Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Малоедовой Н.В.,
судей Щелокова Ю.Г., Щербаковой Е.А.
при секретаре Бычковой В.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании 30 августа 2013 года в городе Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Моисеенковой О.С. на решение Правобережного районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 02 июля 2013 года по иску Моисеенковой О.С. к Министерству социальных отношений Челябинской области, администрации города Магнитогорска о признании права на предоставление мер социальной поддержки по внеочередному обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
Заслушав доклад судьи Малоедовой Н.В. об обстоятельствах дела, пояснения представителя Моисеенковой О.С. - Денисова Е.Ю., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Моисеенкова О.С. обратилась в суд с иском к Министерству социальных отношений Челябинской области, администрации г. Магнитогорска, в котором с учетом уточнений просила обязать администрацию г.Магнитогорска предоставить ей жилое помещение не более **** кв.м в г. Магнитогорске Челябинской области или выдать соответствующий денежный сертификат на покупку жилого помещения; обязать Управление социальной защиты населения Челябинской области профинансировать предоставление жилого помещения.
В обоснование требований указала, что имеет статус бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны. Зарегистрирована и проживает в квартире по адресу: г.Магнитогорск, ул. ****, ****- ****, принадлежащей Ш.О.В. Своего жилого помещения не имеет. В соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", Указом Президента РФ от 07 мая 2008 г. "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, поскольку бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, приравнены по объему предоставляемых мер социальной поддержки и льгот к
участникам Великой Отечественной войны. 23 января 2013 г. обратилась в администрацию г.Магнитогорска с заявлением о предоставлении жилищной субсидии на приобретение жилого помещения, до настоящего времени субсидия предоставлена не была.
Истец Моисеенкова О.С. в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что из Смоленской области в г. Магнитогорск её в 2004 году привезла дочь, поскольку жилой дом, в котором она проживала сгорел, дочь умерла, желает переехать на постоянное место жительство в Смоленскую область.
Представитель истца Денисов Е.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержал, уточнил, что требования о возложении обязанности профинансировать предоставление жилого помещения Моисеенковой О.С. должны быть возложены на Министерство социальных отношений Челябинской области.
Представитель ответчика - администрации г.Магнитогорска Жарко Н.Г. исковые требования не признала. В письменных возражениях указала, что истцу было отказано в предоставлении жилищной субсидии на приобретение жилого помещения в собственность за счет средств федерального бюджета ввиду отсутствия полного пакета документов. Несовершеннолетние узники фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки приравниваются к инвалидам и участниками Великой Отечественной войны. В то же время это не дает правовых оснований для обеспечения их жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета во внеочередном порядке в рамках реализации Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года N 714, поскольку на данную категорию лиц его действие не распространяется.
Представители ответчика - Министерства социальных отношений Челябинской области при надлежащем извещении участия в судебном заседании не принимали, представили письменный отзыв, согласно которому в областном реестре ветеранов ВОВ и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий и претендующих на получение жилищной субсидии либо единовременной денежной выплаты данные на Моисеенкову О.С. отсутствуют, поскольку администрацией Магнитогорского городского округа не представлялись сведения о признании заявительницы нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке ее на учет. Моисеенкова О.С, являясь бывшим несовершеннолетним узником концлагерей, права на обеспечение жилым помещением по Указу Президента РФ от 07 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов", не имеет.
2
Суд постановил решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе Моисеенкова О.С. просит решение суда отменить, указывает, что отказ администрации г. Магнитогорска в постановке на учет по мотиву непредставления справки о наличии (отсутствии) на праве собственности жилых помещений и использовании права на приватизацию на территории Смоленской области не содержит правовых оснований, она предоставила необходимый перечень документов в соответствии с требованиями ст. 54 Жилищного кодекса РФ. Не согласна с выводом суда о том, что Указ Президента РФ N 714 от 07 мая 2008 г. не распространяется на узников фашистских концлагерей и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.
Моисеенкова О.С. о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещена, не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие. Представители администрации г.Магнитогорска, Министерства социальных отношений Челябинской области о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещены, не явились, причины неявки не сообщили. Судебная коллегия на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав объяснения представителя Моисеенковой О.С. - Денисова Е.Ю., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, Моисеенкова О.С. имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством для бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны. Зарегистрирована и проживает в квартире по адресу: г.Магнитогорск, ул. ****, д. **** кв. ****, принадлежащей на основании договора купли-продажи от 07 мая 2008 г. на праве собственности Ш.О.В. Иных жилых помещений на праве собственности либо на праве пользования не имеет (л.д. 8,9,40-42,46,71-72,77).
23 января 2013 г. Моисеенкова О.С. обратилась в администрацию г.Магнитогорска Челябинской области с заявлением о включении в список на предоставление жилищной субсидии на приобретение жилых помещений в собственность на территории Челябинской области в соответствии с Законом Челябинской области "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов", Указом Президента РФ "Об обеспечении жильем ветеранов
з
Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" N 714 от 07 мая 2008 года (л.д.24).
13 мая 2013 г. Моисеенковой О.С. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилищной субсидии на приобретение жилого помещения в собственность за счет средств федерального бюджета, в связи с не предоставлением сведений об отсутствии в собственности Моисеенковой О.С. жилых помещений и об использовании права приватизации на территории Смоленской области (л.д.19).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что основания для включения Моисеенковой О.С. в сводный список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" отсутствуют, поскольку приравнивание узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны не даёт правовых оснований для обеспечения их жилым помещением за счет средств федерального бюджета во внеочередном порядке в рамках реализации Указа Президента РФ от 07 мая 2008 г. N 714.
Судебная коллегия с указанным выводом согласна, он соответствуют представленным доказательствам, требованиям закона.
Пунктом 8 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
4
Меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны предусмотрены ст. 15 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", в соответствии с которым обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения (подп.З п.1).
На основании ст. 2 Закона Челябинской области от 28 января 2010 г. N 528-30 "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий", лицам, меры социальной поддержки которым установлены ст. 15 Федерального закона "О ветеранах" предоставляются меры социальной поддержки по обеспечению жильем в одной из следующих форм: 1) предоставление жилых помещений по договору социального найма; 2) предоставление жилищных субсидий на приобретение жилого помещения в собственность.
Заявляя требования о возложении обязанности предоставить жилое помещение в г. Магнитогорске или выдать соответствующий денежный сертификат на покупку жилого помещения, Моисенкова О.С. фактически требует предоставить ей жилое помещение или субсидию для приобретения жилого помещения во внеочередном порядке.
Между тем, согласно п. 2 ст. 4 Закона Челябинской области N 528-30 обеспечение жилыми помещениями категорий граждан, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, осуществляется по договорам социального найма исходя из общей площади приобретаемого жилого помещения 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Челябинской области, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в той же хронологической последовательности, в которой граждане, указанные в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Пунктом 4 Положения о порядке предоставления отдельным категориям ветеранов Великой Отечественной войны и членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилищных субсидий на приобретение жилых помещений в собственность и единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений,
5
утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 27 июля 2006 г. N 149-П (с изменениями) предусмотрено, что органами местного самоуправления составляются списки ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и претендующих на получение субсидии, а также списки ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и претендующих на получение единовременной денежной выплаты, которые формируются в той же хронологической последовательности, в которой ветераны, претендующие на получение субсидии либо единовременной денежной выплаты, были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. При одной и той же дате постановки на учет список формируется в алфавитном порядке.
Министерство социальных отношений на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, осуществляет формирование реестра ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и претендующих на получение субсидии либо единовременной денежной выплаты, по Челябинской области (далее именуется - областной реестр) по состоянию на 1 февраля и 1 июля.
Областной реестр формируется в той же хронологической последовательности, в которой ветераны, претендующие на получение субсидии либо единовременной денежной выплаты, были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (пункт 5).
Таким образом, ни Федеральный закон "О ветеранах", ни законодательство субъекта Российской Федерации не содержат указаний о внеочередном порядке предоставления жилого помещения или субсидии для приобретения жилого помещения. Исходя из содержания указанных нормативных актов обеспечение жильем или субсидией производятся исходя из даты постановки на учет нуждающихся, в то время как Моисеенкова О.С. не принята администрацией г. Магнитогорска на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и не состоит в областном реестре ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и претендующих на получение субсидии.
Не согласие с выводом суда о том, что Указ Президента РФ N 714 от 07 мая 2008 г. не распространяется на узников фашистских концлагерей и
б
других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны основано на неправильном толковании норм права.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" уточнен порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, непосредственно принимавших участие в Великой Отечественной войне, а также иных лиц, перечисленных в нем - членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны. При этом в данный перечень такая категория лиц, как бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, не включена и действие Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 на эту категорию лиц не распространяется.
Таким образом, приравнивание узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны не дает правовых оснований для обеспечения их жилым помещением за счет средств федерального бюджета во внеочередном порядке в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714, поскольку на данную категорию лиц его действие не распространяется.
С учетом изложенных обстоятельств, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения исковых требований о признании за Моисеенковой О.С. права на обеспечение жильем либо получение жилищной субсидии.
Доводы апелляционной жалобы о том, что отказ администрации г. Магнитогорска в постановке на учет по мотиву непредставления справки о наличии (отсутствии) на праве собственности жилых помещений и использовании права на приватизацию на территории Смоленской области не содержит правовых оснований, она предоставила необходимый перечень документов в соответствии с требованиями ст. 54 Жилищного кодекса РФ основанием для отмены решения суда не являются.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
7
Отказ администрации г. Магнитогорска в принятии на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий Моисеенкова О.С. не обжаловала, кроме того, как указал суд первой инстанции, истец и её представитель не отрицали, что не представили в администрацию г. Магнитогорска документы, подтверждающие наличие либо отсутствие на праве собственности жилых помещений и об использовании (не использовании) права приватизации на территории Смоленской области. Указанные документы поступили по запросу суда в период рассмотрения гражданского дела.
Иных заслуживающих внимание доводов, которые могли бы послужить основанием для отмены решения суда апелляционная жалоба не содержит. Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328,329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Правобережного районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 02 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Моисеенковой О.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
8
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.