Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Турковой Г. Л.,
судей Майоровой Е.Н., Зариповой Ю.С.,
при секретаре Шагеевой О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании, в зале суда, гражданское дело по заявлению Романович Л.Д.к администрации Дубровского сельского поселения об отмене решений жилищной комиссии, постановлений органа местного самоуправления, возложении обязанности восстановить на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, с апелляционной жалобой Романович Л.Д.на решение Красноармейского районного суда Челябинской области от 03 июня 2013 года.
В суд апелляционной инстанции явились Романович Л.Д., глава Дубровского сельского поселения Красноармейского муниципального района Челябинской области - Дегтярев В.В., его представитель - Семенова О.И.
Представитель администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области в суд апелляционной инстанции не явился, извещен о времени и месте рассмотрения жалобы. Дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со ст. 327 и ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Заслушав доклад судьи Майоровой Е.Н. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, пояснения Романович Л.Д., Дегтярева В.В., его представителя - Семенову О.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Романович Л.Д. обратилась в суд с заявлением (с учетом уточнений), в котором просила признать незаконными и отменить решение жилищной комиссии от 12 октября 2012 года N 6 "Об отказе в принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий", решение жилищной комиссии от 26 марта 2012 года N 2 "Об уточнении списка граждан состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий", и просила восстановить на указанном учете, постановление администрации Дубровского сельского поселения от 06 июля 2012 года N 37 в части п. 1.7 "О снятии с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий Романович Л.Д.", постановление администрации Дубровского сельского поселения от 13 марта 2013 года N
2
15 "О внесении дополнений в постановление администрации Дубровского сельского поселения от 06 июля 2012 года N 37", а также возложении обязанности на администрацию Дубровского сельского поселения восстановить на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий многодетную семью Романович Л.Д.
В обоснование требований указала, что её семья с 2005 года состоит на учете граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий. Оспариваемыми актами администрации установлено не предоставление истцом документов, в соответствии с требованиями Закона Челябинской области от 16 июня 2005 года N 389-30. Полагает, что положения указанного закона к ней не применимы. Кроме того, указывает на наличие у администрации поселения, предусмотренной законом возможности самостоятельного истребования информации, для проверки оснований состоять на учете граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий. Считает, что администрацией при вынесении оспариваемых актов незаконно не учтены, в качестве членов семьи истца, приемные и опекаемые ею дети - Р.Е.И.., Л.О.., Л.Д.., М.Э.., Ю.Д.., Ю.В.
Представители администрации Дубровского сельского поселения Красноармейского района - Дегтярёв В.В., Семёнова О.И. исковые требования не признали, указали на отсутствие сведений в администрации поселения и района о постановке семьи Романович Л.Д. на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 2011 года.
Третье лицо администрация Красноармейского района Челябинской области в письменном отзыве выразили согласие с исковыми требованиями Романович Л.Д., указали, что последняя была поставлена на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, опекаемые дети входят в состав многодетной семьи Романович Л.Д. (л.д. 122)
Третье лицо отдел опеки и попечительства УСЗН Красноармейского муниципального района о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в письменном заявлении просили учесть, что семья Романович Л.Д. является многодетной (л.д. 145).
Третьи лица Р.И.Г.., Р.Е.И ... в судебном заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд вынес решение, которым решение жилищной комиссии при администрации Дубровского сельского поселения от 12 октября 2012 года "Об отказе в принятии Романович Л.Д. на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий", п. 1.7 решения жилищной комиссии при администрации Дубровского сельского поселения от 06 июля 2012 года и п. 1.7 постановления администрации Дубровского сельского поселения N 37 от 06 июля 2012 года "О снятии с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий Романович Л.Д.", постановление
3
администрации Дубровского сельского поселения N 15 от 13 марта 2013 года "О внесении дополнений в постановление администрации Дубровского сельского поселения от 06 июля 2012 года N 37" признал незаконными. Обязал администрацию Дубровского сельского поселения восстановить Романович Л.Д.на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В остальной части в удовлетворении требований Романович Л.Д. - отказал.
Администрация Дубровского сельского поселения обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение Красноармейского районного суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований. В обосновании указала, что семья Романович Л.Д. принята на учет в качестве нуждающихся в 2011 году без подтверждающих документов. Дети находящиеся у нее под опекой не должны учитываться в качестве членов семьи. Ссылается на то, что именно факт непредставления Романович Л.Д. в администрацию поселения соответствующих документов, а так же факт отсутствия их в администрации поселения послужил основанием для снятия семьи Романович Л.Д. с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В суде апелляционной инстанции глава Дубровского сельского поселения Красноармейского муниципального района Челябинской области - Дегтярев В.В., и его представитель - Семенова О.И. на доводах апелляционной жалобы настаивали.
Романович Л.Д. против удовлетворения жалобы возражала, просила оставить решение суда без изменений.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований в части.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела Романович Л.Д. с 2004 года зарегистрирована и проживает по адресу: ***С 2010 года Романович Л.Д. единолично является собственником указанного выше жилого помещения на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан от 11 мая 2010 года.
С 2004 года Романович Л.Д. является опекуном М.Э.., а также являлась до момента совершеннолетия опекуном Р.Е.И., (ныне Р.Е.И.). С 2009 года под опеку Романович Л.Д. переданы Ю.Д ... и Ю.В.., а с 2010 года - Л.О. и Л.Д ...
Указанные лица зарегистрированы и проживают совместно с Романович Л.Д. по адресу: ***, объектов недвижимости на праве собственности не имеют.
Данные обстоятельства подтверждаются: выпиской из лицевого счета
4
(л.д. 29), постановлением и распоряжениями о передаче детей под опеку (л.д. 31,32,33,34), уведомлениями Росреестра об отсутствии сведений в ЕГРП (л.д. 35,36,37,38,39), выпиской из ЕГРП (л.д. 40), копией свидетельства о праве собственности (л.д. 41), копией договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан от 11 мая 2010 года (л.д. 42-43).
Романович Л.Д. первично была поставлена на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, что подтверждается письмом прокуратуры Красноармейского района Челябинской области от 26 апреля 2005 года, сообщением администрации Красноармейского района Челябинской области (л.д. 122).
Решением жилищной комиссии N 5 от 06 июля 2012 года Романович Л.Д., в соответствии с п. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, Законом Челябинской области от 16 мая 2005 года N389 -30, снята с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан.
12 октября 2012 года решением жилищной комиссии N 6 Романович Л.Д. в принятии на учет граждан нуждающейся в улучшении жилищных условий, отказано в связи с тем, что представленные документы, не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п.п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
В соответствии со ст. 56 Жилищного кодекса РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном
5
порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч. 1 названной статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Исходя из изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при вынесении обжалуемого Романович Л.Д. решение жилищной комиссии и постановление от 06 июля 2012 года в части п. 1.7 не содержат обязательное мотивированное основание, предусмотренное указанной выше нормой права, в связи с чем, не могут быть признаны законными и обоснованными, и нарушают права заявителя.
Судебная коллегия соглашается с мнением суда первой инстанции о том, что поскольку постановление от 06 июля 2012 года N 37 признано незаконным, то подлежит отмене и постановление от 13 марта 2013 года "О дополнении Постановления от 06 июля 2012 года N 37", как не имеющее самостоятельной юридической силы, а кроме того содержащее ссылки на несуществующий акт органа местного самоуправления - постановление от 06 июля 2013 года, а не постановление от 06 июля 2012 года.
Вместе с тем, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда в части признания незаконным решения жилищной комиссии от 12 октября 2012 года N 6 "Об отказе в принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий" подлежит изменению.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
6
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее -орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями (ч. 3 ст. 52 ЖК РФ).
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром (ч. 3 ст. 52 ЖК РФ).
Как следует из протокола заседания жилищной комиссии при администрации Дубровского сельского поселения от 12 октября 2012 года к заявлению Романович Л.Д. приложен не полный пакет документов, отсутствует: выписка из технического паспорта с поэтажным планом (при наличии) и экспликацией, справка из ОГУП "Обл. ЦНТИ", справка о признании гражданина малоимущим.
Исходя из изложенного, у суда первой инстанции, отсутствовали основания для признания решения жилищной комиссии при администрации Дубровского сельского поселения от 12 октября 2012 года N 6 "Об отказе в принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий", незаконным.
7
Довод апелляционной жалобы о том, что в администрации сельского поселения отсутствовали документы, подтверждающие нуждаемость семьи Романович Л.Д. в улучшении жилищных условий исследовался судом первой инстанции и ему дана надлежащая оценка. Романович Л.Д. первично была поставлена на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, что подтверждается письмом прокуратуры Красноармейского района Челябинской области от 26 апреля 2005 года, сообщением администрации Красноармейского района Челябинской области (л.д. 122), право истца не может быть поставлено в зависимость от бездействий представителей органов местного самоуправления.
Довод заявителя, что основанием для снятия Романович Л.Д. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий послужил тот факт, что ей не были предоставлены документы, подтверждающие указанное право состоять на учете, не может служить основанием отмены вынесенного по делу решения.
По смыслу ст. 56 Жилищного кодекса РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Положения ст. 56 Жилищного кодекса РФ содержат исчерпывающий перечень оснований для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом, как следует из протокола заседания жилищной комиссии N 5 от 06 июля 2012 года, в ходе рассмотрения вопроса о снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе Романович Л.Д., принято решение о снятии последней с учета основание для снятия с учета не содержит.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что в решение жилищной комиссии и постановление от 06 июля 2012 года в части п. 1.7 не содержат обязательное мотивированное основание, предусмотренное указанной выше нормой права, в связи с чем, довод заявителя отклоняется как необоснованный.
С учетом изложенного судебная коллегия находит необходимым решение в части признания незаконным решение жилищной комиссии
8
администрации Дубровского сельского поселения от 12 октября 2012 года N 6 "Об отказе в принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий" отменить.
В остальной части судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения суда не находит.
Руководствуясь ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красноармейского районного суда Челябинской области от 03 июня 2013 года в части признания незаконным решение жилищной комиссии администрации Дубровского сельского поселения от 12 октября 2012 года "Об отказе в принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий" отменить. Вынести в этой части новое решение об отказе в удовлетворении требований Романович Л.Д. В остальной части решение Красноармейского районного суда Челябинской области от 03 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Дубровского сельского поселения без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.