Судья Челябинского областного суда Майорова Е.Н., рассмотрев жалобу Слеповой З.Ф. на решение судьи Катав-Ивановского городского суда Челябинской области от 12 сентября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора "Муниципального учреждения культуры муниципального объединения библиотек Катав-Ивановского муниципального района" Слеповой З.Ф.
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Отдела надзорной деятельности N 4 по пожарному надзору М.К.Р. от 23 июля 2013 года N 433/434/435 должностное лицо - директор "Муниципального учреждения культуры муниципального объединения библиотек Катав-Ивановского муниципального района" (далее- МУК "МБО") - Слепова З.Ф. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основание части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Решением судьи Катав-Ивановского городского суда Челябинской области от 12 сентября 2013 года указанное постановление оставлено без изменений, жалоба Слеповой З.Ф. оставлена без удовлетворения.
В жалобе, поданной в областной суд, Слепова З.Ф. просит отменить судебное решение в виду его незаконности. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что практически все нарушения, указанные в протоколах N 433, 434 435 от 06.06.013 г. были устранены в кратчайшие сроки в соответствии отчетом, приложенным к жалобе. В материалах дела имеются все доказательства, свидетельствующие об устранении нарушений: копии приказов, удостоверений, сертификатов и др, которые были представлены суду первой инстанции и не были приняты во внимание судом. Указывает, что в помещении библиотеки отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара, здание библиотеки не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией. Поскольку данные работы требуют больших финансовых затрат, денежные средства отсутствуют, а
19
2
МУК "МОБ", являющееся казенным предприятием не имеет собственных средств и финансируется на основание бюджетной сметы. Распоряжаться средствами, полученными от различных видов деятельности МУК "МБО" не вправе, так как Постановлением Администрации Катав-Ивановского муниципального района от 23.12.2011 года N 1437 в Устав МУК "МБО" внесены изменения в ст. 3.15 "Доходы от приносящей доход деятельности в полном объеме поступают в район бюджета". Ссылается на применение ст. 2.9 КоАП РФ, которая предусматривает возможность освобождения судом от административной ответственности и просит ограничиться устным замечанием.
В судебное заседание Слепова З.Ф., представитель Отдела надзорной деятельности N 4 по пожарному Л.М.А. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дел в полном объеме, судья областного суда находит постановление и решение судьи районного суда не подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 06 июня 2013 года в 16.15 часов в помещении библиотеки, расположенной по адресу: Челябинская область, г. Катав-Ивановский район, с. Серпиевка ул. ***, 34 а, - директор МУК "МБО" Слепова З.Ф. допустил следующие нарушения требований пожарной безопасности согласно протоколу об административном правонарушении N 433:
- в нарушение N184-ФЗ от 27.12.2002 г. ст. 46; ФЗ N 123 от 22.07.08 г. ч.1 ст. 151; Правил противопожарного режима в РФ п.З; Приказа МЧС РФ от 12.12.2007 г. N 645 п.п.31, 32, 34, 36 - не организовано изучение минимума пожарно-технических знаний руководителя, ответственного за пожарную безопасность не реже одного раза в три года, (фактически обучение пройдено руководителем, ответственным за пожарную безопасность в 2009 году).
- в нарушение N184-ФЗ от 27.12.2002 г. ст. 46; ФЗ N 123 от 22.07.08 г. ч.1 ст. 151; Правил противопожарного режима в РФ п.З; Приказа МЧС РФ от 12.12.2007 г. N 645 п.40 - не проводится обучение по специальным программа пожарно-технического минимума непосредственно в организации руководителем организации или лицом, назначенным приказом (распоряжением) руководителя организации, ответственным за пожарную безопасность, имеющим соответствующую подготовку.
- в нарушение N184-ФЗ от 27.12.2002 г. ст. 46 п. 1; ФЗ N 123 от 22.07.08 г. ч.1 ст. 151; Правил противопожарного режима в РФ п.З - руководителем организации не определен порядок и срок проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума.
- в нарушение N184-ФЗ от 27.12.2002 г. ст. 46; ФЗ N 123 от 22.07.08 г. ч.1 ст. 151; Приказа МЧС РФ от 12.12.2007 г. N 645 п. 10, приложение 1 - о проведении вводного, первичного, повторного, внепланового, целевого
3
противопожарного инструктажа не делается запись в журнале учета проведения инструктажей по пожарной безопасности с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.
-в нарушение N184-ФЗ от 27.12.2002 г. ст. 46 п. 1; N 123 -ФЗ от 22.07.08 г. ст. 151 п.1; Правил противопожарного режима в РФ п.2, 460, 461, 462 -руководителем организации не утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII Правил противопожарного режима в РФ.
- в нарушение ст.46 ФЗ 184 от 06.12.2011г., ФЗ N123 от 22.07.2008г. ч.1 ст. 151,; ГОСТ Р 12.04.026; Правил противопожарного режима в РФ п.33; СП 9.131.20.2009 п.4.2.3. - в помещении библиотеки на путях эвакуации отсутствуют знаки пожарной безопасности выполненные в соответствии с ГОСТР 12.4.026
- в нарушение N184-ФЗ от 27.12.2002 г. ст. 46 п.1; N 123- ФЗ от 22.07.08 г. ст. 151 п.1; Приказа МЧС РФ от 12.12.2007 г. N 645 п. 14 - вводный инструктаж не проводится по программе, разработанной с учетом требований стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности
- в нарушение N184-ФЗ от 27.12.2002 г. ст. 46 п.1; N 123- ФЗ от 22.07.08 г. ст. 151 п.1; Приказа МЧС РФ от 12.12.2007 г. N 645 п. 13 - вводный инструктаж не проводится в специально оборудованном помещении с использованием наглядных пособий и учебно-методических с материалов.
- в нарушение N184-ФЗ от 27.12.2002 г. ст. 46 п.1; N 123- ФЗ от 22.07.08 г. ст. 151 п.1; Приказа МЧС РФ от 12.12.2007 г. N 645 п. 13 -первичный противопожарный инструктаж не проводится по программе, разработанной с учетом требований стандартов, правил, норм и инструкций по пожранной безопасности
Перечисленные нарушения требований пожарной безопасности подпадают под действие части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей административную ответственность для должностных лиц в виде предупреждения или административного штрафа от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Согласно протоколу об административном правонарушении N 434 в нарушение Правил противопожарного режима в РФ п. 70 - руководитель организации не обеспечил объект огнетушителями согласно приложениям N 1 и 2.
Данное нарушение требований пожарной безопасности подпадает под действие части 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей
административную ответственность для должностных лиц в виде предупреждения или административного штрафа от шести тысяч до
4
пятнадцати тысяч рублей.
Согласно протоколу об административном правонарушении N 435: в нарушение N184-ФЗ от 27.12.2002г. ст.46 п.1; N 123 - ФЗ от 22.07.08г. ст. 151 п. 1; НПБ 104-03 п.4.1 таб.1, п.5.1 таб.2 п.п.14 - В помещении библиотеки отсутствует система оповещения и управления эвакуации людей в случае пожара; в нарушение N 184-ФЗ от 27.12.2002г. ст. 46; ФЗ N123 от 22.07.08г. ч. 1 ст. 151; НПБ 110.03 таблица 3 п.38; СП 5.13130.2009 таблица 1 п.9. -Помещение библиотеки не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией.
Согласно части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
Факт допущенных нарушений правил пожарной безопасности и виновность Слеповой З.Ф. подтверждены представленными в дело доказательствами: сведениями, указанными в протоколах об административных правонарушениях, актом проверки от 06 июня 2013 года и иными материалами дела, а также пояснениями, которые получили надлежащую оценку при вынесении постановления и решения.
Исходя из собранных доказательств в их совокупности и установленных по делу обстоятельств, вывод судьи городского суда о том, что директора МУК "МБО" Слепова З.Ф. не исполнила надлежащим образом свои обязанности по обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации помещений, сомнений не вызывает.
Так, в силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Статьей 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ предусмотрено, что руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной
защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; и иные требования. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 38 названного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Согласно пункта 10 ППБ собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в т.ч. руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Следовательно, Слепова З.Ф., будучи руководителя учреждения, является субъектом ответственности за нарушения требований пожарной безопасности, в том числе той её разновидности, которая предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы судьи городского суда о доказанности вины Слеоповой З.Ф. в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются правильными и сделаны с учетом всех имеющихся в материалах дела доказательств, которые получили надлежащую оценку в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании всестороннего, полного, объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Доводы заявителя о том, что практически все нарушения, указанные в протоколах N 433, 434, 435 от 06.06.2013 г. были устранены в кратчайшие сроки, что отражено в отчете, приложенным к жалобе повлиять на обоснованность выводов судьи городского суда не могут. По сути, выявленные нарушения имели место, и Слепова З.Ф. данный факт не оспаривала. В представленном отчете, приложенном к жалобе, достоверных доказательств устранения нарушений правил пожарной безопасности судье областного суда не представлено.
Указание в жалобе, что в помещении библиотеки отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара и здание библиотеки не оборудование автоматической сигнализацией, поскольку данные работы требуют больших финансовых затрат, денежные средства
6
отсутствуют, а МУК "МОБ" являющееся казенным предприятием не имеет собственных средств и финансируется на основании бюджетной сметы. Распоряжается средствами, полученными от различных видов деятельности МУК "МБО" не вправе, так как Постановлением Администрации Катав-Ивановского муниципального района от 23.12.2011 года N 1437 в Устав МУК "МБО" внесены изменения в ст. 3.15 "Доходы от приносящей доход деятельности в полном объеме поступают в район бюджета" не может повлечь отмены вынесенного решения.
Данный довод проверялся судом первой инстанцией и судья городского суда пришел к обоснованному выводу о том, что указанные заявителем обстоятельства не являются основанием для освобождения от выполнения требований по пожарной безопасности.
Вместе с тем ссылка в жалобе на то, что совершенное Слеповой З.Ф ... деяние само по себе не содержит каких - либо опасных угроз для личности, общества или государства не свидетельствует о малозначительности совершенного ей административного правонарушения и не может служить основанием для применения ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и освобождения Слеповой З.Ф. от административной ответственности.
Довод, что наименьшей мерой наказная за административное правонарушение предусмотренной чЛ ст. 20.4 КоАП РФ, является предупреждение, в связи с чем полагает возможным назначение данного вида наказания, основано на ином, субъективном понимании заявителем норм права.
Как следует из материалов дела Слепова 3. Ф. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
В соответствии с с ч.2 ст. 4.4. КоАП РФ административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания. Закон содержит уточнение данного правила применительно к отдельным видам административных наказаний. Во-первых, исключается возможность назначения административного наказания в виде предупреждения. Наказание назначается в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения, если одной из санкций предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения. Во-вторых, при наличии штрафных санкций избирается та, которая предусматривает наибольший размер административного штрафа в денежном выражении.
Следовательно, Слеповой З.Ф. совершив административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена 1, 2 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же субъекту административной юрисдикции, обоснованно привлечена к
7
административной ответственности с назначением административного наказания в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания.
Доводы, изложенные в жалобе, направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у судьи областного суда в силу положений статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Административное наказание за совершение административного правонарушения назначено в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Процессуальных нарушений в ходе производства по данному делу об административном правонарушении, в том числе тех, на которые ссылается податель жалобы, органом государственного пожарного надзора и судьей районного суда не допущено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу не установлено, добытые доказательства получены с соблюдением требований статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются вполне достаточными и допустимыми для выводов о виновности Афанасьева А.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, требования жалобы, об отмене состоявшегося по делу решения не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Челябинского областного суда
РЕШИЛ:
решение судьи Катав-Ивановского городского суда Челябинской области от 12 сентября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора "Муниципального учреждения культуры муниципального объединения библиотек Катав-Ивановского муниципального района" Слеповой З.Ф. оставить без изменения, жалобу Слеповой З.Ф. - без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.