Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Турковой Г.Л.,
судей Майоровой Е.Н., Смолина А.А.,
при секретаре Шагеевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Кнышева А.В. на решение Правобережного районного суда города Магнитогорска Челябинской области от 26 июня 2013 года по гражданскому делу по иску Кнышова А.В. к администрации города Магнитогорска о признании права молодой семьи на участие в подпрограмме, признании незаконным постановления администрации города Магнитогорска о снятии молодой семьи с учета для участия в подпрограмме, возложении обязанности по восстановлению молодой семьи в статусе участника подпрограммы.
Заслушав доклад судьи Майоровой Е.Н. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кнышов А.В. просит признать право молодой семьи истца на участие в подпрограмме "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий"; признать незаконным постановление главы города Магнитогорска N 14679-П от 07.02.2013 года о снятии с учета для участия в подпрограмме; обязать администрацию города Магнитогорска восстановить молодую семью истца в статусе участника подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Требования мотивированы тем, что оспариваемым постановлением молодая семья Кнышова А.В. снята с учета в связи с превышением супругой 35-летнего возраста и достижением *** года 36-летнего возраста. Считает данное решение незаконным, нарушающим его права и законные интересы, а также права и интересы его молодой семьи. На момент принятия решения о включении молодой семьи истца в состав участников подпрограммы его семья отвечала всем предъявляемым требованиям для включения в список претендентов на получение социальной выплаты. Полагает, что дальнейшее исключение их списка является незаконным. Действующее законодательство не предусматривает такого
2
основания исключения из числа участников подпрограммы, как несоответствие требованиям подпрограммы по возрасту на момент формирования списка участников.
В судебном заседании истец, его представитель адвокат Мякин М.Д., действующий по ордеру от 19.06.2013г., исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель администрации г. Магнитогорска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. В письменном отзыве указала, что семья Кнышова А.В. постановлением администрации г. Магнитогорска от 07.02.2013г. N 1469-П снята с учета молодых семей - участниц подпрограммы в связи с превышением супруги истца 35-летнего возраста и достижением *** 36 лет. Указанное постановление является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Представитель третьего лица - Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени месте рассмотрения дела, просил дело рассмотреть в отсутствие. В письменном отзыве указал, что возраст одного из членов семьи истца превышает 35 лет и семья не может быть участником подпрограммы "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" ОЦП "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Челябинской области на 2011-2015 годы.
26 июня 2013 года Правобережным районным судом города Магнитогорска Челябинской области постановлено решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе Кнышов А.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение.
В обоснование доводов жалобы указывает, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, необоснованно принял доводы ответчика, а его доводы отверг и не дал им оценки. Указывает, что администрация г. Магнитогорска ведет двойной учет молодых семей-участников подпрограммы, то есть составляет список участников и тут же создает список участников, кому начислять выплаты, что не может влиять на права его семьи, включенной в подпрограмму, когда его семья отвечала всем предъявленным требования для включения в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты и служит основанием для исключения их из списков, даже при достижении им возраста 36 лет. Полагает, что возраст его супруги, который превысил 35 лет не может служить основанием для исключения семьи из состава участников подпрограммы, поскольку право его молодой семьи на участие в этой программе было установлено ранее - распоряжением главы города. Действующее законодательство не предусматривает такого основания
3
исключения из числа участников подпрограммы как несоответствие требованиям подпрограммы по возрасту на момент формирования списка участников. Поскольку его молодая семья на момент первоначального включения в программу 05 августа 2011 года в полном объеме соответствовала предъявленным требованиям для участия в программе, подлежащей реализации в 2011-2015 года, оснований для ее исключения с учетом изложенного не имелось.
В суде апелляционной инстанции Кнышов А.В., представитель администрации города Магнитогорска Челябинской области участия не принимали при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства. Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области просили рассмотреть жалобу в их отсутствие.
В соответствие с частью 1 статьи 327, статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не установила оснований к отмене решения суда.
В силу статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
В соответствии с требованиями статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Из смысла статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что обязательным основанием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего помимо установления незаконности этих решений и действий является еще и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов заявителя.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации г. Магнитогорска N 8929-П от 05.08.2011г. молодая семья Кнышова А.В. признана имеющей достаточные доходы для участия в подпрограмме
4
"Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий".
На основании постановления администрации г. Магнитогорска
N8930-П от 05.08.2011г. молодая семья Кнышова А.В. признана участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
07.02.2013г. постановлением администрации г.Магнитогорска N 1469-П молодая семья Кнышова А.В. снята с учета молодых семей - участниц подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, в связи с превышением 35-летнего возраста (исполнением полных 36 лет) одним из супругов, а именно Кнышовой А.Я. ***
Из материалов дела также следует, что государственным заказчиком подпрограммы - Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области соответствующее решение о включении семьи Кнышова А.В. в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не принималось. Доказательств, опровергающих данное обстоятельство, материалы дела не содержат, с апелляционной жалобой не представлено.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что достижение одним из супругов-участников возраста, превышающего 35 лет (достижение 36 лет) до принятия соответствующего решения Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства о включении семьи в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году является обстоятельством, исключающим возможность дальнейшего участия семьи в подпрограмме.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку он сделан исходя из фактических обстоятельств дела и в соответствие с положениями действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения.
Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий в г. Магнитогорске осуществляется в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ОЦП "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Челябинской области на 2011 -2015 годы.
Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий в г. Магнитогорске осуществляется в соответствие с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации программы "Обеспечение жильем
5
молодых семей " федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 и подпрограммой "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" областной целевой программы реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье гражданам России" в Челябинской области на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 16 ноября 2010 года N 250-П.
В соответствии с главой 1 паспорта подпрограммы "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий", последняя действует в рамках подпрограммы "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" областной целевой программы Доступное и комфортное жилье - гражданам России в Челябинской области на 2011-2015 годы" и подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей " федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, и не является продлением подпрограмм, направленных на улучшение жилищных условий молодых семей, принятых на территории г. Магнитогорска в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
В соответствии с данными Правилами, участницей подпрограммы может быть молодая семья, возраст каждого из супругов которой, либо одного из родителей в неполной семье на день принятия решения о включении молодой семьи-участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
В соответствии с пунктами 4, 4-1 приложения N 4 к подпрограмме, молодая семья, при достижении возраста одного из супругов, либо одного родителя в неполной семье, превышающего 35 лет, утрачивает право на получение социальной выплаты и подлежит исключению из числа участников подпрограммы.
Вопросы признания молодых семей нуждающимися в предоставлении социальной выплаты для участия в подпрограмме, участниками подпрограммы, ведение их учета, в соответствие с ее условиями, относятся к полномочиям органов местного самоуправления.
На основании пункта 28 долгосрочной городской целевой программы реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье -гражданам России" в г. Магнитогорске на 2011-2015 годы порядок формирования администрацией г. Магнитогорска списка молодых семей -участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году и списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году определяется областной подпрограммой, в соответствии с пунктом 38 которой Правительство Челябинской области, орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного для участия в подпрограмме, до
6
01 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует списки молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году и представляет эти списки государственному заказчику подпрограммы, которым является Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, который, в свою очередь, на основании списков молодых семей - участников подпрограммы формирует и утверждает сводный список молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году. Сводный список претендентов, в соответствие с пунктом 41 Подпрограммы, формируется на основании сводного списка молодых семей, изъявивших желание на получение выплаты в планируемом году.
В ходе рассмотрения дела установлено, что *** года Кнышовой А.Я., ***года рождения, исполнилось 36 лет.
Материалами дела подтверждается, что в список молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году по Магнитогорскому городскому округу, представленных администрацией г. Магнитогорска на 2012 год молодая семья Кнышова А.В. не была включена, соответственно, решение о включении семьи истца в сводный список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты, не принималось.
Поскольку на момент исполнения один из супругов достиг 36 лет, органом исполнительной власти субъекта РФ в лице Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области решение о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты не принято, данное право истцами утрачено без учета обстоятельств принятия, либо не принятия администрацией г. Магнитогорска решения об исключении семьи из участников подпрограммы.
Утверждение заявителя жалобы о том, что его молодая семья на момент первоначального включения в программу по состоянию на 05 августа 2011 года соответствовала всем требованиям, предъявляемым к участникам подпрограммы, не может являться основанием к отмене решения суда, поскольку не свидетельствует о нарушении права молодой семьи на участие в подпрограмме, которое она, в соответствие с условиями подпрограммы, утратила по достижении одним из супругов возраста, превышающего 35 (достижение 36) лет.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно принял доводы ответчика, а его доводы отверг и не дал им оценки, несостоятелен.
Как следует из материалов дела суд всесторонне и тщательно исследовал представленные сторонами доказательства в обоснование своих требований и возражений, дал им надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, привел в решении мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов, другие
доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Довод жалобы о том, что превышение возраста супруги 35 лет не может служить основанием для исключения семьи из состава участников подпрограммы, не принимается судебной коллегией во внимание, поскольку основан на неверном субъективном толковании норм права.
На основании подпункта 3 пункта 8 Порядка ведения учета молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий на 2011-2015 годы" долгосрочной городской целевой программы реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в г. Магнитогорске на 2011-2015 годы", утвержденного постановлением администрации г. Магнитогорска от 06 июля 2011 года N 7548-П, одним из оснований для снятия молодой семьи с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в подпрограмме является превышение 35-ти летнего возраста одним из супругов или обоих супругов, либо одного родителя в неполной семье.
Положения региональной подпрограммы в части исключения из числа участников подпрограммы граждан, достигших возраста 36 лет, были оспорены прокурором Челябинской области. Решением Челябинского областного суда от 26 июля 2012 года, данная норма была признана не противоречащей федеральному закону. Определением Верховного Суда РФ от 21 ноября 2012 года решение Челябинского областного суда оставлено без изменения.
Ссылка заявителя жалобы, что администрацией г. Магнитогорска ведется двойной учет молодых семей-участников подпрограммы, то есть составляет список участников и тут же создает список участников, кому начислять выплаты, что не может влиять на права его семьи, включенной в подпрограмму, когда его семья отвечала всем предъявленным требования для включения в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты и служит основания для исключения их из списков, даже при достижении им возраста 36 лет является несостоятельной, поскольку противоречит материалам дела, с жалобой в подтверждение данного довода не представлено.
При этом, судебная коллегия считает необходимым указать, что у молодой семьи отсутствует безусловное право на получение социальной выплаты в рамках участия в данной подпрограмме, поскольку список ее участников, изъявивших желание на получение социальной выплаты в планируемом году, формируется в соответствие со сводным списком исходя из запланированных в бюджете на эти цели средств.
Решение основано на правильно установленных юридически значимых обстоятельствах, нормы материального права судом первой инстанции
8
применены верно, нарушений норм процессуального права апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Правобережного районного суда города Магнитогорска Челябинской области от 26 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кнышова А.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.