Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судей
при секретаре
Турковой Г.Л.
Зариповой Ю.С, Жукова А.А., Шагеевой О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Челябинский электрометаллургический комбинат" на решение Калининского районного суда г. Челябинска от 28 мая 2013 года по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора г. Челябинска в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу "Челябинский электрометаллургический комбинат" об обязании устранить нарушения требований законодательства.
Заслушав доклад судьи Зариповой Ю.С. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Челябинска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Открытому акционерному обществу "Челябинский электрометаллургический комбинат" (далее - ОАО "ЧЭМК") (с учетом уточнения требований) об обязании ОАО "ЧЭМК" в срок до 18 августа 2013 года: обеспечить работников средствами индивидуальной защиты (противогазами) на 105 % от списочной численности работающих в обществе; обеспечить работников дополнительными патронами к противогазам для защиты от аварийно-химических опасных веществ на 40% от их общей численности работающих в обществе; обеспечить работников медицинскими средствами индивидуальной защиты на военное время из расчета на 100% от общей численности, на мирное время - на 30% от общей численности работников; обеспечить подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (повышение квалификации - не менее 72 часов) членам комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности ОАО "ЧЭМК": заместителю генерального директора по административно-правовому управлению, главному инженеру по ремонтам, главному электрику, начальнику службы энергетики и охраны природы; обеспечить подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (повышение квалификации - не менее 72 часов) специалистов
2
дежурно-диспетчерской службы общества; по имеющимся респираторам (600 шт. - 1980 г.в.), которые не пригодны к использованию провести, лабораторного исследования с целью проверки их защитных и эксплуатационных характеристик, в случае непригодности- заменить.
В обоснование иска указано, что прокурору г. Челябинска поступила информация о проведенных отделом государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Челябинской области внеплановых выездных проверках по контролю за ранее выданными предписаниями N 162/3/1-116 от 29 ноября 2011 года, N 163/4/1-11 от 29 ноября 2011года в отношении объекта защиты -ОАО "Челябинский электрометаллургический комбинат", расположенного на ул. ***, *** " ***", строение ***в г. Челябинске. В ходе надзорных мероприятий вскрыты факты грубых нарушений требований действующего законодательства в области гражданской обороны, допускаемые собственником при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, а именно работники не обеспечены средствами индивидуальной защиты (противогазами) на 105% от списочной численности работающих в обществе; работники не обеспечены дополнительными патронами к противогазам для защиты от аварийно-химических опасных веществ на 40% от их общей численности работающих в обществе; работники не обеспечены медицинскими средствами индивидуальной защиты на военное время из расчета на 100% от общей численности, на мирное время - на 30% от общей численности работников; не прошли подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (повышение квалификации - не менее 72 часов) члены комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности ОАО "ЧЭМК": заместитель генерального директора по административно-правовому управлению, главный инженер по ремонтам, главный электрик, начальник службы энергетики и охраны природы; не прошли подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (повышение квалификации - не менее 72 часов) специалисты дежурно-диспетчерской службы общества; респираторы не пригодны к использованию по предназначению в связи с истечением срока хранения, требуют освежения и замены, проведения лабораторного исследования с целью проверки их защитных и эксплуатационных характеристик. Невыполнение ОАО "ЧЭМК" мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера несет угрозу причинения значительного ущерба жизни и здоровью людей.
В судебном заседании помощник прокурора Миронова Н.А. поддержала заявленные требования с учетом их уточнения по основаниям,
3
изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ОАО "ЧЭМК", действующая на основании доверенности, Каргер А.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель третьего лица Управления по надзорной деятельности ГУ МЧС РФ по Челябинской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
Суд постановил решение, которым удовлетворил требования в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "ЧЭМК" обратилось в Челябинский областной суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Калининского районного суда г. Челябинска отменить, вынести новое решение. В обоснование доводов жалобы указывает, что ОАО "ЧЭМК" обеспечило и накопило дополнительные патроны из расчета количества персонала, необходимого для обеспечения его деятельности в военное время. Указывает, что под накоплением подразумевается процесс, то есть деятельность, которая осуществляется на протяжении периода времени. Прокурором г. Челябинска не указана дата, на которую определяется списочная численность работающих в обществе. МЧС России по Челябинской области в своем предписании от 29 декабря 2012 года N 279/3/1-69 не устанавливает и не указывает порядок накопления СИЗ. Одномоментное накопление средств индивидуальной защиты к 18.08.2013 года чревато для ОАО "ЧЭМК" разовыми значительными финансовыми издержками, что может повлечь неприятные экономические последствия для предприятия.
Представитель ОАО "ЧЭМК" Каргер А.В., действующая на основании доверенности, в суде апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
В суде апелляционной инстанции помощник прокурора Соколова Н.Ф. с доводами жалобы не согласилась.
Представитель Управления по надзорной деятельности ГУ МЧС РФ по Челябинской области в суд апелляционной инстанции не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии с частью 1 статьи 327, статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
4
Исследовав материалы дела, выслушав мнение участников процесса, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 1 Федерального закона РФ от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной защиты, (ст.2)
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно (ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ).
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях
5
гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ, организации обязаны: а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях; г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях; д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; е) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; з) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; и) предоставлять в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.
Руководители и другие работники органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию) и
6
непосредственно по месту работы (ст.20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ).
В соответствии со п.8, 9 Приказа МЧС РФ N 993 от 21 декабря 2005 г., накопление СИЗ в запасах (резервах) осуществляется для обеспечения проведения мероприятий ГО и защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах, указанных в пунктах 6 и 7 настоящего Положения: для работников РОО и организаций, расположенных на территориях в границах зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения), - противогазы и респираторы из расчета на 100% от их общей численности и другие СИЗ в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по ГО и защите населения от чрезвычайных ситуаций; для работников организаций (кроме РОО и организаций, расположенных на территориях в границах зон опасного радиоактивного загрязнения (заражения)) - противогазы из расчета на 100%) от общей численности их работников и другие СИЗ в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по ГО и защите населения от чрезвычайных ситуаций. При этом количество запасов противогазов увеличивается на 5% от потребности для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов. Для обеспечения защиты вышеуказанных категорий населения также осуществляется накопление в запасах (резервах):медицинских средств индивидуальной защиты в военное время из расчета на 100% от их общей численности и в мирное время - на 30% от их общей численности; дополнительных патронов к фильтрующим противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ в военное и мирное время из расчета на 40% от их общей численности, если они не обеспечивают защиту от аммиака.
В соответствии с п. 16.4 Приказа МЧС РФ N 687 от 14 ноября 2008 г., организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия по предоставлению населению убежищ и средств индивидуальной защиты: поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в ведении организаций; разработка планов наращивания инженерной защиты организаций, продолжающих и переносящих в загородную зону производственную деятельность в военное время; строительство убежищ гражданской обороны для укрытия наибольшей работающей смены организаций, продолжающих производственную деятельность в городах и населенных пунктах, отнесенных к группам по гражданской обороне, в населенных пунктах, имеющих организации, отнесенные к категории особой важности по гражданской обороне, и железнодорожные станции первой категории, и населенных пунктах, расположенных в зонах возможного катастрофического затопления в пределах 4-часового добегания волны прорыва при разрушении гидротехнических сооружений; накопление, хранение, освежение и использование по
7
предназначению средств индивидуальной защиты для обеспечения ими работников организаций; разработка планов выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам организаций в установленные сроки.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 15 ноября 2011 года начальником Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Челябинской области вынесено распоряжение о проведении проверки в отношении ОАО "ЧЭМК".
В соответствии с данным распоряжением, 29 ноября 2011 года отделом государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения на территории от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Челябинской области проведена проверка в отношении ОАО "ЧЭМК", по результатам которой составлен акт N 162/3 и актN 163/4.
На основании указанных актов ОАО "ЧЭМК" выдано предписание N 163/4/1-11 от 29 ноября 2011 года по устранению нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и предписание N 16/3/1-116 от 29 ноября 2011 года по устранению нарушений требований в области гражданской обороны.
29 ноября 2012 года начальником Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Челябинской области вынесено распоряжение о проведении внеплановой проверки в отношении ОАО "ЧЭМК".
В соответствии с данным распоряжением, 29 декабря 2012 года отделом государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Челябинской области проведены внеплановые выездные проверки по контролю за ранее выданными предписаниями N 162/3/1-116 от 29 ноября 2011 года, N 163/4/1-11 от 29 ноября 2011 в отношении объекта защиты - ОАО "Челябинский электрометаллургический комбинат", расположенного на ул. ***, *** " ***", строение *** в городе Челябинске, по результатам которой составлен акт N 280/4 и акт N 279/3. (л.д. 72-95)
На основании указанных актов ОАО "Челябинский электрометаллургический комбинат" выдано предписание N 280/4/1-8 от 29 декабря 2012 года по устранению нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и предписание N 279/3/1-69 от 29 декабря 2012 года по устранению нарушений требований в области гражданской обороны.
Указанные предписания ОАО "ЧЭМК" выполнены не были, в связи с чем, 10 января 2013 года заместителем начальника государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения на территории от
8
чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Челябинской области составлены протоколы N 1/3, N 2/4 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАПРФ в отношении ОАО "ЧЭМК".
В ходе указанных выше мероприятий надзорными органами выявлены факты нарушения ОАО "ЧЭМК" требований законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Как правильно было установлено судом, ОАО "ЧЭМК" не обеспечил: работников средствами индивидуальной защиты (противогазами) на 105% от списочной численности работающих в обществе; дополнительными патронами к противогазам для защиты от аварийно-химических опасных веществ на 40% от их общей численности работающих в обществе; медицинскими средствами индивидуальной защиты на военное время из расчета на 100% от общей численности, на мирное время - на 30% от общей численности работников; прохождение подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (повышение квалификации - не менее 72 часов) членов комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности ОАО "ЧЭМК": заместителя генерального директора по административно-правовому управлению Т.В.В.., главного инженера по ремонтам Ф.М.Ю.., главного электрика О.С.В.., начальника службы энергетики и охраны природы С.И.Л..; прохождение подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (повышение квалификации - не менее 72 часов) специалистов дежурно-диспетчерской службы общества М.С.Н.., К.Ю.И.., К.В.В.., Н.А.В.., Г.В.И.., О.Ю.В.., З.В.И.., Б.А.А..; не провел проверку защитных и эксплуатационных характеристик респираторов к использованию по предназначению.
Оценив в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ собранные по делу доказательства, правильно применив положения Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", установив, что в деятельности ОАО "ЧЭМК" выявлены нарушения в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, суд первой инстанции, пришел к обоснованности заявленных прокурором требований и удовлетворении их.
Приводимые доводы о неприятных экономических последствиях для предприятия из-за разовых значительных финансовых издержек для устранения вышеуказанных нарушений, не влекут отмену решения суда.
В статье 4 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
9
техногенного характера" установлено, что одним из основных задач единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно ст. 25 указанного Закона резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.
Порядок создания и использования указанных в части первой настоящей статьи резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Статья 14 п. "ж" Закона N 68-ФЗ предусматривает также обязанность организаций создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Аналогичное положение закреплено в пункте 20 постановления Правительства РФ от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", где указано, что для ликвидации чрезвычайных ситуаций также создаются и используются резервы финансовых и материальных ресурсов организаций.
При этом разработка ОАО "ЧЭМК" перспективного плана оснащения имуществом гражданской обороны, не исключают обязанность ОАО "ЧЭМК" соблюдать требования законодательства.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что прокурором г. Челябинска не указана дата, на которую определяется списочная численность работающих в обществе, не имеют правового значения для рассмотрения настоящего спора, поскольку предметом спора является возложение на ОАО "ЧЭМК" обязанности обеспечить работников средствами защиты, исходя из их фактической численности, которая может изменяться в условиях производственного процесса.
Доводы апелляционной жалобы о том, что МЧС России по Челябинской области в своем предписании от 29 декабря 2012 года N 279/3/1-69 не устанавливает и не указывает порядок накопления СИЗ, не принимаются судебной коллегией во внимание, поскольку указанное предписание не является предметом спора.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2000 г. N 379 утверждено Положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических,
10
продовольственных, медицинских и иных средств. Согласно пунктам 5, 6, 9 данного Положения запасы накапливаются заблаговременно в мирное время в объемах, определяемых создающими их федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, и хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности.
Ссылки представителя ответчика в суде апелляционной инстанции о том, что прокурором необоснованно установлен срок исполнения решения до 18 августа 2013 года, несостоятельны. В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
Установление срока исполнения решения суда является правом суда, при чем, установление данного срока не зависит от волеизъявления сторон по делу.
Суд первой инстанции, приняв во внимание, что нарушения требований действующего законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, допускаемые ОАО "Челябинский электрометаллургический комбинат", создают угрозу правам и законным интересам граждан, обоснованно установил срок исполнения решения до 18 августа 2013 года.
Судебная коллегия принимает во внимание также то обстоятельство, что после вынесения решения суда ОАО "ЧЭМК" начало принимать меры для устранения вышеназванных нарушений, что следует из представленных в суд апелляционной инстанции доказательств: копий удостоверений о повышении квалификации работников ОАО "ЧЭМК" в период с 01 по 05 июля 2013 года, товарных накладных, счета-фактуры на приобретение средств индивидуальной защиты, приобретение медицинских средств индивидуальной защиты.
Судебная коллегия по гражданским делам соглашается с правильностью оценки обстоятельств по делу данной судом первой инстанции и приходит к выводу о том, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованных в судебном заседании доказательств по правилам ст. 67 ГПК РФ, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется, решение суда является законным и
11
обоснованным.
Руководствуясь ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калининского районного суда г. Челябинска от 28 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Челябинский электрометаллургический комбинат" - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.