Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.,
судей Метелёвой Г.Н., Шушкевич О.В.,
с участием прокурора Минкиной Л.В.,
при секретаре Нечет Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Челябинске в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства социальных отношений Челябинской области на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 12 июля 2013 года.
Выслушав доклад судьи Давыдовой Т.И. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, прокурора, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Златоуста Челябинской области, действующий в интересах Петрова В.А., обратился в суд с иском к Министерству социальных отношений Челябинской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за 2012 год, возложении обязанности предоставить истцу путевку на санаторно-курортное лечение за 2012 год.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Петрова В.А. является инвалидом второй группы по общему заболеванию, имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе право на получение путевки на санаторно-курортное лечение. 28 декабря 2012 года Петров В.А. обратился с заявлением о предоставлении ему санаторно-курортной путевки, однако обеспечен ею не был.
В судебном заседании Петров В.А. участие не принимал, прокурор г. Златоуста Челябинской области - Осадчая О.Д. иск поддержала.
Представитель ответчика Богданова А.В. исковые требования не признала, сославшись на то, что предоставление истцу вне очереди путёвки нарушит права других граждан инвалидов, право на получение санаторно-курортных путевок у которых возникло ранее.
2
Представитель третьего лица Государственного учреждения Челябинской области реабилитационно-физкультурного центра инвалидов "Импульс" в судебном заседании участие не принимал.
Суд принял решение, которым признал незаконным бездействие Министерства социальных отношений Челябинской области, выразившееся в непредоставлении Петрову В.А. путевки на санаторно-курортное лечение за 2012 год, и возложил на ответчика обязанность предоставить Петрову В.А. путевку на санаторно-курортное лечение за 2012 год.
В апелляционной жалобе представитель Министерства социальных отношений Челябинской области просит решение суда отменить ввиду неправильного применения норм материального права. Считает, что вывод суда, обязывающий вне очереди предоставить истцу путевку на санаторно-курортное лечение, повлек нарушение законных прав других граждан-инвалидов, наравне с истцом нуждающихся в данном виде лечения и ожидающих предоставления услуги в виде обеспечения санаторно-курортным лечением.
Истец Петров В.А., представитель ответчика о времени и месте рассмотрения дела извещены, в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что Петров В.А. с 27 декабря 2011 года является инвалидом второй группы по общему заболеванию и имеет право на льготы, установленные Законом Российской Федерации "О государственной социальной помощи". 28 декабря 2012 года Петров В.А. обратился в Государственное учреждение Челябинского областного реабилитационного центра инвалидов "Импульс" с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за 2012 год, приложив медицинскую справку о нуждаемости в таком лечении формы N 070-у-04 от 27 декабря 2012 года. Истец был поставлен в очередь граждан, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, однако санаторно-курортное лечение ему предоставлено не было.
Разрешая спор и возлагая на Министерство социальных отношений Челябинской области обязанность предоставить истцу санаторно-курортную путевку за 2012 год, суд первой инстанции правильно указал, что истец своевременно обратился к ответчику с заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, в предоставлении государственной социальной помощи ему не может быть
3
отказано.
Выводы суда первой инстанции основаны на правильно установленных обстоятельствах, имеющих значение для дела, оценке доказательств, произведенной по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормах закона и мотивированы судом.
Довод апелляционной жалобы о том, что внеочередное предоставление Петрову В.А. путевки на санаторно-курортное лечение ущемляет права других граждан, имеющих такое же право на государственную социальную помощь, не является основанием для отмены решения суда.
В соответствии со ст.7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ст. 6.1 Федерального закона Российской Федерации "О государственной социальной помощи" от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды.
Согласно ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона Российской Федерации "О государственной социальной помощи" в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 закона, набора социальных услуг включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санитарно-курортное лечение.
В силу п. 3.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328, обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации.
В соответствии с утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 2428-р Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Челябинской области полномочия по предоставлению мер социальной защиты инвалидов переданы Правительству Челябинской области с 01 января 2011 года.
Решение задач по выработке и реализации на территории Челябинской области единой государственной социальной политики в сфере
предоставления мер социальной поддержки, оказания различных видов государственной социальной помощи и социального обслуживания населения Челябинской области возложены на Министерство социальных отношений Челябинской области - орган исполнительной власти Челябинской области.
Порядок предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение утвержден постановлением Правительства Челябинской области от 18 апреля 2011 года N 95-П, согласно пункту 5 которого организацию работы с гражданами по месту жительства по приему и оформлению документов на получение санаторно-курортных путевок осуществляет Министерство социальных отношений Челябинской области или уполномоченное им учреждение.
Приказом N 22 от 27 января 2011 года Министерство социальных отношений Челябинской области наделило Центр "Импульс" полномочиями по оказанию государственной социальной помощи в части предоставления санаторно-курортного лечения инвалидам.
Порядком предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение, утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от 18 апреля 2011 года N 95-П, предусмотрена обязанность инвалида подать заявление в уполномоченный орган и приложить необходимые документы (п. 6) и обязанность уполномоченного органа рассмотреть заявление инвалида и принять соответствующее решение.
В соответствии с постановлением Правительства Челябинской области от 18 июля 2012 года N 392-П "Об Административном регламенте предоставления государственной услуги "Предоставление при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение", органом, предоставляющим услугу, является Министерство социальных отношений Челябинской области. В пределах своих полномочий в предоставлении государственной услуги участвует Центр "Импульс" в части приема документов, необходимых для предоставления государственной услуги и выдачи путевок на санаторно-курортное лечение (п. 8 раздел 2). Предоставление государственной услуги осуществляется в следующие сроки: принятие решения о постановке заявителя на учет в качестве нуждающегося в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение - не более 10 рабочих дней; принятие решения о предоставлении заявителю санаторно-курортной путевки - не более 10 рабочих дней со дня получения Минсоцотношений заявки Центра "Импульс" о потребности в предоставлении санаторно - курортных путевок; выдача заявителю путевки -не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты
5
заезда в санаторно-курортное учреждение (п.9 раздел 2).
Принимая во внимание, что истец своевременно обратился к ответчику с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, он был поставлен на учет в качестве нуждающегося, сроки предоставления путевки истекли, то ему не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на необходимость соблюдения очередности.
Согласно ч.2. ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.
В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
В случае, если гражданин в течение календарного года утратил право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с 01 января до даты утраты гражданином права на получение социальных услуг.
Указанная норма направлена на определение срока, в пределах которого государство гарантирует гражданину реализацию его прав. Неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.
Из анализа действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, не следует, что право инвалида на получение санаторно-курортного лечения в качестве средства реабилитации ставится в зависимость от наличия или отсутствия в соответствующем регионе иных лиц, нуждающихся в таком лечении, а также то, что такое право реализуется гражданином в порядке очередности. Санаторно-курортное лечение как средство реабилитации инвалида при наличии медицинских показаний должно предоставляться в рамках календарного года без каких-либо условий.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено. Апелляционная жалоба не содержит каких-либо обстоятельств неисследованных судом первой инстанции, направлена на переоценку выводов суда, оснований для
которой не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 12 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социальных отношений Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.