Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобы законного представителя Негосударственного общеобразовательного учреждения "Основная образовательная школа N 52" ОАО "Российские железные дороги" Елизаровой А.А. и защитника Лычагина А.И. на постановление мирового судьи судебного участка N 3 г. Коркино Челябинской области от 17 мая 2013 года и решение судьи Коркинского городского суда Челябинской области от 24 июля 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.7 КоАП РФ, в отношении Негосударственного общеобразовательного учреждения "Основная образовательная школа N 52" ОАО "Российские железные дороги",
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 3 г. Коркино Челябинской области от 17 мая 2013 года юридическое лицо -Негосударственное общеобразовательное учреждение "Основная образовательная школа N 52" ОАО "Российские железные дороги" (НОУ ООШ N 52 ОАО "РЖД") привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 20.7 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Коркинского городского суда Челябинской области от 24 июля 2013 года указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения.
В жалобах, поданных в порядке надзора, законный представитель НОУ ООШ N 52 ОАО "РЖД" Елизарова А.А. и защитник Лычагин А.И., просят отменить состоявшиеся по делу судебные решения, считая их незаконными.
Изучив истребованное дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, доводы надзорной жалобы, нахожу судебные постановления подлежащими изменению в части по следующим основаниям.
Правовое регулирование отношений в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Федеральный закон от 21.02.1998 N
2
28-ФЗ), а также принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определены в ст. 9 Федерального закона от 21 февраля 1994г. N 28-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, влечет административное наказание в виде административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 26 марта 2013 года на основании распоряжения N 74/3 заместителя начальника отдела надзорной деятельности N 12 от 11 марта 2013 года, в отношении НОУ ООШ N 52 ОАО "РЖД", расположенного по адресу: Челябинская область, ***, ст. ***, ул. ***, проведена плановая выездная проверка по выполнению требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ в области гражданской обороны.
Копия распоряжения получена директором НОУ ООШ N 52 ОАО "РЖД" Елизаровой А.А. 12 марта 2013 года (л.д. 4)
Таким образом, распоряжение о проведении плановой выездной проверки N 74/3 от 11 марта 2013 года доведено в установленном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее Федеральный закон N 294-ФЗ) порядке до проверяемого лица.
В ходе проведения проверки должностным лицом ГУ МЧС России выявлены следующие нарушения, допущенные НОУ ООШ N 52 ОАО "РЖД" в области гражданской обороны: а именно:
- Не организовано и не проведено обучение в области гражданской обороны, а именно: переподготовка или повышение квалификации не менее 72 часов руководителем, работников органов, осуществляющих управление гражданской обороной организации (работники, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны) организации в образовательных учреждениях МЧС России, образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию, учебно-методических центрах и на курсах гражданской обороны, чем нарушены положения абзац 3 пункт 1 статья 9 Федерального закона N 28-ФЗ от 12 февраля 1998 года; п.п. "б"
3
приложения пункт 2, пп. "а" пункт 3, пункт 4 Постановления Правительства РФ N 841 от 02 ноября 2000 года; пункт 7 Постановления Правительства РФ N 804 от 26 ноября 2007 года, пункт 12,22 Приказа МЧС РФ N 646 от 13 ноября 2006 года; пункт 16.1 Приказа МЧС РФ N 687 от 14 ноября 2008 года (п.п. 1-2 акта соответственно).
- Не организованы и не проведены занятия с работниками организации по месту работы и участие в учениях и тренировках по гражданской обороне: отсутствует приказ об организации подготовки в текущем году; отсутствует перечень и содержание тем на текущий год; отсутствует расчет часов для подготовки на текущий год; отсутствует перечень тем учений, тренировок и дат их проведения; отсутствует расписание занятий; отсутствуют план - конспекты; отсутствуют журналы учёта подготовки и др. отчетные документы, чем нарушены положения абзац 3 пункт 1 статья 9 Федерального закона N 28-ФЗ от 12 февраля 1998 года; пп. "г" пункт 5 Постановления Правительства РФ N 841 от 02 ноября 2000 года; пункт 7 Постановления Правительства РФ N 804 от 26 ноября 2007 года; пункт 16.1 Приказа МЧС РФ N 687 от 14 ноября 2008 года (п.З акта проверки).
- Не созданы в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств: запасы продовольственных средств включают в себя крупы, муку, мясные, рыбные и растительные консервы, соль, сахар, чай и другие продукты, запасы медицинских средств включают в себя лекарственные, дезинфицирующие и перевязочные средства, индивидуальные аптечки, а также медицинские инструменты, приборы, аппараты и другие изделия медицинского назначения; запасы иных средств включают в себя вещевое имущество, средства связи и оповещения, спички, свечи и другие средства, чем нарушены положения абзац 5 пункт 1 статья 9 Федерального закона N 28-ФЗ от 12 февраля 1998 года; Постановления Правительства РФ N 379 от 27 апреля 2000 года; Постановления Правительства РФ от 15 апреля 1994 года N330-15; пункт 13 Постановления Правительства РФ N 804 от 26.11.2007 года; пп. 16.6 пункт 16 Приказа МЧС РФ N 687 от 14.11.2008 года (п. 4 акта проверки).
- Не назначен в организации работник, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, чем нарушены положения статья 12 Федерального закона N 28-ФЗ от 12 февраля 1998 года; пункт 4 Постановления Правительства Российской Федерации N 782 от 10 июля 1999 года; пункт 12 Приказа МЧС Российской Федерации N 687 от 14 ноября 2008 года (п. 5 акта проверки).
- Не разработано Положение о гражданской обороне, чем нарушены положения пункт 1 статья 9 Федерального закона N 28-ФЗ от 12 февраля 1998 года; пункт 4 Постановления Правительства РФ N 804 от 26 ноября 2007 года (п.6 акта проверки).
4
- Не разработана инструкция по действиям персонала по гражданской обороне на 2013 год, чем нарушены положения пункт 1 статья 9 Федерального закона N 28-ФЗ от 12 февраля 1998 года; абзац 2 пункт 4. Приказа МЧС Российской Федерации N 687 от 14 ноября 2008 года (п. 7 акта проверки).
- Отсутствует учебно-материальная база в области гражданской обороны, уголок по гражданской обороне, чем нарушены положения пункт 1 статья 9 Федерального закона N 28-ФЗ от 12 февраля 1998 года; пп. г. пункт 5 Постановления Правительства РФ N 841 от 02 ноября 2000 года; пункт 7 Постановления Правительства РФ N 804 от 26 ноября 2007 года; пункт 16.1 Приказа МЧС РФ N 687 от 14 ноября 2008 года (п. 8 акта проверки).
При проведении проверки принимала участие директор НОУ ООШ N 52 ОАО "РЖД" Елизарова А.А., по результатам проверки составлен акт N 74/3 от 26 марта 2013 года, в котором зафиксированы все выявленные нарушения и который получен законным представителем юридического лица 26 марта 2013 года (л.д. 5-6).
В связи с выявленными нарушениями должностным лицом ОНД N 12 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 20.7 КоАП РФ, N77/3 от 26 марта 2013 года.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела. Протокол об административном правонарушении был составлен с участием законного представителя юридического лица Елизаровой А.А. Копия протокола об административном правонарушении получена 26 марта 2013 года законным представителем юридического лица. Права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, Елизаровой А.А. разъяснены, о чем в протоколе имеется ее подпись. В объяснениях к протоколу об административном правонарушении Елизарова А.А. указал, что "с протоколом ознакомлена, с замечаниями согласна" (л.д. 2-3).
Согласно пп. "а" п.З Постановления Правительства РФ от 02 ноября 2000 года N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны" (далее Постановление N 841) руководители организаций относятся к лицам, обязанным пройти обучение в области гражданской обороны (п.1 протокола N 77/3 от 26 марта 2013 года).
В соответствии с пп. "б" п. 3 Постановления N 841 должностные лица гражданской обороны, руководители и работники органов, осуществляющих управление гражданской обороной (далее именуются -должностные лица и работники гражданской обороны), преподаватели курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" учреждений общего и
5
профессионального образования, обязаны проходить обучение в области гражданской обороны (п.2 протокола N 77/3 от 26 марта 2013 года).
В целях организации и осуществления обучения населения в области гражданской обороны организации разрабатывают с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных соответственно Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, рабочие программы обучения личного состава формирований и служб организаций, а также рабочие программы обучения работников организаций в области гражданской обороны; осуществляют обучение личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны; создают и поддерживают в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную базу, данная обязанность предусмотрена пп. "г" п.5 Постановления N 841.
Невыполнение данного требования нашло свое отражение в п.З протокола N 77/3 от 26 марта 2013 года.
Требование о создании запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны предусмотрено абз. 5 п. 1 ст. 9 Федерального закона N 28-ФЗ, п. 13 Постановления Правительства РФ N 804 от 26 ноября 2007 года (п.п. 4 протокола N 77/3 от 26 марта 2013 года).
Согласно п. 12 Приказа МЧС РФ N 687 от 14 ноября 2008 года "Об утверждении положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях" (далее Приказ N 687) органами, осуществляющими управление гражданской обороной в муниципальных образованиях (организациях), являются структурные подразделения (работники), уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны (далее - структурные подразделения (работники) по гражданской обороне).
По результатам проверки установлено, что в НОУ ООШ N 52 ОАО "РЖД" не назначен работник, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны (п. 5 протокола N 77/3 от 26 марта 2013 года).
Оснований не доверять сведениям должностного лица ОНД N 12 по пожарному надзору о том, что на момент проведения проверки имелись вышеуказанные нарушения в области гражданской обороны, не имеется.
Вместе с тем, анализ вышеприведенных пунктов во взаимосвязи с правовым регулированием отношений в указанной области, свидетельствует о необходимости исключения из квалификации деяния юридического лица следующих вмененных ему нарушений.
Пункт 8. отсутствует учебно-материальная база в области гражданской обороны, уголок по гражданской обороне, чем нарушены
6
положения пункт 1 статья 9 Федерального закона N 28-ФЗ от 12 февраля 1998 года; пп. "г" пункт 5 Постановления Правительства РФ N 841 от 02 ноября 2000 года; пункт 7 Постановления Правительства РФ N 804 от 26 ноября 2007 года; пункт 16.1 Приказа МЧС РФ N 687 от 14 ноября 2008 года.
Как усматривается из материалов дела, нарушения, изложенные в п.8 протокола N 77/3 от 26 марта 2013 года, идентичны нарушениям, указанным в п. 3 протокола N 77/3 от 26 марта 2013 года, в связи с чем пункт 8 вменен не обосновано и излишне.
Доводы жалобы об отсутствии денежных средств, выделенных на соблюдение требований законодательства в области гражданской обороны, основанием к отмене состоявшихся по делу постановлений не являются, повлиять на обоснованность выводов судебных инстанций не могут, поскольку не свидетельствуют о принятии юридическим лицом в полной мере всех зависящих от него мер по соблюдению законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствовавших выполнению требований законодательства в области гражданской обороны, законным представителем НОУ ООШ N 52 ОАО "РЖД" не представлено. Отсутствие достаточных финансовых средств для принятия мер по выполнению требований в области гражданской обороны не является обстоятельством, исключающим виновность юридического лица в невыполнении требований в области гражданской обороны.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что юридическим лицом - НОУ ООШ N 52 ОАО "РЖД" не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований, предусмотренных законодательством в области гражданской обороны.
Факт допущенных нарушений и невыполнение НОУ ООШ N 52 ОАО "РЖД" предусмотренных законодательством обязанностей в области гражданской обороны, а также виновность НОУ ООШ N 52 ОАО "РЖД" в совершении административного правонарушения, подтверждены представленными в дело доказательствами, в том числе: сведениями, указанными в протоколе N77/3 об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 20.7 КоАП РФ, от 26 марта 2013 года; актом проверки N74/3 от 26 марта 2013 года; распоряжением о проведении плановой выездной проверки юридического лица N 74/3 от 11 марта 2013 года и иными материалами дела.
7
Всем представленным в материалы дела доказательствам судьей была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, выводы мирового судьи о наличии в действиях НОУ ООШ N 52 ОАО "РЖД" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, являются правильными.
Доводы жалобы о незаконности проведения плановой выездной проверки в отношении НОУ ООШ N 52 ОАО "РЖД" не нашли своего подтверждения.
Согласно ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ предметом плановой проверки является соблюдением юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов деятельности, обязательным требованиям.
Согласно ч. ч. 1 и 2 статьи 14 Закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля; в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указывается перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки (пункт 8).
Проверка проведена на основании распоряжения N 74/3 от 11 марта 2013 года, с целью исполнения ежегодного плана проведения плановых проверок на 2013 года. Распоряжение соответствует требованиям Федерального закона N 294-ФЗ, в нем указаны предмет и задачи проверки: контроль за выполнением обязательных требований законодательства в области гражданской обороны.
В связи с чем ссылки в жалобе на то, что в отношении НОУ ООШ N 52 ОАО "РЖД" проводилась внеплановая проверка, являются несостоятельными.
В соответствии с ч. 12 ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
8
Из материалов дела следует, что копию распоряжения получила директор НОУ ООШ N 52 ОАО "РЖД" Елизарова А.А. 12 марта 2013 года, а проверка начата 19 марта 2013 года, таким образом, юридическое лицо было уведомлено заблаговременно о начале проведения плановой выездной проверки.
Доводы жалобы о том, что юридическому лицу не была предоставлена возможность подать возражения на акт проверки в соответствии с требованиями п. 12 ст. 16 Федерального закона N 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года, также основанием к отмене состоявшихся по делу решений не являются.
Несогласия с выявленными в ходе проверки нарушениями представитель НОУ ООШ N 52 ОАО "РЖД" при рассмотрении дела государственным инспектором по пожарному надзору не выразил, такой возможности лишен не был; возражений относительно проверки, проведенной 26 марта 2013 года, а также касаемо содержания акта проверки N 74/3 от 26 марта 2012 года в орган государственного пожарного надзора от НОУ ООШ N 52 ОАО "РЖД" не поступило.
Требования ст. ст. 9, 16 Федерального закона N 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года при проведении проверки соблюдены. Оснований, предусмотренных ст. 20 указанного Закона, влекущих недействительность результатов проверки по делу не установлено.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не допущено.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства данного дела; в соответствии с требованиями статьи 26.1 КоАП РФ установлены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании, содержится мотивированное решение по делу.
Постановление о назначении НОУ ООШ N 52 ОАО "РЖД" административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 20.7 КоАП РФ, вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
9
Довод жалобы о малозначительности совершенного НОУ ООШ N 52 ОАО "РЖД" правонарушения не может повлечь отмену обжалуемых судебных постановлений по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. При этом понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств дела.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ. При этом учтены характер совершенного административного правонарушения, объектом которого являются правоотношения в области гражданской обороны, смягчающие обстоятельства, а также отсутствие отягчающих обстоятельств. Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ у судей не имелось.
Назначенное наказание в виде административного штрафа в размере 100 ООО рублей отвечает принципам справедливости и соразмерности. Следует также учесть, что НОУ ООШ N 52 ОАО "РЖД" назначен минимальный размер административного штрафа.
Кроме того, согласно ч. 2 ст. 31.5 КоАП РФ с учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.
Судья городского суда, рассмотрев жалобу на постановление мирового судьи, проверил дело в соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ, вынес законное и обоснованное решение, все доводы жалобы НОУ ООШ N 52 ОАО "РЖД" получили надлежащую правовую оценку.
При рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей и судьей городского суда законный представитель НОУ ООШ N 52 ОАО "РЖД" Елизарова А.А. принимала участие в судебных заседаниях и обосновывала позицию юридического лица по делу, представляла доказательства, таким образом юридическое лицо не было лишено возможности реально защищать свои права и законные интересы. Нарушений гарантированных Конституцией РФ и ст. 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст.ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Не может быть принята во внимание и ссылка в жалобе на Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02 июня 2004
10
года N 10 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", поскольку в названном Постановлении разъяснены вопросы, возникающие у арбитражных судов при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
Доводы надзорной жалобы заявителя не содержат иных правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.16 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 3 г. Коркино Челябинской области от 17 мая 2013 года и решение судьи Коркинского городского суда Челябинской области от 24 июля 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.7 КоАП РФ, в отношении Негосударственного общеобразовательного учреждения "Основная образовательная школа N 52" ОАО "Российские железные дороги" изменить: исключить из описательно-мотивировочной части постановления и решения указание на совершение НОУ ООШ N 52 ОАО "РЖД" нарушений, изложенных в пункте 8 протокола N 77/3 от 26 марта 2013 года, об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, в отношении НОУ ООШ N 52 ОАО "РЖД".
В остальной части эти же судебные постановления оставить без изменения, а жалобы законного представителя НОУ ООШ N 52 ОАО "РЖД" Елизарова А.А. и защитника Лычагина А.И. - без удовлетворения.
Заместитель председателя областного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.