Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Малоедовой Н.В.,
судей Щелокова Ю.Г., Щербаковой Е.А.
с участием прокурора Минкиной Л.В.
при секретаре Юсупове Р.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 сентября 2013 года в городе Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе администрации города Челябинска на решение Центрального районного суда г.Челябинска от 08 июля 2013 года по иску прокурора Ленинского района г.Челябинска в интересах Семенова Сергея Андреевича к Правительству Челябинской области о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору специализированного найма.
Заслушав доклад судьи Малоедовой Н.В. об обстоятельствах дела, возражения прокурора, Семенова С.А. относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района г. Челябинска в интересах Семенова С.А. обратился в суд с иском к Правительству Челябинской области о возложении обязанности предоставить Семенову С.А., *** года рождения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в виде жилого дома либо квартиры по договору найма специализированных жилых помещений, общей площадью не менее 18 кв.м., в черте г. Челябинска.
В обосновании иска указал, что Семенов С.А. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2011 году он был определен в ГОУ НПО "Профессиональный лицей N 10" Ленинского района г. Челябинска на полное государственное обеспечение. Распоряжением главы администрации Ленинского района г. Челябинска N 1430 от 11 сентября 2012 г. Семенов С.А., как лицо из числа детей-сирот принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по списку воспитанников детских учреждений. До 15 июня 2012 г. Семенов С.А. обучался в ГОУ НПО "Профессиональный лицей N 10" Ленинского района г. Челябинска, с G3 июля 2012 г. является воспитанником МБУ СО "Центр постинтернатной адаптации" г. Челябинска, жилого помещения не имеет, зарегистрирован по месту пребывания по адресу: г. Челябинск, ул. ***, д. 11.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика
привлечена администрация г. Челябинска.
Истец Семенов С.А. в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика - администрации г. Челябинска, третьего лица - администрации Ленинского района г. Челябинска Огнетова Ю.В. в судебном заседании иск не признала, ссылаясь на то, что в настоящее время специализированный жилищный фонд, предназначенный для обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот не сформирован.
Прокурор Ленинского района г. Челябинска, представители третьих лиц - Министерства финансов Челябинской области, УФК по Челябинской области, Правительства Челябинской области при надлежащем извещении участия в судебном заседании не принимали.
Суд постановил решение, которым исковые требования удовлетворил. Обязал администрацию г. Челябинска предоставить Семенову С.А., *** года рождения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в виде жилого дома либо квартиры по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 18 кв.м., в черте г. Челябинска.
В апелляционной жалобе администрация г. Челябинска просит решение суда отменить ввиду неправильного применения норм материального права. Ссылается на невозможность предоставления жилого помещения специализированного фонда, в связи с тем, что специализированный жилищный фонд, предназначенный для обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот до настоящего времени не сформирован, суд не учел, что жилое помещение предоставляется органом местного самоуправления, исходя из даты включения детей-сирот в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями, предоставление Семенову С.А. жилого помещения без учета указанной даты будет нарушать права других лиц, состоящих в указанных списках.
Представители администрации г.Челябинска, администрации Ленинского района Челябинска, Министерства финансов Челябинской области, УФК по Челябинской области, Правительства Челябинской области о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещены, не явились, причины неявки не сообщили. Судебная коллегия на основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав объяснения прокурора, Семенова С.А., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит
2
оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Семенов С.А., *** года рождения, относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Семенова С.А. - Л.О.В ... умерла *** г., отец Семенова С.А. - С.А.А. умер *** года (л.д.9,10,12,13,14).
Распоряжением Главы администрации Ленинского района г.Челябинска от 25 мая 2011 г. N 716 Семенов С.А. определен в образовательную организацию - ГОУ НПО "Профессиональный лицей N 10" Ленинского района г.Челябинска на полное государственное обеспечение (л.д. 15).
Распоряжением Главы администрации Ленинского района г.Челябинска от 18 августа 2011 г. N 1140 за Семеновым С.А. признано право на внеочередное получение жилого помещения. С 11 сентября 2012 г. Семенов С.А. состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договора социального найма, в администрации Ленинского района г. Челябинска (л.д. 16,20).
В июне 2012 года Семенов С.А. закончил обучение в ГБОУ СПО ССУЗ "Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства" (ранее ГОУ НПО "Профессиональный лицей N 10"), на праве собственности жилых помещений не имеет, был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: г.Челябинск, ул. ***, д. 11 (л.д.11,17,18,19,21,22,23,24).
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации,
з
\0)
однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом указанного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 указанной статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7 статьи 8 Закона).
В силу статьи 5 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусмотренные указанным Законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Закона Челябинской области от 22 декабря 2005 г. N 442-30 (в редакции 31 января 2013 г.) "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению названной категории граждан жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий обеспечивается за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного фонда компенсаций, создаваемого в составе областного бюджета (статья 6 Закона).
Решением Челябинской городской Думы от 25 октября 2005 г. N 7/9 "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения на территории муниципального образования "Город Челябинск" установлена норма предоставления 18 кв.м. общей площади на 1 человека.
Удовлетворяя исковые требования прокурора Ленинского района
4
г.Челябинска в интересах Семенова С.А. о предоставлении жилого помещения, суд исходил из того, что Семенов С.А. относится к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного за ним жилого помещения, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, которое ему до настоящего времени не предоставлено, в связи с чем, имеет право на получение благоустроенного жилого помещения, расположенного на территории г. Челябинска, общей площадью не менее 18 кв.м., по договору найма специализированного жилого помещения, а обязанность по предоставлению жилого помещения Семенову С.А. должна быть возложена на администрацию г. Челябинска за счет средств бюджета Челябинской области.
Судебная коллегия с указанным выводом суда согласна, он соответствует фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам, требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы о том, что жилое помещение предоставляется органом местного самоуправления по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исходя из даты включения их в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями, предоставление Семенову С.А. жилого помещения без учета указанной даты будет нарушать права других лиц, состоящих в указанных списках, не состоятельны.
Поскольку Семенов С.А., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, принадлежащее ему право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма не реализовал, на него распространяется действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ).
По смыслу приведенных выше правовых норм, основанием возникновения права на получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
5
m
родителей" право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, не поставлено в зависимость от даты включения в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Наличие указанного списка и включение в него Семенова С.А. не может являться препятствием для защиты его жилищных прав.
Указание в жалобе на отсутствие специализированного жилищного фонда, предназначенного для обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот, основанием для отмены решения суда не является и как правильно указал в решении суд первой инстанции не освобождает администрацию г. Челябинска от возложенной на нее законом обязанности по предоставлению жилого помещения указанной категории лиц.
Иных доводов и обстоятельств, способных повлиять на существо принятого по делу решения, апелляционная жалоба не содержит, оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328,329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Челябинска от 08 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Челябинска - без удовлетворения.
/У /
Председательствующий ЛШ(///г
Судьи
б
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.