Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего - судьи Метелёвой Г.Н.,
судей Давыдовой Т.И., Козиной Н.М.
при секретаре Калевой Ю.В.
с участием прокурора Копцовой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Челябинске 20 сентября 2013 года дело по апелляционной жалобе Министерства социальных отношений Челябинской области на решение Трехгорного городского суда Челябинской области от 05 июля 2013 года.
Заслушав доклад судьи Метелёвой Г.Н. об обстоятельствах дела, выслушав Шикину Д.Г. - представителя Министерства социальных отношений Челябинской области, поддержавшую доводы апелляционной жадобы, прокурора Копцову О.В., согласившуюся с решением суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор ЗАТО г. Трехгорный Челябинской области обратился в суд с иском в интересах Надеева Г.В. к Муниципальному учреждению Управлению социальной защиты населения администрации г. Трехгорного (далее - УСЗН), Министерству социальных отношений Челябинской области, Областному государственному казенному учреждению "Государственное учреждение Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов "Импульс" (далее - Центр "Импульс") о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение на 2013 год (л.д. 2-4,31).
В обоснование требований указано, что Надеев Г.В. является инвалидом ***заболеванию, имеет право на получение путевки на санаторно-курортное лечение. 12.02.2012 г. Надеев Г.В. обратился в Центр "Импульс" с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки, однако такая путевка ему не предоставлена, чем нарушено его право на бесплатную медицинскую помощь.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал.
Истец Надеев Г.В., его представитель Лукина И.М. в судебном заседании исковые требования поддержали.
Я с/
2 f
Представитель УСЗН - Анохина К.С, представитель ответчика Министерства социальных отношений по Челябинской области - Шикина Д.Г. в судебном заседании требования не признали.
Представитель ответчика Центра "Импульс" при надлежащем извещении в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил отзыв о несогласии с исковыми требованиями (л.д. 19-22,35,36).
Решением суда на Министерство социальных отношений Челябинской области возложена обязанность предоставить Надееву Г.В. путевку на санаторно-курортное лечение за 2012 г. в соответствии с медицинскими показаниями.
В апелляционной жалобе Министерство социальных отношений Челябинской области просит решение суда отменить. Указывает, что путевки предоставляются в порядке очередности и в соответствии с рекомендуемым профилем заболевания.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Надеев В.Г., его представитель, представитель УСЗН г. Трехгорного, представитель Центра "Импульс" о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены, в суд не явились, причины неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия на основании ст.ст.167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Надеев Г.В. является инвалидом 1-й группы по общему заболеванию и имеет право на льготы, установленные Законом РФ "О государственной социальной помощи" (л.д. 15).
02.10.2012 г. Надеев Г.В. обратился в Центр "Импульс" с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, был поставлен в областную очередь граждан, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, однако санаторно-курортное лечение ему в 2012 году предоставлено не было (л.д. 6-9).
На 14.06.2013 г. Надеев Г.В. значится в областном реестре под номером очередности - ***.
Разрешая спор и возлагая на Министерство социальных отношений
3
Челябинской области обязанность предоставить истцу санаторно-курортную путевку за 2012 год, суд обоснованно указал, что истец своевременно обратился к ответчику с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, в предоставлении государственной социальной помощи ему не может быть отказано со ссылкой на очередность.
Выводы суда основаны на имеющихся доказательствах по делу, правовая оценка которым дана по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и соответствуют нормам материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.
Статьей 6.2 названного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
В силу пункта 3.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328, обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации.
В соответствии с утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2010 года N 2428-р Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Челябинской области полномочия по предоставлению мер социальной защиты инвалидов переданы Правительству Челябинской области с 01.01.2011 года.
Решение задач по выработке и реализации на территории Челябинской
области единой государственной социальной политики в сфере предоставления мер социальной поддержки, оказания различных видов государственной социальной помощи и социального обслуживания населения Челябинской области возложены на Министерство социальных отношений Челябинской области - орган исполнительной власти Челябинской области.
Порядок предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение утвержден постановлением Правительства Челябинской области от 18.04.2011 года N 95-П, согласно пункту 5 которого организацию работы с гражданами по месту жительства по приему и оформлению документов на получение санаторно-курортных путевок осуществляет Министерство социальных отношений Челябинской области или уполномоченное им учреждение.
Приказом N 22 от 27.01.2011 года Министерство социальных отношений Челябинской области наделило Центр "Импульс" полномочиями по оказанию государственной социальной помощи в части предоставления санаторно-курортного лечения инвалидам.
Порядком предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение, утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от 18.04.2011 года N 95-П, предусмотрена обязанность инвалида подать заявление в уполномоченный орган и приложить необходимые документы (пункт 6) и обязанность уполномоченного органа рассмотреть заявление инвалида и принять соответствующее решение.
В соответствии с постановлением Правительства Челябинской области от 18.07.2012 г. N 392-П "Об Административном регламенте предоставления государственной услуги "Предоставление при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение", органом, предоставляющим услугу, является Министерство социальных отношений Челябинской области. В пределах своих полномочий в предоставлении государственной услуги участвует Центр "Импульс" в части приема документов, необходимых для предоставления государственной услуги и выдачи путевок на санаторно-курортное лечение (п.8 раздел 2). Предоставление государственной услуги осуществляется в следующие сроки: принятие решения о постановке заявителя на учет в качестве нуждающегося в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение - не более 10 рабочих дней; принятие решения о предоставлении заявителю санаторно-курортной путевки - не более 10 рабочих дней со дня получения Минсоцотношений заявки Центра "Импульс" о потребности в предоставлении санаторно-курортных путевок; выдача заявителю путевки -не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты
5
заезда в санаторно-курортное учреждение (п.9 раздел 2).
Принимая во внимание, что истец своевременно обратился к ответчику с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, он был поставлен на учет в качестве нуждающегося, сроки предоставления путевки истекли, то ему не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на необходимость соблюдения очередности.
Согласно ч.2. ст.6.3 Федерального закона от 17.07.1999г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.
В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
В случае, если гражданин в течение календарного года утратил право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с 1 января до даты утраты гражданином права на получение социальных услуг.
Указанная норма направлена на определение срока, в пределах которого государство гарантирует гражданину реализацию его прав. Неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.
Не может служить основанием к отказу в иске недостаточность приобретенных на 2012 год санаторно-курортных путевок, предоставляемых в зависимости от даты подачи заявления, поскольку недостаточность финансирования или его отсутствие при наличии у гражданина права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение не являются основаниями для отказа в судебной защите имеющегося у гражданина права. Установив Федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.
Суд первой инстанции правильно определил, что обязанность по предоставлению истцу санаторно-курортной путевки следует возложить на Министерство социальных отношений Челябинской области, в
ч
6
удовлетворении исковых требований к Управлению социальной защиты населения, Центру "Импульс" отказал, поскольку указанные ответчики не компетентны в принятии решения о предоставлении такой путевки.
Из анализа действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, не следует, что право инвалида на получение санаторно-курортного лечения в качестве средства реабилитации ставится в зависимость от наличия или отсутствия в данном регионе иных лиц, нуждающихся в таком лечении. В Законе также нет положения о реализации гражданином такого права в порядке очередности. По смыслу вышеназванных норм материального права санаторно-курортное лечение как средство реабилитации инвалида при наличии медицинских показаний должно предоставляться ежегодно и без каких-либо условий.
Заявитель в апелляционной жалобе обращает внимание на то, что в описательной части решения суд указал, что Надеев В.Г. 12.02.2013 года обратился с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение на 2013 год, но обязал предоставить путевку за 2012 год, однако это обстоятельство не свидетельствует о неправильности принятого решения.
Материалами дела, исследованными в суде первой и апелляционной инстанции, подтверждается, что истец обратился с заявлением о предоставлении путевки 02.10.2012 г., согласно которому он был поставлен на учет.
В суд апелляционной инстанции представителем ответчика представлены документы, согласно которым Надеев В.Г. обращался с заявлением о представлении путевки 11.03.2011 г. и 02.10.2012 г. Путевка за 2011 год ему была предоставлена в 2012 году, за 2012 год путевка не была предоставлена. В 2013 г. Надеев В.Г. с таким заявлением не обращался.
Поскольку установлено, что путевка в 2012 году истцу в отсутствие законных оснований не была предоставлена, в 2013 году истец в установленном порядке за путевкой не обращался, суд правомерно возложил на Министерство социальных отношений Челябинской области обязанность предоставить Надееву Г.В. путевку именно за 2012 г., а не за 2013 год.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, допущено не было.
Руководствуясь ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Трехгорного городского суда Челябинской области от 05
i
июля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства социальных отношений Челябинской области без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.