Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Малоедовой Н.В.,
судей Щелокова Ю.Г., Щербаковой Е.А.
с участием прокурора Соколовой Н.Ф.,
при секретаре Бычковой В.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании 30 августа 2013 года в городе Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе администрации города Челябинска на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 20 июня 2013 года по иску прокурора Ленинского района г. Челябинска в защиту интересов Туркеева И.А. к Правительству Челябинской области, администрации г. Челябинска о возложении обязанности предоставить жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Малоедовой Н.В. об обстоятельствах дела, возражения прокурора относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района г. Челябинска обратился в суд в защиту интересов Туркеева И.А. с исковым заявлением (с учетом уточнений) к администрации г.Челябинска, Правительству Челябинской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение в соответствии с нормой предоставления жилья не менее 18 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, за счет средств бюджета Челябинской области, указав, что Туркеев И.А., является лицом, из числа детей оставшихся без попечения родителей, имеет право на предоставление вне очереди жилого помещения. В нарушение действующего законодательства жильём обеспечен не был.
Помощник прокурора Ленинского района г. Челябинска Екимов И.А. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика - администрации г.Челябинска в судебном заседании против иска возражал, пояснив, что фонд специализированного жилья отсутствует.
Представители ответчика - Правительства Челябинской области, третьих лиц Министерства финансов Челябинской области, УФК Челябинской области, Управления финансов администрации г. Челябинска, администрации Центрального района г. Челябинска при надлежащем извещении участия в судебном заседании не принимали.
Суд постановил решение, которым удовлетворил исковые требования прокурора Ленинского района г. Челябинска в интересах Туркеева И.А. Обязал администрацию г. Челябинска предоставить Туркееву И.А., *** года рождения, за счет средств бюджета Челябинской области жилое помещение расположенное на территории г. Челябинска, общей площадью не менее 18 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям по договору найма специализированного жилого помещения.
В апелляционной жалобе администрация г.Челябинска просит решение суда отменить, указывает, что специализированный жилищный фонд, предназначенный для обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот не сформирован, в связи с чем предоставить Туркееву И.А. жилое помещение специализированного жилищного фонда не представляется возможным, суд не учел, что жилое помещение предоставляется органом местного самоуправления по месту жительства указанных лиц, исходя из даты включения их в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями, предоставление Туркееву И.А. жилого помещения без учета указанной даты будет нарушать права других лиц, состоящих в указанных списках.
Туркеев И.А., представители администрации г.Челябинска, Правительства Челябинской области, Министерства финансов Челябинской области, УФК Челябинской области, Управления финансов администрации г. Челябинска, администрации Центрального района г. Челябинска о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещены, не явились. Судебная коллегия на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав заключение прокурора, проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению путем исключения из мотивировочной части вывода суда первой инстанции о предоставлении жилого помещения "вне очереди".
Как установлено судом и следует из материалов дела, Туркеев И.А., *** года рождения, относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Туркеева И.А. - Т.Н.С ... на основании решения Ленинского районного суда г.Челябинска от 25 марта 2004 г. лишена родительских прав, отец Туркеева И.А. - Т.А.В. на основании решения Курчатовского районного суда г.Челябинска от 10 мая 2006 года признан безвестно отсутствующим (л.д.8,9,13-15,16-17).
Постановлением Главы администрации Ленинского района г.Челябинска от 25 июля 2003 г. N 748-4 Туркеев И.А. определен на полное государственное обеспечение. Распоряжением Главы администрации
2
Ленинского района г.Челябинска от 29 февраля 2008 г. N 222 в указанное выше постановление внесены изменения в части сведений о родителях (л.д. 10,11-12).
Распоряжением Главы администрации Ленинского района г.Челябинска от 30 октября 2012 г. N 1668 Туркеев И.А. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по списку воспитанников детских учреждений. По решению Министерства социальных отношений Челябинской области Туркеев И.А. включен в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, по договорам найма специализированного жилого помещения по Челябинскому городскому округу (учетный номер 77) (л.д. 18, 48).
В июне 2012 года Туркеев И.А. закончил обучение в ГБОУСПО "Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум имени А.В. Яковлева", на праве собственности жилых помещений не имеет, до 20 марта 2013 г. был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: ***(л.д.9,20,22,23).
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ), детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом указанного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных
з
учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 указанной статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7 статьи 8 Закона).
В силу статьи 5 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусмотренные указанным Законом дополнительные гарантии для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Закона Челябинской области от 22 декабря 2005 г. N 442-30 (с изм.) "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению названной категории граждан жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий обеспечивается за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного фонда компенсаций, создаваемого в составе областного бюджета (статья 6 Закона).
Решением Челябинской городской Думы от 25 октября 2005 N 7/9 "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения на территории муниципального образования "Город Челябинск" установлена норма предоставления 18 кв.м. общей площади на 1 человека.
Удовлетворяя исковые требования прокурора Ленинского района г.Челябинска в интересах Туркеева И.А. о предоставлении жилого помещения, суд исходил из того, что Туркеев И.А. относится к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного за ним жилого помещения, состоит на учете в качестве
4
(О*
нуждающегося в жилом помещении, которое ему до настоящего времени не предоставлено, в связи с чем, имеет право на получение жилого помещения, расположенного на территории г. Челябинска, общей площадью не менее 18 кв. м., отвечающее санитарным и техническим требованиям по договору найма специализированного жилого помещения, а обязанность по предоставлению жилого помещения Туркееву И.А. должна быть возложена на администрацию г. Челябинска за счет средств бюджета Челябинской области.
Судебная коллегия с указанным выводом суда согласна, он соответствует фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам, требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы о том, что жилое помещение предоставляется органом местного самоуправления по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исходя из даты включения их в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями, предоставление Туркееву И.А. жилого помещения без учета указанной даты будет нарушать права других лиц, состоящих в указанных списках, не состоятельны.
Поскольку Туркеев И.А., как лицо из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, принадлежащее ему право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма не реализовал, на него распространяется действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ).
По смыслу приведенных выше правовых норм, основанием возникновения права на получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, не поставлено в зависимость от даты включения в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их
5
а*
числа. Наличие указанного списка и включение в него Туркеева И.А. не может являться препятствием для защиты его жилищных прав.
Указание в жалобе на отсутствие специализированного жилищного фонда, предназначенного для обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот, не освобождает администрацию г. Челябинска от возложенной на нее законом обязанности по предоставлению жилого помещения указанной категории лиц и не является основанием для отказа в иске.
Вместе с тем, в мотивировочной части решения суда содержится вывод о предоставлении жилого помещения вне очереди, с которым судебная коллегия согласиться не может.
Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации признан утратившим силу с 1 января 2013 года.
Поскольку вывод суда первой инстанции о том, что Туркееву И.А. необходимо предоставить жилое помещение "вне очереди", не повлек неправильного разрешения возникшего спора по существу, судебная коллегия находит возможным, не отменяя решение суда изменить его, исключив соответствующий вывод из мотивировочной части решения суда.
Иных доводов и обстоятельств, способных повлиять на существо принятого по делу решения, апелляционная жалоба не содержит, оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328,329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 20 июня 2013 года изменить. Исключить из мотивировочной части решения суда вывод о предоставлении благоустроенного жилого помещения "вне очереди".
В остальной части это же решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Челябинска - без удовлетворения. / л ,
б
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.