Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судей
с участием прокурора при секретаре
Скрябиной С.В.,
Аброськиной Е.А., Галимовой P.M., Минкиной Л.В.,
Калевой Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 27 сентября 2013 года в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства социальных отношений Челябинской области на решение Курчатовского районного суда г. Челябинска от 26 июля 2013 года.
Заслушав доклад судьи Скрябиной С.В. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, пояснения прокурора, считавшего апелляционную жалобу, не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Верхнего Уфалея Челябинской области обратился в суд в интересах Трубановой А.Ф. с иском к Государственному учреждению Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов "Импульс", о возложении обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение за 2011 год.
В обоснование иска указал, что Турбанова А.Ф. является ****, бывшим несовершеннолетним узником фашизма, в связи с чем имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на получение путевки на санаторно-курортное лечение. 16 июня 2011 года истица обратилась в адрес ответчика с заявлением о предоставлении такой путевки, однако до настоящего времени ею не обеспечена.
Впоследствии по ходатайству прокурора ответчик был заменен на Министерство социальных отношений Челябинской области и переведен в состав третьих лиц.
В судебном заседании суда первой инстанции прокурор на исковых требованиях настаивал.
Истица Трубанова А.Ф в суд не явилась.
Представитель ответчика Шикина Д.Г., действующая на основании
доверенности, иск не признала, указал, что Трубанова А.Ф. отказалась от набора социальных услуг в части предоставления санаторно-курортного лечения, в связи с чем была исключена из областного реестра по обеспечению путевками.
Представители третьих лиц, Государственного учреждения Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов "Импульс", и Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в г. Верхнем Уфалее Челябинской области, в суд не явились.
Решением суда требования прокурора были удовлетворены, на Министерство социальных отношений Челябинской области возложена обязанность предоставить Трубановой А.Ф. путевку на санаторно-курортное лечение за 2011 год. При этом суд указал, что истица действительно отказалась от получения набора социальных услуг в мае 2011 года, но на 2012 год, что не свидетельствует о том, она утратила право на получение санаторно-курортного лечения за 2011 год.
Министерство социальных отношений Челябинской области в апелляционной жалобе требует отмены судебного решения, настаивая на том, что ввиду отказа заявителя от набора социальных услуг Трубанова А.Ф. утратила право на получение путевки на санаторно-курортное лечение и правомерно была исключена из областного реестра. Кроме того, просило обратить внимание, что путевки на санаторно-курортное лечение предоставляются гражданам в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления. Внеочередное предоставление путевки повлечет за собой нарушение прав других граждан.
Прокурором Курчатовского района г. Челябинска на данную апелляционную жалобу поданы письменные возражения, где указано на необоснованность доводов ответчика, несоответствие их нормам материального права.
Стороны и третьи лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции при надлежащем извещении не явились, в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ и с учетом мнения прокурора судебная коллегия сочла возможным провести судебное заседание без их участия.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения суда не находит.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Трубановой А.Ф. установлена **** бессрочно по причине общего заболевания (л.д. 10).
16 июня 2011 года Трубанова А.Ф. обратилась в Государственное учреждение Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов "Импульс" с заявлением о предоставлении ей путевки на
санаторно-курортное лечение на 2011 год в соответствии с рекомендуемым профилем лечения согласно медицинскому заключению. К заявлению была приложена медицинская справка для получения путевки формы N **** от 16 июня 2011 года, выданная Центральной городской больницей г. Верхнего Уфалея (л.д. 58).
23 мая 2011 года Трубанова А.Ф. обратилась в Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в г. Верхнем Уфалее Челябинской области с заявлением об отказе с 1 января 2012 года от получения набора социальных услуг, предусмотренного частью 1 статьи 6.2. Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (л.д. 39).
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.
Статьей 6.2 названного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
В силу пункта 3.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328, обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации.
В соответствии с пунктом 3.3 этого Порядка путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.
При наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в
исполнительные органы Фонда (пункт 3.7 Порядка).
Согласно пункту 3.9 Порядка исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения.
В соответствии с утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2010 года N 2428-р Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Челябинской области полномочия по предоставлению мер социальной защиты инвалидов переданы Правительству Челябинской области с 01 января 2011 года.
Решение задач по выработке и реализации на территории Челябинской области единой государственной социальной политики в сфере предоставления мер социальной поддержки, оказания различных видов государственной социальной помощи и социального обслуживания населения Челябинской области возложены на Министерство социальных отношений Челябинской области - орган исполнительной власти Челябинской области.
Порядок предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение утвержден постановлением Правительства Челябинской области от 18 апреля 2011 года N 95-П, согласно пункту 5 которого организацию работы с гражданами по месту жительства по приему и оформлению документов на получение санаторно-курортных путевок осуществляет Министерство социальных отношений Челябинской области или уполномоченное им учреждение.
Приказом N 22 от 27 января 2011 года Министерство социальных отношений Челябинской области наделило Областное казенное государственное учреждение "Государственное учреждение Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов "Импульс" полномочиями по оказанию государственной социальной помощи в части предоставления санаторно-курортного лечения инвалидам.
Порядком предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение, утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от 18 апреля 2011 года N 95-П, предусмотрена обязанность инвалида подать заявление в уполномоченный орган и приложить необходимые документы (пункт 6) и обязанность уполномоченного органа рассмотреть заявление инвалида и принять соответствующее решение.
Согласно части второй статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.
В случае если гражданин в течение календарного года приобрел право
на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
В случае если гражданин в течение календарного года утратил право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с 1 января до даты утраты гражданином права на получение социальных услуг.
Указанная норма направлена на определение срока, в пределах которого государство гарантирует гражданину реализацию его прав. Неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.
Из буквального толкования приведенных норм права следует, что обратившись с заявлением об отказе от набора социальных услуг 23 мая 2011 года, истица тем самым утратила право на получение указанного вида государственной социальной помощи с 1 января 2012 года на 2012 календарный год. Поскольку истица не реализовала такое право в 2011 году, суд правомерно возложил на ответчика обязанность предоставить Трубановой А.Ф. путевку на санаторно-курортное лечение за 2011 год.
Министерство социальных отношений Челябинской области не может быть освобождено от исполнения возложенной на него законом обязанности, в том числе и по истечению календарного года, установленного для предоставления гражданам социальных услуг частью второй статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Согласно пункту 12 Порядка предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение, утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 18 апреля 2011 года N 95-П, решение о предоставлении санаторно-курортных путевок гражданам принимается Министерством социальных отношений Челябинской области. На основании решения Министерства уполномоченный орган (учреждение) осуществляет выдачу санаторно-курортных путевок гражданам, включенным в областной реестр граждан, согласно очередности и в соответствии с рекомендуемым профилем лечения (пункт 13).
Принимая во внимание, что истец своевременно обратился с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, суд пришел к верному выводу о том, что ей не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета, поскольку установив федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов
путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла на себя обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.
Недостаточность финансирования и большое количество лиц, имеющих право на данный вид льгот, при наличии у гражданина права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение не являются основанием для отказа в судебной защите таких прав.
Из анализа действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, не следует, что право инвалида на получение санаторно-курортного лечения в качестве средства реабилитации ставится в зависимость от наличия или отсутствия в данном регионе иных лиц, нуждающихся в таком лечении. В Законе также нет положения о реализации гражданином такого права в порядке очередности. По смыслу вышеназванных норм материального права санаторно-курортное лечение как средство реабилитации инвалида при наличии медицинских показаний должно предоставляться ежегодно и без каких-либо условий.
В связи с изложенным доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене решения, поскольку правильность выводов суда не опровергают.
При указанных обстоятельствах оснований к отмене принятого судом решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Курчатовского районного суда г. Челябинска от 26 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социальных отношений Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.