Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу защитника ООО "Теплотрест" Дьяченко В.М. на постановление и.о. мирового судьи судебного участка N 2 Кунашакского района Челябинской области от 28 февраля 2013 года и решение судьи Кунашакского районного суда Челябинской области от 08 мая 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, в отношении ООО "Теплотрест",
УСТАНОВИЛ:
постановлением и.о. мирового судьи судебного участка N 2 Кунашакского района Челябинской области от 28 февраля 2013 года юридическое лицо - ООО "Теплотрест" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, и назначено административное наказание виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением судьи Кунашакского районного суда Челябинской области от 08 мая 2013 года указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения.
В жалобе защитника ООО "Теплотрест" Дьяченко В.М., действующего по доверенности, поданной в порядке надзора, поставлен вопрос об отмене судебных постановлений ввиду их незаконности.
Изучив истребованное дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, доводы надзорной жалобы, нахожу судебные постановления подлежащими изменению в части по следующим основаниям.
Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ), а также принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от
2
чрезвычайных ситуаций определены в ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994г. N 68-ФЗ.
Часть 1 статьи 20.6 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.
Как усматривается из материалов дела, прокуратурой Кунашакского района совместно с отделом надзорной деятельности N 8 Управления надзорной деятельности ГУ МЧС по Челябинской области по заданию прокуратуры Челябинской области от 29 октября 2012 года N 7-1973-2012 проведена проверка соблюдения законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
11 декабря 2012 года прокуратурой Кунашакского района, в соответствии со статьями 6, 22 Федерального закона "О прокуратуре РФ", в рамках проведения проверки в адрес руководителя ООО "Теплотрест" направлено требование N 1-1565в-2012, согласно которому 14 декабря 2012 года необходимо обеспечить по адресу: Челябинская область, с. Кунашак, ул. ***, 56, участие представителя юридического лица, а также предоставить сведения и документы организации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (л.д. 8).
Копия требования получена представителем ООО "Теплотрест" 11 декабря 2012 года.
Таким образом, требование о проведении выездной проверки от 11 декабря 2012 года доведено в установленном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" порядке до проверяемого лица.
При рассмотрении дела мировой судья пришел к выводам о доказанности виновности ООО "Теплотрест" в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ.
В ходе проведения проверки прокуратурой Кунашакского района с участием инспектора ОНД N8 и директора ООО "Теплотрест" А.А.Р ... выявлены следующие нарушения, допущенные ООО "Теплотрест" в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
1. не создан постоянно действующий орган управления единой системой РСЧС, не назначен работник, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, не разработано положение о постоянно действующем органе управления единой системы РСЧС, штатное расписание, функциональные обязанности, чем нарушены положения абз. 5, 7 п. 10
3
Постановления Правительства РФ N 794 от 30 декабря 2003 года; п.п. 4, 6 Постановления Правительства РФ N 782 от 10 июля 1999 года.
2. не создана комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (далее КЧС и ОПБ), отсутствует положение о КЧС и ОПБ, не проводится заседания КЧС и ОПБ, отсутствуют отчетные документы, чем нарушены положения абз. 4 п. 7, абз.1 п.8 Постановления Правительства РФ N 794 от 30 декабря 2003 года.
3 не создана дежурно-диспетчерская служба (далее ДДС), как орган повседневного управления единой системы, отсутствуют положение о ДДС, инструкция диспетчера (порядок действий), схема взаимодействия, чем нарушены положения п. 11 Постановления Правительства РФ N 794 от 30 декабря 2003 года, п. "з" ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ от 31 декабря 1994 года, ГОСТ Р 22.7.01-99.
4. не разработан план действий по предупреждению и ликвидации ЧС, чем нарушены положения п. "а", "д" ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года, п. 23 Постановления Правительства РФ N 794 от 30 декабря 2003 года, п. 46 Приказа МЧС РФ N 105 от 28 февраля 2003 года.
5. не разработан план основных мероприятий в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС и ОПБ на 2012 год, отсутствует приказ по итогам выполнения плана основных мероприятий за 2011 года и задачам на 2012 года, чем нарушены положения абз. 2 п.4 Приказа МЧС РФ N 687 от 14 ноября 2008 года.
6. не планируются мероприятия по повышению устойчивости функционирования организации и обеспечению жизнедеятельности работников организации в ЧС, не создана комиссия по ПУФ, не утверждено положение о комиссии по ПУФ, не разработан план работы комиссии, чем нарушены п. "б" ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года.
7. не создан резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуации, чем нарушены положения п. "ж" ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года, п.6, 20 Постановления Правительства РФ N 794 от 30 декабря 2003 года, Постановление Правительства РФ N 1340 от 10 ноября 1996 года.
8. руководитель организации (директор Ахмадуллин А.Р.) не прошел обучение (повышение квалификации) не менее 72 часов, чем нарушены положения п.п. 2, 4, 5, 6 Постановления Правительства РФ N 547 от 04 сентября 2003 года.
9. не проводится обучение с лицами, занятыми в сфере производства и обслуживания, не включенные в состав органов управления единой государственного системы предупреждения и ликвидации ЧС, отсутствуют приказ об организации подготовки в 2012 году, учебные группы, программа обучения, тематический план занятий, расписание занятий, конспекты проведения занятий, журнал учета занятий, отчетные документы проведения учений и тренировок, чем нарушены положения п. "в" ст. 14 Федерального
4
закона N 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года, Постановления Правительства РФ N 547 от 04 сентября 2003 года.
10. не проводятся командно-штабные учения (штабная тренировка), тактико-специальные учения с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, комплексные учения (тренировки) по действиям при возникновении ЧС, чем нарушены положения п.п. 8-10 Постановления Правительства РФ N 547 от 04 сентября 2003 года.
11. не созданы нештатные аварийно-спасательные формирования, чем нарушены положения п. "в" ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года, ст. 9 Федерального закона N 28-ФЗ от 12 февраля 1998 года, п.п. 2, 6, 13-19 Постановления Правительства N 794 от 30 декабря 2003 года.
12. работники организации не обеспечены в полном объеме средствами индивидуальной защиты, медицинскими средствами индивидуальной защиты на 30 % от общей численности, не проводится накопление, освежение средств индивидуальной защиты, отсутствует график (план), чем нарушены положения ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года, Приказа МЧС РФ N 993 от 21 декабря 2005 года, Приказ МЧС РФ N 285 от 27 мая 2003 года.
По указанным нарушениям прокурором Кунашакского района Челябинской области вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном чЛ ст. 20.6 КоАП РФ.
Таким образом, действия (бездействия) ООО "Теплотрест" правильно квалифицированы по чЛ ст. 20.6 КоАП РФ.
Вместе с тем, анализ вышеприведенных пунктов во взаимосвязи с правовым регулированием отношений в указанной области, свидетельствует о необходимости исключения из квалификации деяния юридического лица следующих вмененных ему нарушений.
- не разработан план основных мероприятий в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС и ОПБ на 2012 год, отсутствует приказ по итогам выполнения плана основных мероприятий за 2011 года и задачам на 2012 года, чем нарушены положения абз. 2 п.4 Приказа МЧС РФ N 687 от 14 ноября 2008 года (п.5 Постановления о возбуждении дела об административном праовнарушении).
В соответствии с п. 4 Приказа МЧС РФ от 14.11.2008 N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях", план основных мероприятий муниципального образования на год разрабатывается органом местного самоуправления и согласовывается с органом, уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации - главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
5
бедствий.
План основных мероприятий организации на год разрабатывается структурным подразделением (работниками) организации, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, и согласовывается с органом местного самоуправления, а организацией, находящейся в ведении федерального органа исполнительной власти, дополнительно согласовывается с соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
Планирование основных мероприятий гражданской обороны производится с учетом всесторонней оценки обстановки, которая может сложиться на территории муниципального образования и в организациях в результате применения современных средств поражения, а также в результате возможных террористических актов и чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, указанные требования отнесены к требованиям в сфере гражданской обороны, а не в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций, в связи с чем включение указанного нарушения в квалификацию деяния лица по ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ является неверным и подлежит исключению.
- руководитель организации (директор А.А.Р.не прошел обучение (повышение квалификации) не менее 72 часов, чем нарушены положения п.п. 2, 4, 5, 6 Постановления Правительства РФ N 547 от 04 сентября 2003 года (п. 8 Постановления о возбуждении дела об административном правонарушении).
Постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 N 547 (ред. от 08.09.2010) "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", установлено, что подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера организуется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций и осуществляется по соответствующим группам в организациях (в том числе в образовательных учреждениях), а также по месту жительства.
Пунктами 2, 4, 5, 6 указанного Постановления предусмотрено, что подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает:
а) для работающего населения - проведение занятий по месту работы согласно рекомендуемым программам и самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением
6
полученных знаний и навыков на учениях и тренировках;
б) для неработающего населения - проведение бесед, лекций, просмотр учебных фильмов, привлечение на учения и тренировки по месту жительства, а также самостоятельное изучение пособий, памяток, листовок и буклетов, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций;
в) для обучающихся - проведение занятий в учебное время по соответствующим программам в рамках курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", утверждаемым Министерством образования и науки Российской Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
г) для руководителей органов государственной власти - повышение квалификации в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, проведение самостоятельной работы с нормативными документами по вопросам организации и осуществления мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций, участие в ежегодных сборах, учениях и тренировках, проводимых по планам Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
д) для председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям, руководителей органов местного самоуправления и организаций, уполномоченных работников - повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет, проведение самостоятельной работы, а также участие в сборах, учениях и тренировках.
Вменение указанного нарушения является не обоснованным, поскольку пункт 8 относится к области гражданской обороны.
- не проводятся командно-штабные учения (штабная тренировка), тактико-специальные учения с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, комплексные учения (тренировки) по действиям при возникновении ЧС, чем нарушены положения п.п. 8-10 Постановления Правительства РФ N 547 от 04 сентября 2003 года (п. 10 Постановления о возбуждении дела об административном правонарушении).
Пунктом 9 Постановления Правительства РФ от 04.09.2003 N. 547 (ред. от 08.09.2010) "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлено: тактико-специальные учения продолжительностью до 8 часов проводятся с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований организаций 1 раз в 3 года, а с участием формирований постоянной готовности - 1 раз в год.
В силу пункта 3 Положения N 547, методическое руководство, координация и контроль за подготовкой населения в области защиты от
7
чрезвычайных ситуаций возложено на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Правительства РФ от 04.09.2003 N 547, комплексные учения продолжительностью до 2 суток проводятся 1 раз в 3 года в муниципальных образованиях и организациях, имеющих опасные производственные объекты, а также в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих более 600 коек. В других организациях 1 раз в 3 года проводятся тренировки продолжительностью до 8 часов.
Юридические лица (в том числе общества с ограниченной ответственностью) мероприятия по тактико-специальным учениям с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, комплексные учения не проводят.
В связи с чем из пункта 10 постановления подлежит исключению указание на то, что в ООО "Теплотрест" не проводятся тактико-специальные учения с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, комплексные учения (тренировки) по действиям при возникновении ЧС.
- не созданы нештатные аварийно-спасательные формирования, чем нарушены положения п. "в" ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года, ст. 9 Федерального закона N 28-ФЗ от 12 февраля 1998 года, п.п. 2, 6, 13-19 Постановления Правительства N 794 от 30 декабря 2003 года (п. 11 Постановления о возбуждении дела об административном правонарушении).
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают нештатные аварийно-спасательные формирования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и поддерживают их в состоянии постоянной готовности.
Согласно перечню объектов, подлежащих государственному надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от 06 июля 2012 года, утвержденным начальником УНД Главного управления МЧС Росси по Челябинской области, общество отнесено к организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, в частности взрывопожароопасные и химически -опасные объекты.
Таким образом, требование о создании нештатных аварийно-спасательных формирований предусмотрено в области гражданской обороны, соответственно вменение указанного в пункте 11 постановления нарушения
8
является не правомерным.
- работники организации не обеспечены в полном объеме средствами индивидуальной защиты, медицинскими средствами индивидуальной защиты на 30 % от общей численности, не проводится накопление, освежение средств индивидуальной защиты, отсутствует график (план), чем нарушены положения ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года, Приказа МЧС РФ N 993 от 21 декабря 2005 года, Приказ МЧС РФ N 285 от 27 мая 2003 года (п. 12 Постановления о возбуждении дела об административном правонарушении).
В соответствии с Приказом МЧС РФ от 21.12.2005 N 993 (ред. от 19.04.2010) "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты" (разделы 5-10), обеспечение населения средствами индивидуальной защиты (СИЗ), а также освежение таких средств осуществляется органами местного самоуправления -работников этих органов и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений.
Пунктом 8 Положения об организации обеспечения предусмотрено, что накопление СИЗ в запасах (резервах) осуществляется для обеспечения проведения мероприятий гражданской обороны и защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах, указанных в п. 6, 7 названного Положения.
Пунктом 7 Положения об организации обеспечения установлено, что обеспечению СИЗ в мирное время подлежит население, проживающее: на территориях в пределах границ зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия; на территориях в пределах границ зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения) при авариях на радиационно опасных объектах (далее - РОО); на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах; на территориях в пределах границ зон возможного биологического загрязнения (заражения) при авариях на биологически опасных объектах.
В соответствии с п. 6 Положения об организации обеспечения обеспечению СИЗ в военное время подлежит население, проживающее: на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне; в населенных пунктах с объектами особой важности, железнодорожными станциями первой и второй категорий и объектами, отнесенными к категориям по гражданской обороне; на территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного, химического и биологического загрязнения (заражения).
В соответствии с нормами указанными ГУ МЧС - Приказом МЧС РФ от 21.12.2005 N 993 (п. 9 раздела 2), для обеспечения защиты вышеуказанных категорий населения (указанных в п. 17) также осуществляется накопление в запасах (резервах): медицинских средств индивидуальной защиты в военное время из расчета на 100% от их общей численности и в мирное время - на 30%
9
от их общей численности; дополнительных патронов к фильтрующим противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ в военное и мирное время из расчета на 40% от их общей численности, если они не обеспечивают защиту от аммиака.
Между тем, ООО "Теплотрест" не относится к территориям, поименованным в п. 6 и 7 Приказа N993.
С учетом изложенного, нарушения, изложенные в абзацах 5, 8, 10 (тактико-специальные учения с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, комплексные учения (тренировки) по действиям при возникновении ЧС), 11, 12 постановления от 06 февраля 2013 года, об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в отношении ООО "Теплотрест" подлежат исключению как необоснованно вмененные.
Иные допущенные нарушения, а именно, указанные в п.п. 1-4, 6-7, 9 постановления обоснованы нормами и требованиями действующего законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В силу требований действующего законодательства на ООО "Теплотрест" возложена обязанность по выполнению требований законодательства РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Постоянно действующими органами управления единой системы на объектовом уровне являются структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны (абз.5 п. 10 Постановления Правительства РФ N 794 от 30 декабря 2003 года).
Согласно абзацу 5 пункта 11 Постановления Правительства РФ N 794 от 30 декабря 2003 года органами повседневного управления единой системы на объектовом уровне являются дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов). Отсутствие дежурно-диспетчерской службы было установлено в ходе проведения проверки и нашло свое отражение в пункте 1 Постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
Пунктом 7 Постановления Правительства РФ N 794 от 30 декабря 2003 года предусмотрено, что на объектовом уровне координационными органами единой системы являются комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации. Отсутствие координационных органов, также положения о создания, было установлено должностным лицом в ходе проведения проверки и отражено в п.2 Постановления.
Согласно абзацу 5 пункта 11 Постановления Правительства РФ N 794 от 30 декабря 2003 года органами повседневного управления единой системы на объектовом уровне являются дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов). Отсутствие дежурно-диспетчерской службы было, установлено в ходе проведения проверки и нашло свое отражение в п. 3 Постановления.
10
Пунктом 23 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 (в редакции от 3 марта 2006 года N 490), предусмотрено осуществление мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках единой системы на основе, в том числе планов организаций (п. 4 постановления).
Статьей 14 Закона N 68-ФЗ установлены обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Согласно пункту "б" этой статьи организация обязана планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования и обеспечению жизнедеятельности работников в чрезвычайных ситуациях (п. 6 постановления).
Требование о создании резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, предусмотрено п. "ж" ст. 14, п.2 ст. 24 Закона N 68-ФЗ, ст. 10 Федерального закона N 116-ФЗ от 21 июля 1997 года "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", п.п. 6, 20 Постановления Правительства РФ N 794 от 30 декабря 2003 года (п 7 постановления).
В соответствии с пунктом "в" ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее Закон N 68-ФЗ) организации обязаны, в том числе, обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организации способами защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.
Согласно пунктам "а, г, д" части 2 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04 сентября 2003 года N 547 (ред. от 08.09.2010) подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят лица, занятые в сфере производства и обслуживания, не включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Невыполнение данных требований, нашло свое отражение в п. 9 постановления от 06 февраля 2013 года
Обязанность по проведению командно-штабных учений или штабных тренировок в организациях 1 раз в год продолжительностью до 1 суток, предусмотрена п.8 Постановления Правительства РФ N 547 от 04 сентября 2003 года (абз. 10 постановления).
Оснований не доверять сведениям должностного лица прокуратуры о том, что на момент проведения проверки имелись вышеуказанные нарушения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
11
ситуаций, не имеется.
Кроме того, допущенные нарушения ООО "Теплотрест" также подтверждаются информацией ОНД N 8, предоставленной в прокуратуру Кунашакского района (л.д. 9-10).
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что юридическим лицом - ООО "Теплотрест" не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований, предусмотренных законодательством по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Факт допущенных нарушений и невыполнение ООО "Теплотрест" предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, и виновность ООО "Теплотрест" в совершении административного правонарушения подтверждены представленными в дело доказательствами, в том числе: сведениями, указанными в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 06 февраля 2013 года (л.д. 1-4); требованием от 11 декабря 2012 года (л.д. 8); письмом ОНД N 8 от 27 декабря 2012 года N 774 (л.д. 9-10); справкой по результатам проверки исполнения законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от 06 февраля 2013 года (л.д. 11-12); объяснением А.А.Р. (л.д. 13); копией перечня объектов, подлежащих государственному надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (л.д. 98-112) и иными материалами дела.
Всем представленным в материалы дела доказательствам судьей была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, выводы судей о наличии в действиях ООО "Теплотрест" административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, являются правильными.
Доводы жалобы о том, что проверка проведена с нарушением требований законодательства, не нашли своего подтверждения.
Согласно материалам дела основанием для проведения внеплановой проверки является задание, выданное Прокуратурой Челябинской области от 29 октября 2012 года, о проверки исполнения законодательства в сфере охраны лесов и территорий населенных пунктов от пожаров, предотвращения иных чрезвычайных ситуаций.
В материалах дела имеется копия перечня объектов, подлежащих государственному надзору в области защиты населения и территорий от
12
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от 06 июля 2012 года, согласно которому ООО "Теплотрест" имеет в распоряжении два опасных объекта: газовая котельная - пожаровзрывоопасный; очистные сооружения питьевого водоснабжения - химически-опаасный. Сведений о том, что ООО "Теплотрест" не использует в своей деятельности опасные объекты в материалы дела не представлено.
Поскольку ООО "Теплотрест" имеет в распоряжении два опасных объекта, то прокуратурой Кунашакского района на основании п. 3 задания прокуратуры Челябинской области была проведена проверка, по результатам, которой выявлены нарушения требований законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
По результатам проверки исполнения законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера 06 февраля 2013 года помощником прокурора Кунашакского района была составлена справка, в которой отражены нарушения, выявленные в ходе проверки, проведенной в отношении ООО "Теплотрест". Составление справки, а не акта проверки, не свидетельствует о нарушении порядка проведения проверки и незаконности привлечения юридического лица к административной ответственности.
Довод надзорной жалобы о том, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 06 февраля 2013 года вынесено в отсутствие представителя ООО "Теплотрест", не является основанием для отмены принятых по делу судебных решений.
В соответствии с частью 2 статьи 28.4 КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ.
Частью 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность составления протокола в отсутствие законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том случае, если он извещен в установленном порядке.
Из материалов дела усматривается, что законный представитель ООО "Теплотрест" А.А.Р. уведомлялся о необходимости явиться 06 февраля 2013 года в прокуратуру Кунашакского района Челябинской области для решения вопроса о возбуждении в отношении ООО "Теплотрест" дела об административном правонарушении по фактам нарушения требований законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (л.д. 5-6). Однако А.А.Р ... в прокуратуру не явился, о причинах своей неявки не сообщил.
Постановление о возбуждении дела об административном
13
правонарушении составлено в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела. О времени и месте составления постановления законный представитель юридического лица извещен надлежащим образом. Копия постановления направлена по адресу юридического лица заказной почтой 11 февраля 2013 года и получена 21 февраля 2013 года, что подтверждается распечаткой с сайта Почты России (л.д. 7), требования ст. 29.11 КоАП РФ соблюдены.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не допущено.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства данного дела; в соответствии с требованиями статьи 26.1 КоАП РФ установлены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Ссылка в жалобе на Приказ ГУ Министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуации N 536 от 11 сентября 2012 года "Об утверждении показателей для отнесения организаций к категориям по гражданской обороны в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения" не может быть принята во внимание, поскольку является документом для служебного пользования и положения данного приказа распространяются в области гражданской обороны, а ООО "Теплотрест" привлечено за нарушение требований законодательства в области чрезвычайных ситуаций.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании, содержится мотивированное решение по делу.
Постановление о назначении ООО "Теплотрест" административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ.
Судья городского суда, рассмотрев жалобу на постановление мирового судьи, проверил дело в соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ, вынес законное и обоснованное решение, все доводы жалобы защитника ООО "Теплотрест" получили надлежащую правовую оценку.
При рассмотрении дела об административном правонарушении судьей
14
районного суда защитник ООО "Теплотрест" Комаров А.Н. принимал участие в судебных заседаниях и обосновывал позицию юридического лица по делу, представлял доказательства, таким образом, юридическое лицо не было лишено возможности реально защищать свои права и законные интересы. Нарушений гарантированных Конституцией РФ и ст. 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст.ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено. .
Доводы надзорной жалобы заявителя не содержат иных правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.16 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление и.о. мирового судьи судебного участка N 2 Кунашакского района Челябинской области от 28 февраля 2013 года и решение судьи Кунашакского районного суда Челябинской области от 08 мая 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, в отношении ООО "Теплотрест" изменить: исключить из описательно-мотивировочной части постановления и решения указание на совершение ООО "Теплотрест" нарушений, изложенных в абзацах 5, 8, 10 (тактико-специальные учения с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, комплексные учения (тренировки) по действиям при возникновении ЧС), 11, 12 постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 06 февраля 2013 года в отношении ООО "Теплотрест".
В остальной части эти же судебные постановления оставить без изменения, а жалобу защитника ООО "Теплотрест" Дьяченко В.М. - без удовлетворения.
Заместитель председателя областного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.