Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе: председательствующего Турковой Г. Л., судей Зариповой Ю.С., Майоровой Е.Н.
при секретаре Шагеевой О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Челябинске "27" августа 2013 года в зале суда гражданское дело по заявлению прокурора Ленинского района города Челябинска к Администрации города Челябинска о включении в реестр муниципальной собственности объекта инженерной сети с апелляционным представлением прокурора Ленинского района города Челябинска на решение Ленинского районного суда города Челябинска от 30 мая 2013 года
В суд апелляционной инстанции явился прокурор Прокуратуры Челябинской области Морозов Е.В.
Администрация города Челябинска, Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, администрация Ленинского района города Челябинска в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, извещение о времени и месте рассмотрения апелляционного представления получили. Дело рассмотрено в отсутствие их представителей в соответствии со ст. 327 и ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Заслушав доклад судьи Турковой Г.Л. об обстоятельствах дела и доводах апелляционного представления, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района г. Челябинска обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации города Челябинска, в котором просил обязать Администрацию города Челябинска включить в реестр муниципальной собственности объект инженерной сети (электросетевого хозяйства) - трансформаторную подстанцию N5694, расположенную по адресу: город Челябинск, улица Гагарина, 28, мощностью силовых трансформаторов 2x630 кВА, площадью **** кв.метра. В обоснование своих требований прокурор указал на выявленную в ходе прокурорской проверки подстанцию, предназначенную для электроснабжения населения, но не включенную в реестр муниципальной собственности муниципального образования "Город Челябинск". Это обстоятельство нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц и создает угрозу для их жизни, здоровья и имущества, надежному и бесперебойному снабжению потребителей электроэнергией. В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал.
1
Представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Суд постановил решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурору Ленинского района города Челябинска отказал.
В апелляционном представлении прокурора Ленинского района города Челябинска ставится вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального права и вынесении по делу нового решения. Трансформаторная подстанция N5694 является объектом инженерной инфраструктуры города Челябинска, предназначена для коммунального обслуживания жителей города Челябинска, построена и введена в эксплуатацию до 24.12.1990 года. Сведения о данном объекте содержатся в перечне инженерных сетей Ленинского района города Челябинска. При разрешении дела суд не учел положений Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", согласно которому данный объект отнесен к муниципальной собственности.
Изучив доводы апелляционного представления, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права ( п.4 ч.1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" электроснабжение населения относится к вопросам местного значения городского округа в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, на территории Ленинского района г. Челябинска находится объект инженерной сети (электросетевого хозяйства) - трансформаторная подстанция 5694, расположенная по адресу: ул. Гагарина, дом 28, мощностью силовых трансформаторов 2 х 630 кВА, площадью **** кв. м. Данная подстанция предназначена и используется для коммунального обслуживания жителей города Челябинска, построена и введена в эксплуатацию до 24.12.1990 года. Сведения о нахождении этого объекта в собственности Российской Федерации или Челябинской области - отсутствуют.
2
Согласно ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" трансформаторные подстанции относятся к объектам электросетевого хозяйства.
Указанный объект жизнеобеспечения находится в бесконтрольном состоянии, что создает угрозу возникновения затруднительных условий для населения города, может привести к опасности для здоровья людей и тяжелым последствиям.
Отказывая в удовлетворении требований прокурора, суд первой инстанции мотивировал свой вывод тем, что включению в реестр муниципальной собственности спорного имущества должна предшествовать процедура, предусмотренная частью 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, и что действующее законодательство предписывает в обязательном порядке постановку на учет спорного имущества как бесхозяйного. С этой целью требуется подача органом местного самоуправления заявления для проведения процедуры обращения бесхозяйных объектов в собственность муниципального образования, на территории которого они находятся.
Судебная коллегия находит выводы суда основанными на ошибочном применении действующего законодательства к спорным правоотношениям.
В соответствии с частями 1 и 5 статьи 51 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 года N424.
Согласно пункту 2 названного Порядка объектами учета в реестрах является находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости).
3
Ведение реестров осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований (пункт 3 Порядка).
Пунктом 12 части 4 статьи 36 Устава города Челябинска ведение учета и реестра муниципального имущества отнесено к полномочиям администрации города Челябинска.
В соответствии с Положением о порядке владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования "Город Челябинск", утвержденным Решением Челябинской городской Думы от 29 июня 2010 года N15/5, в собственности муниципального образования "Город Челябинск" может находиться имущество, указанное в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Уставе города Челябинска, которое формируется, в том числе за счет объектов государственной собственности в порядке разграничения (пункты 7,10).
К компетенции Администрации города Челябинска в области управления муниципальным имуществом относится принятие муниципальных правовых актов по вопросам владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом (пункт 15 Положения). Полномочия по ведению реестра муниципального имущества от имени муниципального образования "Город Челябинск" администрация города осуществляет в пределах своей компетенции (п. 16 Положения).
Согласно п. 1 приложения N 3 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" к объектам муниципальной собственности относятся объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского Совета народных депутатов.
Из материалов дела усматривается, что спорная трансформаторная подстанция используется для коммунального обслуживания жителей города Челябинска, построена и введена в эксплуатацию до 24.12.1990 года, расположена на территории, находящейся в ведении городского округа, следовательно, право муниципальной собственности на этот объект недвижимости возникло в силу закона. Следовательно, данное имущество не является бесхозяйным в смысле положения части 1 статьи 225 Гражданского кодекса РФ и не требует признания права муниципальной собственности на
4
этот объект в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того, осуществление ведения реестра муниципальной собственности в силу положений части 2 статьи 131 Гражданского кодекса РФ не является тождественным государственной регистрации прав на такое имущество. Более того, в силу пункта 36 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ N 10/22, факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, сам по себе не является доказательством права собственности или законного владения.
Включение подстанции в реестр муниципальной собственности позволит исключить бесконтрольное состояние спорного объекта и создаст условия для беспрепятственного обеспечения надежного и бесперебойного электроснабжения населения. Таким образом, спорное имущество подлежит включению в реестр муниципальной собственности.
Учитывая, что включение объекта недвижимости в реестр муниципальной собственности представляет собой процедуру, связанную со сбором необходимых сведений и принятием соответствующего ненормативного правового акта, судебная коллегия полагает, что обязанность включить в реестр муниципальной собственности трансформаторную подстанцию N 5694 должна быть возложена на Администрацию города Челябинска.
Суд первой инстанции эти обстоятельства не учел.
Руководствуясь ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Челябинска от 30 мая 2013 года отменить. Вынести по делу новое решение. Обязать Администрацию города Челябинска включить в реестр муниципальной собственности объект электросетевого хозяйства - трансформаторную подстанцию N 5694, расположенную по адресу: город Челябинск, улица Гагарина, 28, мощностью силовых трансформаторов 2x630 кВА, площадью **** кв.м.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
5
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.