Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе: председательствующего Турковой Г.Л., судей Майоровой Е.Н ... Смолина А.А., при секретаре Шагеевой О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Челябинске "10" сентября 2013 года в зале суда гражданское дело по заявлению Бусарова Д.П., Бусаровой Е.М. об оспаривании действий администрации города Магнитогорска, взыскании компенсации морального вреда с апелляционной жалобой Бусарова Д.П., Бусаровой Е.М. на решение Правобережного районного суда города Магнитогорска Челябинской области от 04 июля 2013 года.
В суд апелляционной инстанции явились Бусаров Д.П. и Бусарова
Е.М.
Администрация города Магнитогорска и Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области своих представителей в суд апелляционной инстанции не направили. Извещение о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы получили. Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся сторон в соответствии со ст. 327 и ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Заслушав доклад судьи Турковой Г.Л. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бусаров Д.П. и Бусарова Е.М. обратились в суд с заявлением об оспаривании действий администрации г. Магнитогорска Челябинской области и просили признать за ними право состоять в списке молодых семей-участниц подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" с 28 октября 2011 года и возложить на администрацию обязанность изменить дату постановки заявителей как молодой семьи на учет и номер очередности в указанном выше списке, взыскать с администрации города Магнитогорска моральный вред в сумме **** рублей. В обоснование своих требований заявители указали на то, что определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 25.12.2012 года отказ администрации города Магнитогорска в признании заявителей нуждающимися в жилых помещениях с целью участия в подпрограмме
1
"Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" признан незаконным, заявители признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий с целью дальнейшего участия в названной выше подпрограмме с даты первоначального обращения - 28.10.2011 года. Заявители считают незаконным включение их в списки участников подпрограммы с 14.02.2013 года за номером 1149 и настаивают на включение их в названные списки с 28.10.2011 года. В судебном заседании заявители заявленные требования поддержали.
Представитель администрации г. Магнитогорска Челябинской области в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась.
Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела было извещено.
Суд постановил решение об отказе в удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе Бусаров Д.П. и Бусарова Е.М. просят отменить решение суда в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права, вынести по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Утверждают, что суд не учел выводов, содержащихся в определении судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 25.12.2012 года, которым заявители признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий с целью участия в подпрограмме "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" с даты первоначального обращения -28.10.2011 года, и которое имеет преюдициальное значение при разрешении настоящего спора.
Изучив доводы апелляционной жалобы, возражений заинтересованных лиц, просивших оставить решение суда без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации города Магнитогорска от 17.11.2011 года N12669-П утверждена муниципальная целевая программа "Долгосрочная городская целевая программа реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в городе Магнитогорске на 2011 - 2015 годы", частью, которой является подпрограмма "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий".
Согласно главе 1 паспорта названной муниципальной подпрограммы
2
"Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" она действует в рамках подпрограммы "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" областной целевой программы "Доступное и комфортное жилье -гражданам России в Челябинской области на 2011 - 2015 годы" и подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", и не является продлением подпрограмм, направленных на улучшение жилищных условий молодых семей, принятых на территории города Магнитогорска в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
В силу пунктов 2 и 18 данной подпрограммы, участницей подпрограммы может быть молодая семья, возраст каждого из супругов которой либо одного родителя в неполной семье на день принятия решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
Аналогичные требования относительно порядка участия в подпрограмме, в том числе возраста на день принятия решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году, срока направления в Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области списка претендентов на получение субсидии в планируемом году, установлены пунктами 16, 32, 33, 35, 38 областной целевой программы "Доступное и комфортное жилье - гражданам России в Челябинской области на 2011 - 2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Челябинской области N 250 от 16.11.2010 года.
Установлено, что семья Бусарова Д.П. и Бусаровой Е.М. постановлением главы города Магнитогорска Челябинской области 1828-П от 14.02.2013 года "О признании молодой семьи Бусарова Д.П. имеющей достаточные доходы для участия в подпрограмме "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" и участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" признана участницей данной подпрограммы и включена в список участников подпрограммы за N1149 (л.д.15, 37-3).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции мотивировал свой вывод тем, что оспариваемые действия администрации города Магнитогорска не противоречат действующему законодательству и не нарушают прав заявителей, поскольку участие в подпрограмме носит заявительный характер, заявление о включении в состав участников подпрограммы подано заявителями 06.02.2013 года (л.д.40).
з
Кроме того, суд указал на то, что Бусаров Д.П. 30 июня 2013 года достиг возраста 36 лет, что является обстоятельством, исключающим возможность дальнейшего участия молодой семьи в данной подпрограмме и предоставления ей социальной выплаты.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции соответствующими установленным по делу обстоятельствам и основанными на правильном применении и толковании действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Довод апелляционной жалобы Бусарова Д.П. и Бусаровой Е.М. о нарушении судом норм материального и процессуального права не может быть принят судебной коллегией в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречит установленным по делу обстоятельствам и основан на ошибочном толковании авторами апелляционной жалобы норм материального и процессуального права.
Так утверждение авторов апелляционной жалобы о том, что суд был обязан учесть, но не учел выводов, содержащихся в определении судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 25.12.2012 года, имеющего, по мнению апелляторов, преюдициальное значение для разрешения настоящего спора, противоречит содержанию определения судебной коллегии и предмету спора по настоящему делу.
Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ N 1050 от 17.12.2010 года, предусматривает в своем составе подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей".
В рамках реализации вышеуказанной целевой программы утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, в соответствии с пунктом 6 которых, участницей подпрограммы может быть молодая семья, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет; б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Наличие у молодой семьи указанных выше условий не свидетельствует об обязанности органа местного самоуправления включить молодую семью в состав участников подпрограммы, поскольку пункты 9 и 15.1 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования предусматривают добровольный
4
характер участия в подпрограмме, для участия в которой молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства заявление о включении в состав участников подпрограммы с приложением пакета документов, одним из которых является документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях.
При таких обстоятельствах признание судебным решением заявителей нуждающимися в улучшении жилищных условий с целью их дальнейшего участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" с даты первоначального обращения - 28.10.2011 года, не влечет для органа местного самоуправления обязанности включить заявителей в список участников подпрограммы с даты признания их нуждающимися в жилье. Доказательств того, что заявители обращались с заявлением о включении их в состав участников подпрограммы ранее 06.02.2013 года, материалы дела не содержат, заявители на это обстоятельство не ссылались.
Определение судебной коллегии от 25.12.2012 года не содержит обстоятельств, имеющих преюдициальное значение для разрешения данного спора, поскольку признание молодой семьи нуждающейся в жилье для целей участия в подпрограмме и признание семьи участницей подпрограммы имеют различные правовое основание и правовые последствия.
Доводы жалобы сводятся к переоценке правильных выводов суда, послуживших основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Оснований для иной оценки обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Правобережного районного суда города Магнитогорска Челябинской области от 04 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бусарова Д.П., Бусаровой Е.М. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
5
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.