
При этом обращение с дополнительным заявлением о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения законом не предусмотрено.
Доводы апелляционной жалобы администрации Копейского
6
городского округа о том, что согласно Федеральному закону от 29 февраля 2012 года обязанность предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, у администрации Копейского городского округа отсутствуют полномочия по предоставлению жилого помещения, являются несостоятельными и противоречат нормам действующего законодательства, в частности, статье 3 Закона Челябинской облает от 22 декабря 2005 года N442-30 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Предусмотренных положениями части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований, которые независимо от доводов апелляционной жалобы являются безусловными для отмены решения суда первой инстанции, судом апелляционной инстанции не установлено.
Юридически значимые обстоятельства установлены судом первой инстанции правильно, нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Копейского городского суда Челябинской области от 14 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Копейского городского округа Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
7
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.