Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе: председательствующего Турковой Г.Л., судей Кучина М.И., Зариповой Ю.С., при секретаре Шагеевой О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Челябинске "05" сентября 2013 года в зале суда гражданское дело по заявлению Гибадатуллина С.В. об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии Красноармейского района Челябинской области с апелляционной жалобой Гибадатуллина С.В. на решение Красноармейского районного суда Челябинской области от 08 августа 2013 года .
В суд апелляционной инстанции явились Гибадатуллин С.В., его представители адвокат Саранин Е.А., действующий на основании ордера, и Васильев B.C., действующий на основании нотариальной доверенности.
Территориальная избирательная комиссия Красноармейского района Челябинской области в суд апелляционной инстанции своего представителя не направила, о времени и месте рассмотрения жалобы извещена. Дело рассмотрено в отсутствие ее представителя в соответствии со ст. 327 и ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Заслушав доклад судьи Турковой Г.Л. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, пояснения заявителя и его представителей, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гибадатуллин С.В. обратился в территориальную избирательную комиссию Красноармейского района Челябинской области с заявлением о регистрации в качестве кандидата на должность главы Баландинского сельского поселения на выборах 08 августа 2013 года.
Постановлением территориальной избирательной комиссии Красноармейского района Челябинской области от 31 июля 2013 N40/247 N Гибадатуллину С.В. отказано в регистрации со ссылкой на подпункт "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
i
05 августа 2013 года Гибадатуллин С.В. обратился в суд с заявлением об отмене данного постановления, возложении на территориальную избирательную комиссию Красноармейского района Челябинской области обязанности зарегистрировать его в качестве кандидата на должность главы Баландинского сельского поселения. В обоснование требований указал, что причиной отказа послужило то обстоятельство, что адреса избирателей, указанные в подписном листе, указаны не полностью, отсутствуют наименования субъекта Российской Федерации и района. С данным постановлением не согласен, поскольку заявитель был лишен возможности исправить недостатки, время для устранения недостатков ему не было предоставлено. Подписной лист, сданный 29.07.2013 года, в котором недостатки были исправлены, не был рассмотрен избирательной комиссией.
В судебном заседании Гибадатуллин С.В. и его представитель требования поддержали.
Представитель территориальной избирательной комиссии Красноармейского района Челябинской области Цибаняк О.П. в судебном заседании с требованиями не согласилась, пояснила, что отказ в регистрации заявителя в качестве кандидата на должность главы сельского поселения соответствует требованиям закона.
Судом принято решение об отказе в удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе Гибадатуллиным С.В. поставлен вопрос об отмене решения по мотиву нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права. В обоснование требований указал, что избирательной комиссией был продлен срок для подачи документов до 18 часов 29 июля 2013 года. До истечения этого срока и до проведения заседания избирательной комиссии Гибадатуллиным С.В. подан подписной лист от 29.07.2013 года, в котором все недостатки были исправлены, но он не был рассмотрен избирательной комиссией. Избирательная комиссия необоснованно посчитала подписной лист от 29.07.2013 года дополнительным к подписному листу от 26.07.2013 года и не имеющим правового значения. Считает, что кандидат вправе исправить недостатки подписного листа в соответствии с п. 24 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения.
Согласно статье 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
2
референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанного в пункте 16 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 данного Федерального закона решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного Федерального закона, иных требований, предусмотренных этим Федеральным законом, иным законом.
Порядок организации и проведения выборов главы Баландинского сельского поселения также регламентирован Законом Челябинской области от 29.06.2006 года N 36-30 "О муниципальных выборах в Челябинской области".
Согласно ч.1 ст. 20 Закона Челябинской области "О муниципальных выборах в Челябинской области" самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 Федерального закона.
В соответствии с частями 8 и 13 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подписные листы для сбора подписей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность главы муниципального образования изготавливаются и оформляются согласно приложению 6 к настоящему Федеральному закону
В подписном листе, форма которого содержится в приложении N 6, имеется графа "адрес места жительства".
В статье 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" раскрыто понятие адреса места жительства, в силу которого адрес -(наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин
з
Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Судом установлено, что в подписном листе, представленном Гибадатуллиным С.В. 26.07.2013 года в территориальную избирательную комиссию Красноармейского района Челябинской области, в графе "Адрес места жительства" все 10 подписей не содержали данных о наименовании субъекта Российской Федерации и районе, одна подпись - указан несуществующий населенный пункт, одна подпись дана избирателя, личность которого удостоверена водительским удостоверением.
Отказывая в удовлетворении требований Гибадатуллину С.В., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что допущенное заявителем несоответствие требованиям закона об указании места жительства в подписном листе (отсутствие в подписном листе сведений о субъекте Российской Федерации и муниципальном районе) является основанием для отказа в регистрации кандидатом.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции согласна.
В соответствии со ст. 22 Закона Челябинской области "О муниципальных выборах в Челябинской области" в поддержку выдвижения кандидатов на должности выборных должностных лиц по муниципальному избирательному округу в порядке, установленном настоящим Законом, необходимо собрать подписи в количестве 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа в соответствии с Федеральным законом, но не менее 10 подписей.
Для регистрации кандидат не ранее чем через 10 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов и не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в соответствующую комиссию муниципального образования пакет документов, в том числе подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, протокол об итогах сбора подписей избирателей в двух экземплярах по форме, установленной комиссией муниципального образования.
Соответствующая избирательная комиссия до регистрации кандидатов проводит проверку соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, собранных в поддержку кандидата. В случае, если количество подписей не превышает 1000 подписей, проверке подлежат все представленные подписи (ст. 23 Закона Челябинской области "О муниципальных выборах в Челябинской области").
4
Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 30 Постановления от 31.03.2011 года N 5 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" под адресом места жительства избирателя, участника референдума в соответствии с подпунктом 5 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Адрес места жительства, который должен быть указан в подписном листе независимо от уровня выборов, референдума, может не содержать всех указанных выше реквизитов с учетом фактических особенностей места жительства избирателя, участника референдума. Так, соответствующие сведения не указываются при отсутствии наименования улиц в населенных пунктах и (или) нумерации домов, квартир, а также наименования населенного пункта, например, в случае проживания гражданина в межселенной территории.
Форма подписного листа для лиц, выдвинутых кандидатами на выборную должность местного самоуправления, установлена законом. Этой формой подписного листа предусмотрено обязательное указание в сведениях о месте жительства кандидата, помимо иных сведений, наименование субъекта Российской Федерации и муниципального района.
Из анализа приведенных выше норм законодательства следует, что необходимость указания в подписных листах в адресах места жительства избирателей и кандидата наименование субъекта Российской Федерации и наименование района является безусловным требованием федерального законодательства, обязательного для исполнения всеми участниками избирательного процесса.
Между тем приведенные обстоятельства в отношении избирателей в подписном листе, представленном заявителем, отсутствуют.
В связи с изложенным является правильным суждение суда первой инстанции о том, что отсутствие в графе "адрес места жительства" избирателей наименования субъекта Российской Федерации и наименование района является основанием для признания таких подписей недействительными и как следствие влечет отказ в регистрации кандидата на выборную должность.
5
В соответствии с частью 2 статьи 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции допущены нарушения норм материального и процессуального права противоречат материалам дела, основан на ошибочном толковании законодательства о выборах и не может служить основанием к отмене постановленного по делу решения.
Ссылка заявителя на то, что избирательная комиссия лишила его возможности исправить недостатки подписных листов, не приняла во внимание подписной лист, сданный заявителем в избирательную комиссию 29 июля 2013 года, в котором эти недостатки были устранены, не может служить основанием к отмене оспариваемого решения избирательной комиссии. Эти доводы обоснованно отвергнуты судом первой инстанции, так как указанные выше действия не повлияли и не могли повлиять на результаты проверки подписных листов. Внесение изменений, или доработка, или исправление недостатков подписных листов после их сдачи в избирательную комиссию, как правильно указал суд, законом не предусмотрены и у избирательной комиссии не имеется обязанности извещать лиц, подавших документы для регистрации, в порядке, предусмотренном п. 1.1 ст. 38 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", о наличии недостатков в подписных листах с целью их исправления.
Довод апелляционной жалобы о том, что в нарушение п. 24 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательная комиссия не рассмотрела и не учла предоставленного Гибадатуллиным СВ. подписного листа от 29.07.2013 года, в котором все недостатки были исправлены, основан на ошибочном толковании федерального закона.
Довод апелляционной жалобы о нарушении судом требований процессуального закона является несостоятельным. Перечень оснований к отмене решения по процессуальным мотивам приведен в ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ и является исчерпывающим. По смыслу ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, заявляя о нарушении процессуальных требований, сторона должна доказать, что такое нарушение привело или могло привести к неправильному разрешению спора. На обстоятельства, являющиеся безусловным основанием к отмене судебного решения в связи с допущенными судом процессуальными нарушениями, а также ссылок на иные нарушения процессуальных требований автор жалобы не ссылается, их не приводит.
6
С учетом изложенного судебная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного решения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красноармейского районного суда Челябинской области от 08 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гибадатуллина С.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
7
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.