Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судьи Щелокова Ю.Г.
судей Малоедовой Н.В., Щербаковой Е.А.
при секретаре Бычковой В.Е.,
с участием прокурора Соколовой Н.Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Верхнеуральского муниципального района Челябинской области на решение Верхнеуральского районного суда Челябинской области от 17 июня 2013 года по иску прокурора Верхнеуральского района Челябинской области в интересах Нафикуллина В.Р. к администрации Верхнеуральского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Щелокова Ю.Г. об обстоятельствах дела, пояснения представителя администрации Верхнеуральского муниципального района Челябинской области, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора, полагавшего решение суда правильным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Верхнеуральского района Челябинской области обратился в суд в интересах Нафикуллина В.Р. с иском к администрации Верхнеуральского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности предоставить Нафикуллину В.Р. по договору найма специализированного жилого помещения отдельное благоустроенное применительно к условиям Межозёрного городского поселения жилое помещение площадью не менее **** кв.м., находящееся в границах Межозёрного городского поселения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям за счет средств бюджета Челябинской области. В обоснование требований прокурор указал на то, что Нафикуллин В.Р. является лицом из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без
попечения родителей. 19 декабря 2003 года постановлением Главы администрации рабочего поселка Межозёрный N108 он поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. До настоящего времени жилое помещение Нафикуллину В.Р. не предоставлено.
Суд постановил решение об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе администрация Верхнеуральского муниципального района просит решение суда отменить, указав, что надлежащим ответчиком по делу является Управление экономикой и имуществом администрации Верхнеуральского муниципального района и Управление социальной защиты населения администрации Верхнеуральского муниципального района, поскольку закон не конкретизирует какие именно органы местного самоуправления наделяются полномочиями по предоставлению жилья. Кроме того, ссылается на то, что Нафикуллин В.Р. не включен в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда. Также ссылается на то, что муниципальный специализированный жилой фонд, из которого предоставляются жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Верхнеуральского муниципального района Челябинской области не сформирован.
Нафикуллин В.Р., представители УСЗН администрации Верхнеуральского муниципального района, Правительства Челябинской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия на основании положений ст.ст. 167,327 Гражданского процессуального кодекса РФ признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как установлено материалами дела, Нафикуллин В.Р., **** года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его отец - Нафикуллин Р.Т. умер 20 сентября 1998г., мать - Нафикуллина Л.М. умерла 30 октября 2003г., Распоряжением УСЗН Верхнеуральского района от 30 сентября 2008г. N190 Арсланова P.M. освобождена от опеки над Нафикуллиным В.Р., последний определен в МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Верхнеуральский детский дом". Постановлением Главы администрации рабочего поселка Межозёрный N108 от 19.12.2003г. Нафикуллин В.Р.
2
поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, на праве собственности недвижимого имущества не имеет, жилое помещение за ним не закреплено.
Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельством о рождении (л.д. 12), свидетельствами о смерти (л.д. 13-14), распоряжением (л.д.15), постановлением (л.д. 16).
В соответствии с пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 N 15-ФЗ), детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых
3
домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7 ст. 8 Закона).
В силу ст. 5 названного закона, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в ст.ст. 1, 17 Закона Челябинской области от 25 октября 2007 N 212-30 "О мерах социальной поддержки детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье" (в редакции Закона Челябинской области от 31 января 2013 года N447-30).
В соответствии со ст. 3 Закона Челябинской области от 22 декабря 2005г. N442-30 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению названной категории граждан жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий обеспечивается за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного фонда компенсаций, создаваемого в составе областного бюджета (ст. 6 Закона).
Учитывая, что Нафикуллин В.Р. относится к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, жилье ему не предоставлялось, является нуждающимся в предоставлении жилого помещения, то суд первой инстанции правильно постановил решение об удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия указанные выводы суда находит правильными, поскольку они основаны на установленных в судебном заседании фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
4
Довод апелляционной жалобы администрации Верхнеуральского муниципального района Челябинской области о том, что надлежащим ответчиком является Управление экономикой и имуществом администрации и Управление социальной защиты населения администрации Верхнеуральского муниципального района, нельзя признать состоятельным, поскольку он основан на неправильном толковании норм материального права.
Решением Собрания депутатов Верхнеуральского муниципального района N430 от 27 февраля 2008г., обеспечение переданных полномочий по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей передано Управлению экономикой и имуществом и Управлению социальной защиты населения администрации Верхнеуральского муниципального района.
Как следует из п. 7 ст. 31 Устава муниципального образования "Верхнеуральский район", Управление экономикой и имуществом Верхнеуральского муниципального района входит в структуру администрации как отраслевой (функциональный) орган администрации.
Согласно ст. 36 Устава, управление социальной защиты населения Верхнеуральского муниципального района - постоянно действующий отраслевой орган местного самоуправления.
Таким образом, Управление экономикой и имуществом и Управление социальной защиты населения являются отраслевыми органами администрации Верхнеуральского муниципального района и не могут расцениваться как самостоятельные муниципальные образования.
Исходя из системного толкования указанных норм и принимая во внимание, что в силу ст. 1 Федерального закона от 06 октября 2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя РФ, является формой осуществления народом своей власти, надлежащим ответчиком по данному спору является именно администрация Верхнеуральского муниципального района.
Не могут быть положены в основу отмены решения суда первой инстанции и доводы апелляционной жалобы о том, что Нафикуллин В.Р. не включен в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда.
5
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившего в силу с 01 января 2013 года, действие положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Поскольку Нафикуллин В.Р. в установленном порядке был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как лицо из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до дня вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ, принадлежащее ему право на обеспечение жилым помещением не реализовал, на него распространяется действие положений ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ).
При этом само по себе невключение Нафикуллина В.Р. уполномоченным органом в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, не может нарушать его предусмотренных законом прав по обеспечению жилым помещением специализированного жилого фонда.
Также не является основанием для отмены решения суда довод апелляционной жалобы о том, что в Верхнеуральском муниципальном районе не создан муниципальный специализированный жилой фонд. Неисполнение органом местного самоуправления обязанности по созданию муниципального специализированного жилого фонда не указывает на неправомерность заявленных исковых требований и неправильность решения суда.
Решение суда является правильным, оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, не имеется.
6
Руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Верхнеуральского районного суда Челябинской области от 17 июня 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Верхнеуральского муниципального района Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
7
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.