Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Родиной А.К.,
судей: Шалиевой И.П., Терюшовой О.Н.,
при секретаре: Федоровой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Челябинске 09 сентября 2013 года гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области на решение Сосновского районного суда Челябинской области от 28 июня 2013 года.
Заслушав доклад судьи Родиной А.К. по обстоятельствам дела и доводам апелляционной жалобы, пояснения прокурора Копцовой О.В. о правомерности решения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Сосновского района Челябинской области, действуя в интересах Российской Федерации - Главного управления лесами Челябинской области, обратился к Лисину С.И., Щербакову Г.М., Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области с требованиями:
- о признании незаконными действий по предоставлению земельного участка с кадастровым номером **** площадью **** кв. метров по адресу: Челябинская область, Сосновский район, жилая застройка Интернационалист, ул. ****, **** Лисину С.И., признании недействительным постановления от 03 сентября 2010 года N 8426 о предоставлении участка;
- о признании договора купли-продажи указанного участка от 16 июня 2011 года, заключенного между Лисиным С.И. и Щербаковым Г.М., ничтожным,
- об исключении записи о земельном участке из государственного кадастра недвижимости, прекращении права собственности Щербакова Г.М. на данный участок, истребовании участка из чужого незаконного владения ответчика.
В обоснование требований указано, что собственником спорного земельного участка является Щербаков Г.М., однако согласно материалам землеустройства, описанию расположения, схеме лесничества данный участок фактически относится к землям лесного фонда, право собственности, на которые принадлежит Российской Федерации. Данный участок является частью федерального земельного участка, расположен внутри его границ,
1
при этом из собственности Российской Федерации не изымался, перевод из земель лесного фонда в земли населенных пунктов не осуществлялся. В связи с чем, действия администрации по предоставлению спорного земельного участка являются незаконными.
Представитель ответчика Администрации Сосновского муниципального района с иском не согласился, указывая на то, что границы земель лесного фонда подтвердить невозможно, поскольку они являются декларативными, на местности не определены. В связи с этим, доводы стороны истца о выделе спорного участка из земель лесного фонда лишены оснований.
Ответчики Лисин С.И. и Щербаков Г.М., представители третьих лиц -Администрации Кременкульского сельского поселения, Управления Росреестра по Челябинской области, филиала "ФКП Росреестра" по Челябинской области, Комитет по управлению имуществом Сосновского муниципального района, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области не приняли участия в судебном заседании.
Суд принял решение об удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе Администрация Сосновского муниципального района Челябинской области просит об отмене решения, указывая на то, что спорный земельный участок относится к категории земель промышленности, энергетики, транспорта ... и земель иного специального назначения, разрешенное использование участка "ведение личного подсобного хозяйства". Истцом не представлено доказательств принадлежности спорного участка к категории земель лесного фонда, по представленным истцом документам невозможно сопоставить спорный участок с выделом N 48. Полагает недопустимыми доказательствами по делу обзорный план, схему наложения границ участка на растры лесоустройства, подготовленные кадастровым инженером П.А.И. и землеустроительным бюро "Мост", поскольку граница лесного участка является декларативной. Кроме того, согласно заключению кадастрового инженера Курбанова P.M., при полевом обследовании спорного земельного участка установлено, что на местности опознавательные знаки лесного участка отсутствуют, что исключает возможность установления его границы. Ссылается также на то, что спорный земельный участок сформирован в соответствии с действующим законодательством, правоустанавливающие документы на данный участок прошли правовую экспертизу, каких-либо противоречий между зарегистрированными и заявленными правами не выявлено. При постановке спорного участка на кадастровый учет также не выявлено оснований для приостановления или отказа в осуществлении его учета, в том числе, ввиду пересечения либо наложений границ данного участка на границы лесного участка.
Представитель истца Главного Управления лесами по Челябинской
2
области, ответчик Щербаков Г.М., представитель ответчика Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, третьих лиц -ФГБУ "ФКП Росреестра" по Челябинской области, Управления Росреестра по Челябинской области, ТУФАУГИ в Челябинской области, КУИЗО Сосновского муниципального района Челябинской области, администрации Кременкульского сельского поселения Сосновского района Челябинской области извещены о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции (т.2 л.д. 173-175, 177-180, 183-185), в суд не явились, об отложении рассмотрения дела не просили. Судом апелляционной инстанции были приняты все возможные меры, направленные на извещение ответчика Лисина С.И., путем направления ему судебного уведомления по месту его регистрации по месту жительства, уведомления о рассмотрении дела его представителя - адвоката Меньшениной Г.А. (т.2 л.д. 176, 181, 182, 186). Сведениями об ином месте жительства ответчика Лисина С.И. суд не располагает. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Челябинского областного суда. В связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения по доводам жалобы.
Как следует из материалов дела, постановлением Главы Сосновского муниципального района Челябинской области от 11 июня 2010 года N 5138 с учетом постановления Главы Сосновского муниципального района Челябинской области от 13 июля 2010 года N 6274 утверждена схема расположения земельного участка площадью **** кв. метров по адресу: Челябинская область, Сосновский район, жилая застройка Интернационалист, ул. ****, ****. Решением органа кадастрового учета от 06 августа 2010 года N Ф19.04/10-914 указанный участок поставлен на государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер ****. Постановлением Главы Сосновского муниципального района Челябинской области от 03 сентября 2010 года N 8426 указанный земельный участок предоставлен в собственность Лисину С.И.
16 июня 2011 года между Порсевым М.В., действующим по доверенности от имени Лисина С.И. (продавец), и Щербаковым Г.М. (покупатель) заключен договор купли-продажи указанного земельного участка, по условиям которого Щербаков Г.М. приобрел земельный участок в собственность. Стоимость земельного участка определена сторонами в размере **** рублей (п. 6 договора).
Собственником земельного участка с условным номером ****, площадью **** кв. метров, категория земель "земли
з
лесного фонда - ведение лесного хозяйства", по адресу: Челябинская область, Сосновский район, Кременкульское участковое лесничество ОГУ "Шершневское лесничество" является Российская Федерация. Право собственности зарегистрировано в ЕГРП 21 января 2010 года. В состав указанного земельного участка входит квартал N ****, выдел N ****.
В соответствии со ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда, границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. ст. 67, 69 и 92 настоящего Кодекса (ст. 7 ЛК РФ).
В силу части 1 ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади (ч. 2 ст. 69 ЛК РФ).
В суд первой инстанции были представлены материалы лесоустройства, проведенного в 1998 году: планшет N 18 лесонасаждений ФГУ "Шершневский лесхоз", составленный на основании материалов лесоустройства 1983 года и лесоустройства 1998 года; таксационное описание Кременкульского лесничества лесоустройства 1998 года; проект организации и ведения лесного хозяйства лесоустройства 1998 года; план лесонасаждений Кременкульского лесничества лесоустройства 1998 года.
Посредством сопоставления расположения спорного земельного участка с материалами землеустройства, в том числе планшетом N 18, судом первой инстанции было установлено, что спорный земельный участок большей частью находится в границах земель лесного фонда (выдел N 48 квартала N 55).
Судебная коллегия учитывает, что структура площадей лесного фонда Челябинского и Шершневского лесхозов, а также границы расположения указанных земель были согласованы с Администрацией Сосновского района, о чем правомерно указал суд первой инстанции, и что подтверждает:
- постановление Главы Сосновского района от 21 мая 1998 года N 524, которым установлены площади Челябинского лесхоза - 32585 га и Шершневского лесхоза - **** га, этим же постановлением Комитету по земельным ресурсам и землеустройству дано поручение внести изменения в земельный баланс района,
- справка председателя Комитета по земельным ресурсам и
4
землеустройству Сосновского района от 09 сентября 1998 года в адрес Западного лесоустроительного предприятия "Брянсклеспроект" о том, что общая площадь государственного лесного фонда на землях Сосновского района на 01 января 1998 года составляет **** га (в том числе пашня - **** га, сенокосы - **** га, пастбища - **** га, лес - **** га, болота - **** га, под водой - **** га, дороги - **** га, прочие - **** га), на данной площади созданы в 1998 году лесхозы Челябинский и Шершневский, окончательную площадь которых принять по данным лесоустройства после вычисления площадей в камеральных условиях,
- сообщение от 31 января 2000 года председателя Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Сосновского района начальнику Челябообллеса и директору Челябинского лесхоза о наличии замечаний относительно включения либо не включения в границы лесхоза ряда выделов по некоторым планшетам и об отсутствии замечаний по планшету N 18.
Землеустройство Сосновского района и лесоустройство 1998 года Челябинского лесхоза имеют идентичную картографическую основу (растровый материал, составленный при использовании фотопланов, аэрофотосъемки).
Из схемы расположения спорного земельного участка при совмещении данных государственного кадастра недвижимости с растровой основой лесного фонда по документам, находящимся в государственном фонде данных, выполненной филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Челябинской области, усматривается, что земельный участок с кадастровым номером **** находится в границах участка, обозначенного аббревиатурой ГФЛ, что означает "государственный лесной фонд".
В соответствии с заключением начальника Сосновского территориального отдела Челябинского ОБУ "Шершневское лесничество", составленным по результатам обследования земельных участков с использованием материалов лесоустройства 1998 года, планшета N 18 в масштабе 1:10000, земельный участок с кадастровым номером **** расположен на землях лесного фонда в квартале N **** выделе N **** Шершневского лесничества Кременкульского участкового лесничества.
Согласно заключению кадастрового инженера Папулова А.И. и составленного им обзорного плана взаимного расположения лесных участков земель лесного фонда в квартале N **** Шершневского лесничества Кременкульского участкового лесничества с границами земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, спорный земельный участок полностью находится на землях лесного фонда в квартале N **** выдела N **** Шершневского лесничества Кременкульского участкового лесничества.
Кроме того, из представленных суду первой инстанции Управлением Росреестра по Челябинской области материалов дела на отвод земельного
5
участка под строительство поселка "Интернационалист", не являющихся документами государственного фонда данных, усматривается, что при предоставлении земельного участка под строительство пос. Интернационалист из данного участка были исключены земли государственного лесного фонда.
В соответствии с заключением эксперта ООО "Строительная геодезия" имеется пересечение границ земельного участка с кадастровым номером **** с границами леечного участка с условным номером **** (земли лесного фонда), расположенного в выделе N **** квартала N **** Кременкульского участкового лесничества ОГУ "Шершневское лесничество". Земельный участок с кадастровым номером **** полностью расположен в пределах земельного участка с условным номером **** (земли лесного фонда).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером **** полностью расположен за пределами границ участка, отведенного под строительство пос. Интернационалист, в границах земель лесного фонда - в выделе N **** квартала N ****.
Указанные выводы суда подробно мотивированы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, представленным доказательствам, положениям закона, являются правильными.
В силу ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Администрация Сосновского муниципального района Челябинской области полномочиями по распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности, не обладает.
В соответствии со ст. ст. 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд путем признания права, признания недействительным акта государственного органа или акта местного самоуправления, иными способами, предусмотренными законом.
В силу положений ст. 13 ГК РФ, ст. 61 ЗК РФ ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина в области использования и охраны земель может быть признан судом недействительным.
6
В соответствии со ст. 3 ЛК РФ лесное законодательство регулирует лесные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно п.8 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ N О приватизации государственного и муниципального имущества" в соответствии с настоящим Федеральным законом земельные участки в составе земель лесного фонда отчуждению не подлежат.
В соответствии со ст. 27 ЗК РФ земельные участки в составе земель лесного фонда ограничены в обороте.
Учитывая, что имеющимися в материалах дела доказательствами достоверно подтвержден факт расположения спорного земельного участка в границах земель лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, полномочиями по распоряжению которой орган местного самоуправления не обладает, суд, руководствуясь вышеназванными нормами материального права, а также положениями статей 13, 166-168, 301-304 ГК РФ, статей 11.3, 29, 61 ЗК РФ, пришел к правомерному выводу о необходимости признания оспариваемого постановления недействительными, истребовании спорного участка из незаконного владения Щербакова Г.М. с прекращением его права собственности и аннулированием записи о регистрации такого права в ЕГРП, а также исключении записи о спорном участке из ГКН.
Утверждения в апелляционной жалобе о недопустимости доказательств, подтверждающих факт наложения спорных земельных участков на земли лесного фонда, поскольку граница лесного участка является декларативной, в то время как спорный участок имеет точное описание границ, являются ошибочными. В силу положений п. 4 ч. 1 ст. 68 ЛК РФ, пунктов 1 и 2 ст. 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ лесного фонда на местности может быть закреплено с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на бумажных и электронных носителях. При несоответствии между сведениями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют сведения на бумажных носителях. Картографической основой государственного кадастра недвижимости являются карты, планы, требования к которым определяются органом нормативно-правового
7
регулирования в сфере кадастровых отношений.
Доводы жалобы о том, что истцом не представлено доказательств принадлежности спорного земельного участка к категории земель лесного фонда, а по представленным истцом документам невозможно сопоставить спорный участок с выделом N **** земель гослесфонда, несостоятельны. Суд первой инстанции правильно оценил представленные доказательства, в том числе, планшет N 18 лесонасаждений ФГУ Шершневский лесхоз, таксационное описание Кременкульского лесничества 1998 года, проект организации и ведения лесного хозяйства Челябинского лесхоза, заключение начальника Сосновского территориального отдела Челябинского ОБУ "Шершневское лесничество", заключение кадастрового инженера Папулова А.И., схему расположения земельного участка с кадастровым номером ****, составленную путем совмещения данных ГКН с растровой основой лесного фонда по документам, находящимся в государственном фонде данных, в их совокупности, пришел к обоснованному выводу о том, что спорный земельный участок полностью находится в границах земель лесного фонда. Вышеуказанные доказательства, положенные судом в основу судебного решения, отвечают требованиям относимости и допустимости (статьи 55, 59, 60 ГПК РФ).
Доводы жалобы о том, что материалы лесоустройства 1998 года, таксационного описания Кременкульского лесничества 1998 года, не подтверждают факт отнесения спорного участка к землям лесного фонда, так как согласно действующему законодательству каждый земельный участок может быть отнесен только к одной определенной категории земель, тогда как по кадастровому паспорту спорный участок относится к категории земель промышленности, несостоятельны.
03 августа 2004 года на основании ст. 19 ЛК РФ была произведена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на участок лесного фонда, леса первой группы (леса зеленых зон) площадью **** кв. метров по адресу: Челябинская область, Сосновский район, Кременкульское лесничество Челябинского лесхоза, кварталы ****, ****, ****, **** Сосновского района Челябинской области, кадастровый номер ****.
Согласно ст. 19 ЛК РФ 1997 года лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. К лесам первой группы относятся леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий (ст. 56 ЛК РФ 1997 года).
Согласно ст. 72 ЛК РФ 1997 года лесоустройство включает в себя систему мероприятий по обеспечению рационального использования лесного фонда, повышению эффективности ведения лесного хозяйства и осуществлению единой научно-технической политики в лесном хозяйстве.
8
При лесоустройстве осуществляются, в том числе: определение в установленном порядке границ участков лесного фонда и внутрихозяйственная организация территорий лесного фонда, лесхозов федерального органа управления лесным хозяйством, выполнение топографо-геодезических работ и специальное картографирование лесного фонда.
Таким образом, границы участка лесного фонда по материалам лесоустройства 1998 года были определены в соответствии с действовавшим на тот период времени законодательством.
Согласно вышеприведенным положениям Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, норм Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года, Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" материалы лесоустройства являются допустимым доказательством местоположения границ участков лесного фонда.
Сведения о категории спорного земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости на основании постановлений органа местного самоуправления, не имеющего права распоряжаться спорным земельным участком. Кроме того, содержащиеся в кадастровом паспорте сведения об отнесении этого участка к землям промышленности и иного специального назначения опровергаются представленными суду материалами лесоустройства, подтверждающими, что граница земельного участка лесного фонда исторически сложилась и фактически была согласована с Администрацией Сосновского района Челябинской области еще в 2000 году.
Доводы апелляционной жалобы о том, что границы спорного участка были определены в соответствии с требованиями действующего законодательства, участок прошел государственный кадастровый учет, решение об учете участка не оспорено, не являются основанием для отмены решения, так как при рассмотрении дела судом первой инстанции было установлено, что спорный участок находится в границах земель лесного фонда.
Не влечет отмены решения и ссылка в жалобе на то, что судом не приняты во внимание пояснения кадастрового инженера Курбанова P.M., установившего при полевом обследовании спорного участка, что на местности какие-либо опознавательные знаки лесного участка отсутствуют.
На основании ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объектов и непосредственном исследовании имеющихся доказательств.
Суд первой инстанции мотивированно критически оценил указанное заключение, сопоставив его с другими доказательствами по делу. Результаты оценки доказательств отражены судом в решении, приведены мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве обоснования выводов суда,
9
другие - отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Решение суда законно и обоснованно, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сосновского районного суда Челябинской области от 28 июня 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
ю
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.