Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Малоедовой Н.В.
судей Щелокова Ю.Г., Чаус И.А.
с участием прокурора Минкиной Л.В.
при секретаре Юсупове Р.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 13 сентября 2013 года в городе Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Антонова Ю.А., Антонова А.Ю., Антоновой Н.В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Антоновой Е.А., Антоновой Л.А., апелляционному представлению прокурора г. Южноуральска Челябинской области на решение Южноуральского городского суда Челябинской области от 05 июля 2013 года по иску ФГКУ "7 отряд Федеральной противопожарной службы по Челябинской области" к Антонову Ю.А., Антонову А.Ю., Антоновой Н.В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Антоновой Е.А., Антоновой Л.А., об освобождении помещения и снятии с регистрационного учета, встречному иску Антонова Ю.А. к ФГКУ "7 отряд Федеральной противопожарной службы по Челябинской области", Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области, администрации Южноуральского городского округа о признании помещения жилым.
Заслушав доклад судьи Малоедовой Н.В. об обстоятельствах дела, пояснения Антонова А.Ю., представителя Администрации Южноуральского городского округа Суханова О.А., прокурора Минкиной Л.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления, возражения представителя ФГКУ "7 ОФПС по Челябинской области" Стонюсова Д.В. относительно доводов апелляционных жалобы и представления, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Федеральное Государственное Казенное Учреждение "7 отряд Федеральной противопожарной службы по Челябинской области" (далее -ФГКУ "7 ОФПС по Челябинской области") обратилось в суд с иском к Антонову Ю.А., Антонову А.Ю., Антоновой Н.В., Антоновой Е.А., Антоновой Л.А. о выселении из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: г. Южноуральск, ул. ****, д. ****, кв. **** без
предоставления другого служебного помещения, расторжении договора найма служебного помещения.
В обоснование иска указали, что Антонов Ю.А., Антонов А.Ю., Антонова Н.В., Антонова Е.А., Антонова Л.А. зарегистрированы в служебном жилом помещении по адресу: г. Южноуральск, ул. ****, д. ****, кв. ****. Здание закреплено за ФГКУ "7 ОФПС по Челябинской области" на праве оперативного управления. В трудовых отношениях с истцом ответчики не состоят, что является основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения.
При рассмотрении дела истец изменил исковые требования, просил обязать ответчиков освободить нежилое помещение, расположенное в г.Южноуральске, ул. ****, ****- **** комната **** и сняться с регистрационного учета по указанному адресу.
Антонов Ю.А. обратился в суд с встречным иском к ФГКУ "7 ОФПС по Челябинской области" о признании комнаты N **** в квартире N **** (ранее учтенной как квартира N ****) по ул. ****, **** в г. Южноуральске, площадью **** кв.м., жилым помещением.
В обоснование заявленных требований указал, что 23 января 1979 г. решением исполкома Южноуральского городского совета народных депутатов N 11 "Об отнесении жилой площади при пожарном депо завода металлоконструкций" к служебной площади были отнесены десять квартир и семь комнат в доме N **** по ул. ****. 13 января 1983 г. решением исполкома Южноуральского городского совета народных депутатов N 19 УВД Челябинского облисполкома разрешили принять на баланс пожарное депо на 6 автомобилей, с жилым домом. Во исполнение этих решений, 15 февраля 1996 г. Главой администрации г. Южноуральска принято постановление N 182 "Об утверждении совместных решений администрации о переводе жилой площади в разряд служебного жилья и общежития и переоформления ордеров". Антонов Ю.А. проходил службу в государственной противопожарной службе с 25 августа 1978 г., уволен 01 апреля 1995 г. 12 марта 1996 года Антонову Ю.А. и членам его семьи выдан служебный ордер N **** на жилое помещение по ул. **** 17-12. На момент разграничения государственной собственности жилые помещения 2, 3, 4 этажей здания пожарного депо являлись жилыми. Семья Антоновых проживает в спорном жилом помещении, несет расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Определениями суда к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области, а также администрация Южноуральского городского округа.
2
Представитель истца (ответчика по встречному иску) - ФГКУ "7 ОПФС по Челябинской области" Стонюсов Д.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, встречные исковые требования Антонова Ю.А. не признал.
Ответчики Антонов Ю.А. и Антонова Н.В. при надлежащем извещении участия в судебном заседании не принимали.
Ответчик Антонов А.Ю., его представитель Суханов О.А. в судебном заседании исковые требования ФГКУ "7 ОФПС по Челябинской области" не признали.
Представитель ответчика - Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области при надлежащем извещении участия в судебном заседании не принимал, представил отзыв, в котором указал, что в реестр федерального имущества внесены сведения о нежилом здании пожарного депо площадью **** кв.м., расположенном по адресу: Челябинская область, г. Южноуральск, ул. ****, ****.
Представитель ответчика - администрации Южноуральского городского округа при надлежащем извещении участия в судебном заседании не принимал, представил отзыв, в котором указал, что исковые требования ФГКУ "7 ОФПС по Челябинской области" не подлежат удовлетворению.
Представитель третьего лица - органа опеки и попечительства управления социальной защиты населения Южноуральского городского округа при надлежащем извещении участия в судебном заседании не принимал.
Суд постановил решение, которым исковые требования ФГКУ "7 ОФПС по Челябинской области" удовлетворил. Обязал Антонова Ю.А., Антонова А.Ю., Антонову Н.В., Антонову Е.А., Антонову Л.А. освободить нежилое помещение, расположенное по адресу: Челябинская область, г. Южноуральск, ул. ****, ****- **** комната **** и сняться с регистрационного учета. Взыскал с Антонова Ю.А., Антонова А.Ю., Антоновой Н.В. государственную пошлину в размере **** рублей, в равных долях с каждого. В удовлетворении встречных исковых требований Антонова Ю.А. о признании помещения жилым отказал.
В апелляционной жалобе Антонов Ю.А., Антонова А.Ю., Антонова Н.В. просят решение суда отменить, указывают, что были вселены в жилое помещение на основании ордера, суд не принял во внимание, что на момент разграничения государственной собственности квартиры NN ****- **** и малосемейные комнаты на 3-ем и 4-ом этажах являлись жилыми, в
з
?,/
установленном порядке в нежилые не переводились. Здание пожарного депо и находящиеся в нем жилые помещения не следует рассматривать как единый объект нежилого фонда. Также ссылаются на то, что суд не разрешил ходатайство о применении срока исковой давности.
В апелляционном представлении прокурор г. Южноуральска просит решение суда отменить, указывает на ошибочность вывода суда о том, что спорное помещение является нежилым, ответчики длительное время проживают в спорном помещении, которое имеет статус жилого, производят оплату коммунальных услуг, зарегистрированы по месту жительства.
В своих возражениях относительно апелляционной жалобы, апелляционного представления ФГКУ "7 ОФПС по Челябинской области" просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу, апелляционное представление - без удовлетворения.
Антонов Ю.А. и Антонова Н.В., представители Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области, органа опеки и попечительства управления социальной защиты населения Южноуральского городского округа о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещены, не явились, причины неявки не сообщили. Судебная коллегия на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционных жалобы и представления, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в части удовлетворения исковых требований ФГКУ "7 ОФПС по Челябинской области" об освобождении нежилого помещения, снятии с регистрационного учета.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что здание пожарного депо, расположенное по адресу: Челябинская область, г. Южноуральск, ул. ****, **** было введено в эксплуатацию в 1979 году, находилось на балансе завода металлоконструкций г. Южноуральска. В целях учета особенности службы в пожарной охране, необходимости проживания начальствующего и рядового состава при пожарном депо в связи с выездами на тушение пожаров и ликвидации аварий в любое время суток решением исполнительного комитета Южноуральского городского совета народных депутатов N 11 от 13 января 1979 г. жилая площадь при пожарном депо завода металлоконструкций по ул. ****, **** г. Южноуральска в составе 10 квартир и 7 комнат была отнесена к служебной жилой площади (л.д.75 т.1).
4
13 января 1983 г. по решению исполнительного комитета Южноуральского городского Совета народных депутатов Челябинской области пожарное депо на 6 автомобилей с жилым домом передано на баланс Управления пожарной охраны (л.д.76 т.1).
На основании постановления Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27 декабря 1991 г. нежилое здание - пожарное депо, расположенное по адресу: Челябинская обл., г. Южноуральск, ул. ****, д. **** находится в федеральной собственности (л.д.69 т.1).
16 июня 1997 г. распоряжением Челябинского областного комитета по управлению государственным имуществом N 501 "О закреплении государственного имущества" здание пожарного депо, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Южноуральск, ул. ****, 17 закреплено на праве оперативного управления за пожарной частью 33 г.Южноуральска Управления государственной противопожарной службы УВД Челябинской области.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области от 25 июня 2010 г. N118-р "О передаче имущества с балансов ПЧ-33, ГГЧ-71 и ГУ ПЧ-33 ГУ МЧС России по Челябинской области" здание по ул. ****, 17 г.Южноуральска закреплено на праве оперативного управления за ГУ "11 ОФПС Челябинской области". Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области от 06 апреля 2011 г. N 124-р нежилое здание -пожарное депо, расположенное по ул. ****, **** г.Южноуральска Челябинской области передано на баланс и закреплено на праве оперативного управления за Государственным учреждением "7 отряд государственной противопожарной службы по Челябинской области" (л.д. 116т.1).
Согласно технического паспорта ОГУП "Обл.ЦТИ" по Челябинской области по состоянию на 17 августа 2010 г. нежилое здание - пожарное депо литера АА1А2АЗА4 является четырехэтажным. Квартиры расположены на 2-ом, 3-ем и 4-ом этажах нежилого здания. Сведения о наличии служебной жилой площади имеются и в техническом паспорте здания по состоянию на 1984 год (л.д.157-175, 251-270 т.1).
Антонов Ю.А. проходил службу в Государственной противопожарной службе с 25 августа 1978 г., уволен 01 апреля 1995 г. по сокращению штатов. В квартиру N **** дома N **** по ул. **** г. Южноуральска Антонов Ю.А. вселен в феврале 1989 года в связи с трудовыми отношениями. 12 марта 1996 г. Антонову Ю.А. на состав семьи 2 человека (сын Антонов А.Ю.) выдан служебный ордер N **** (л.д.22,80,80об.,85-90).
5
01 января 2012 г. ФГКУ "7 ОФПС по Челябинской области" заключили с Антоновым А.Ю. договор найма служебного жилого помещения - квартиры N **** дома N **** по ул. **** г. Южноуральска, сроком на один год (л.д.24,25 т.1).
Принимая решение об удовлетворении исковых требований ФГКУ "7 ОФПС по Челябинской области", суд первой инстанции, исходил из того, что ответчики обязаны освободить занимаемое ими нежилое помещение, и подлежат снятию с регистрационного учета, поскольку спорное помещение является частью нежилого здания пожарного депо, имеет установленное законом назначение, в связи с чем, спорная комната независимо от использования считается нежилым помещением.
Однако с таким выводом суда первой инстанции согласиться нельзя, поскольку он сделан без учета обстоятельств, имеющих значение для дела, противоречит нормам материального права.
Право на жилище закреплено в п. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации, в которой содержится ряд гарантий реализации этого права, в частности принцип невозможности произвольного лишения кого-либо принадлежащего ему жилья. Конституцией Российской Федерации установлено, что никто не может быть лишен имущества иначе как по решению суда. Гражданин может быть выселен из жилого помещения в судебном порядке лишь при наличии оснований, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, соответствующим договором.
На основании ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации, никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
Частью 1 ст. 15 Жилищного кодекса РФ определено, что объектами жилищных прав являются жилые помещения. В силу ч. 1 ст. 17 Жилищного кодекса РФ , жилое помещение предназначено для проживания граждан.
Так как правоотношения по пользованию спорными помещениями возникли до введения в действие Жилищного кодекса РФ, то при разрешении вопроса о возникновении у истцов права пользования следует применять не только нормы Жилищного кодекса РФ, но и нормы Жилищного кодекса РСФСР (ст.5 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
Согласно ч. 1 ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего на
б
момент вселения истцов в указанное жилое помещение) служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделялись, как правило, отдельные квартиры.
Порядок предоставления и пользования служебными жилыми помещениями был установлен ст. 105 Жилищного кодекса РСФСР, частью 2 которой предусматривалось, что такие помещения предоставлялись по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых они находятся; на основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдавался ордер на служебное жилое помещение.
В соответствии с п.п.2.6, 2.9 норм пожарной безопасности НПБ 101-95 "Нормы проектирования объектов пожарной охраны", утвержденных Приказом Главного управления Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел РФ от 30 декабря 1994 г. N 36 территория пожарного депо подразделяется на производственную, учебно-спортивную и жилую зоны. В жилой зоне размещаются: жилая часть здания пожарного депо или жилой дом (служебные квартиры или общежитие), площадки для отдыха и детских игр. Вход в жилую часть здания пожарного депо должен быть расположен на расстоянии не менее 15 м от помещения пожарной техники. С учетом местных условий жилой дом может располагаться вне территории пожарного депо.
Таким образом, здание пожарного депо является имуществом государственной противопожарной службы, в нем организована пожарная часть, само по себе целевое назначение объекта в силу норм пожарной безопасности не исключает наличие жилых помещений, которые имеют статус служебного жилья.
Совокупностью доказательств по делу подтверждается, что жилые помещения в здании пожарного депо фактически предоставлялись гражданам в качестве служебных в связи с трудовыми отношениями. На основании постановления главы администрации г. Южноуральска от 15 февраля 1996 г. N 18 на служебную жилую площадь ПЧ-33 УГПС УВД Челябинской области были выданы служебные ордера (л.д.178 т.1).
Из материалов дел следует, что Антонов Ю.А. был вселен в спорное жилое помещение в связи с трудовыми отношениями с Государственной
7
пожарной охраной. С 1989 года Антонов Ю.А. с семьей проживают в указанном жилом помещении, зарегистрированы по месту жительства, исполняют обязанности по оплате коммунальных услуг. В 1996 году Антонову Ю.А. выдан служебный ордер на занимаемое жилое помещение.
При таких обстоятельствах, учитывая характер спорного правоотношения нормы гражданского законодательства, предусмотренные статьями 301, 304 Гражданского кодекса РФ, в рассматриваемом случае применению не подлежали, вопросы выселения ответчиков из занимаемого ими помещения необходимо разрешать в соответствии с нормами жилищного законодательства РСФСР и РФ, в связи с чем, законных оснований для удовлетворения исковых требований ФГКУ "7 ОФПС по Челябинской области" об освобождении нежилого помещения, у суда первой инстанции не имелось.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса РФ, состоят в соответствии с п.1 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до введения в действие с 01 марта 2005 г. Жилищного кодекса РФ, не подлежали выселению из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения пенсионеры по старости.
В период действия Жилищного кодекса РСФСР, исходя из положений ст. 29 Кодекса, Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Челябинской области, утвержденных решением Челябинского облисполкома и облсовпрофа от 13 ноября 1984 г. N 452 (ред. от 17 марта 1989 г.), Антонов Ю.А. мог быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку проживал в служебном помещении; до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Антонов Ю.А., **** года рождения достиг установленного законом возраста для назначения пенсии по старости, в связи с чем, в силу закона не подлежал выселению без предоставления другого жилого помещения.
Кроме того, как следует из материалов дела Антонов Ю.А. в собственности или на праве пользования другого жилого помещения не
8
имеет. Наличие у Антонова А.Ю. (сына) и Антоновой Н.В. (снохи) на праве собственности 1/2 доли жилого дома по адресу: Увельский район, деревня Копанцево, ул. ****, д. ****, а также квартиры по адресу: Увельский район, п. Увельский, ул. ****, д. ****, кв. ****, на жилищные права Антонова Ю.А. не влияет, поскольку какими-либо правами в отношении указанного недвижимого имущества он не обладает.
Учитывая, что права Антонова А.Ю., Антоновой Н.В., Антоновой Е.А., Антоновой Л.А. производны от прав нанимателя служебного помещения, они также не могут быть выселены из спорного помещения без предоставления другого жилого помещения отдельно от нанимателя.
Вместе с тем, соглашаясь с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении встречных исковых требований Антонова Ю.А. о признании спорного помещения жилым, судебная коллегия не может согласиться с мотивацией такого вывода.
Мотивы, по которым судебная коллегия пришла к выводу, что занимаемое Антоновыми помещение является жилым, приведены в данном определении. Как указано выше, целевое назначение пожарного депо в силу норм пожарной безопасности не исключало наличие в здании пожарного депо служебных жилых помещений, предназначенных для проживания граждан. Предъявление искового требования о признании помещения жилым в данном случае не требовалось, удовлетворение данного требования каких-либо правовых последствий не влечёт, к восстановлению нарушенных прав не приведёт, их защиту не обеспечит.
Поскольку суд первой инстанции неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, а также к возникшим правоотношениям неправильно применены нормы материального права, то такое решение в части удовлетворения исковых требований ФГКУ "7 ОФПС по Челябинской области" об освобождении нежилого помещения, снятии с регистрационного учета не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Учитывая, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, судебная коллегия полагает возможным принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФГКУ "7 ОФПС по Челябинской области" об освобождении нежилого помещения, снятии с регистрационного учета отказать, в остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Антонова Ю.А., Антонова А.Ю., Антоновой Н.В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Антоновой Е.А., Антоновой Л.А. - без удовлетворения.
9
Руководствуясь ст.ст. 328,329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Южноуральского городского суда Челябинской области от 05 июля 2013 года в части удовлетворения исковых требований Федерального Государственного Казенного Учреждения "7 отряд Федеральной противопожарной службы по Челябинской области" отменить. Принять в указанной части новое решение.
В удовлетворении исковых требований ФГКУ "7 отряд Федеральной противопожарной службы по Челябинской области" к Антонову Ю.А., Антонову А.Ю., Антоновой Н.В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Антоновой Е.А., Антоновой Л.А. об освобождении нежилого помещения, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Южноуральск, ул. ****, ****- **** комната **** и снятии с регистрационного учета - отказать.
В остальной части это же решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Антонова Ю.А., Антонова А.Ю., Антоновой Н.В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Антоновой Е.А., Антоновой Л.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.