Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобы законного представителя Негосударственного общеобразовательного учреждения "Основная образовательная школа N 52" Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Елизаровой А.А. и защитника Лычагина А.И. на постановление мирового судьи судебного участка N 3 г. Коркино Челябинской области от 17 мая 2013 года и решение судьи Коркинского городского суда Челябинской области от 24 июля 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, в отношении Негосударственного общеобразовательного учреждения "Основная образовательная школа N 52" ОАО "Российские железные дороги",
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 3 г. Коркино Челябинской области от 17 мая 2013 года юридическое лицо -Негосударственное общеобразовательное учреждение "Основная образовательная школа N 52" ОАО "Российские железные дороги" (НОУ ООШ N 52 ОАО "РЖД") привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Коркинского городского суда Челябинской области от 24 июля 2013 года указанное постановление мирового судьи изменено, исключено указание на нарушение требований ст. 10 Федерального закона N 116-ФЗ от 27 июля 1997 года "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", в остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобах, поданных в порядке надзора, законный представитель НОУ ООШ N 52 ОАО "РЖД" Елизарова А.А. и защитник Лычагин А.И., просят отменить состоявшиеся по делу судебные решения, считая их незаконными.
Изучив истребованное дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, доводы надзорной жалобы, нахожу судебные постановления подлежащими изменению в части по следующим основаниям.
Правовое регулирование отношений в области защиты населения и
2
территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ), а также принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определены в ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994г. N 68-ФЗ.
Часть 1 статьи 20.6 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 26 марта 2013 года на основании распоряжения N 74/4 заместителя начальника отдела надзорной деятельности N 12 от 11 марта 2013 года, в отношении НОУ ООШ N 52 ОАО "РЖД", расположенном по адресу: Челябинская область, Коркинский район, ***, проведена плановая выездная проверка по выполнению требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Копия распоряжения получена директором НОУ ООШ N 52 ОАО "РЖД" Елизаровой А.А. 12 марта 2013 года (л.д. 4)
Таким образом, распоряжение о проведении плановой выездной проверки N 74/4 от 11 марта 2013 года доведено в установленном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее Федеральный закон N 294-ФЗ) порядке до проверяемого лица.
В ходе проведения проверки должностным лицом ГУ МЧС России выявлены следующие нарушения, допущенные НОУ ООШ N 52 ОАО "РЖД" в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: а именно:
- Не организована и не проведена подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно: переподготовка или повышение квалификации не менее 72 часов директором НОУ ООШ N 52 ОАО "РЖД", должностными лицами (должностным лицом) структурных подразделений, уполномоченных (уполномоченного) на решение
3
задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны, председателем комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, членами комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности в образовательных учреждениях МЧС России, в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию), учебно-методических центрах; чем нарушены положения п. "в" ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года; пп. "г" пункт 2, пункт 5, пп. "б" пункт 6 Постановления Правительства РФ N 547 от 04 сентября 2003 года; пункта 21-22 Приложения к Приказу МЧС РФ от 19 января 2004 года N 19 (п.п. 1-4 акта соответственно).
- не организована и не проведена подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с работниками организации. Отсутствуют приказ об организации подготовки в текущем году, отсутствует перечень и содержание тем на текущий год, расчет часов для подготовки на текущий год, перечень тем учений, тренировок и дат их проведения, расписание занятий, план-конспекты, журналы учёта подготовки и др. отчетные документы, чем нарушены положения п. "в" ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года; Постановления Правительства РФ N 547 от 04 сентября 2003 года (п. 5 акта проверки).
- не создан резерв финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, чем нарушены положения п. "ж" ст. 14, п. 2 ст. 24 Федерального закона N 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года; ст. ЮФедерального закона N 116-ФЗ от 21 июля 1997 года; п. 6., п. 20 Постановления Правительства Российской Федерации N 794 от 30 декабря 2003 года, абз. 8 п. 45 Приказа МЧС Российской Федерации N 105 от 28 февраля 2003 года, - зарегистрирован в Минюсте РФ 20.03.2003 года N 4291 (п.п. 6-7 акта соответственно).
- не создан постоянно действующий орган управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а именно: не назначен работник, уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, чем нарушены положения ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года; абз. 5 п. 10 Постановления Правительства РФ N 794 от 30 декабря 2003 года (п. 8 акта проверки).
- не разработано положение о работнике организации, уполномоченном на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, чем нарушены положения ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года; абз.5 ст. 10 Постановления Правительства РФ N 794 от 30 декабря 2003 года (п. 9 акта проверки).
4
При проведении проверки принимала участие директор НОУ ООШ N 52 ОАО "РЖД" Елизарова А.А., по результатам проверки составлен акт N 74/4 от 26 марта 2013 года, в котором зафиксированы все выявленные нарушения и который получен законным представителем юридического лица 26 марта 2013 года (л.д. 5-6).
В связи с выявленными нарушениями должностным лицом ОНД N 12 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, N78/4 от 26 марта 2013 года.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела. Протокол об административном правонарушении был составлен с участием законного представителя юридического лица Елизаровой А.А. Копия протокола об административном правонарушении получена 26 марта 2013 года законным представителем юридического лица. Права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, Елизаровой А.А. разъяснены, о чем в протоколе имеется ее подпись. В объяснениях к протоколу об административном правонарушении Елизарова А.А. указал, что "с протоколом ознакомлена, с замечаниями согласна" (л.д. 2-3).
Вместе с тем, анализ вышеприведенных пунктов во взаимосвязи с правовым регулированием отношений в указанной области, свидетельствует о необходимости исключения из квалификации деяния юридического лица следующих вмененных ему нарушений.
Пункт 1. не организована и не проведена подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно: переподготовка или повышение квалификации не менее 72 часов директором НОУ ООШ N 52 ОАО "РЖД" в образовательных учреждениях МЧС России, в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию), учебно-методических центрах; чем нарушены положения п. "в" ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года; пп. "г" пункт 2, пункт 5, пп. "б" пункт 6 Постановления Правительства РФ N 547 от 04 сентября 2003 года; пункта 21-22 Приложения к Приказу МЧС РФ от 19 января 2004 года N 19.
Постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 N 547 (ред. от 08.09.2010) "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", установлено, что подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера организуется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций и осуществляется по соответствующим группам в организациях (в том числе в образовательных учреждениях), а также по месту
5
жительства.
Пунктами 2, 4, 5, 6 указанного Постановления предусмотрено, что подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает:
а) для работающего населения - проведение занятий по месту работы согласно рекомендуемым программам и самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках;
б) для неработающего населения - проведение бесед, лекций, просмотр учебных фильмов, привлечение на учения и тренировки по месту жительства, а также самостоятельное изучение пособий, памяток, листовок и буклетов, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций;
в) для обучающихся - проведение занятий в учебное время по соответствующим программам в рамках курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", утверждаемым Министерством образования и науки Российской Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
г) для руководителей органов государственной власти - повышение квалификации в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, проведение самостоятельной работы с нормативными документами по вопросам организации и осуществления мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций, участие в ежегодных сборах, учениях и тренировках, проводимых по планам Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
д) для председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям, руководителей органов местного самоуправления и организаций, уполномоченных работников - повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет, проведение самостоятельной работы, а также участие в сборах, учениях и тренировках.
Вменение указанного нарушения является не обоснованным, поскольку пункт 1 относится к обязанностям в области гражданской обороны.
Пункт 2. Не организована и не проведена подготовка в области защиты
6
от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно: переподготовку или повышение квалификации не менее 72 часов должностными лицами (должностным лицом) структурных подразделений, уполномоченных (уполномоченного) на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны организации в образовательных учреждениях МЧС России, в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию), учебно-методических центрах и на курсах гражданской обороны, чем нарушены положения п. "в" ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года; п.п "д" пункта 2, , п.п "д" п. 4, п. 5, п.п "в"п. 6 Постановления Правительства РФ N 547 от 04 сентября 2003 года; пункта 21-22 Приложения к Приказу МЧС РФ от 19января 2004 года N 19 -зарегистрирован в Минюсте РФ от 17.02.2004 года N 5553.
Пункт 9. Не разработано положение о работнике организации, уполномоченном на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, чем нарушены положения ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года; абз.5 ст. 10 Постановления Правительства РФ N 794 от 30 декабря 2003 года.
Пункты 2 и 9 вменены не обосновано и излишне, в ходе проверки установлено отсутствие постоянно действующего органа управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а именно: не назначен работник, уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны (п. 8 протокола 78/4 от 26 марта 2013 года), соответственно прохождение обучения (повышения квалификации) должностными лицами, не может быть обеспечено. Положение о работнике организации, уполномоченном на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны может иметь место при наличии (создании) вышеуказанного органа, в связи с чем вменение указанного нарушения как самостоятельного является излишним.
С учетом изложенного, нарушения, изложенные в пунктах 1, 2, 9 протокола N 78/4 от 26 марта 2013 года, об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в отношении НОУ ООШ N 52 ОАО "РЖД" подлежат исключению как необоснованно вмененные.
Иные допущенные нарушения, а именно, указанные в пунктах 3-8 протокола N 78/4 от 26 марта 2013 года обоснованы нормами и требованиями действующего законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В силу требований действующего законодательства на НОУ ООШ N 52 ОАО "РЖД" возложена обязанность по выполнению требований законодательства РФ в области защиты населения и территорий от
7
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с п. "в" ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" организации обязаны, в том числе, обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организации способами защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.
Согласно подпунктам "а, д, е" п. 2 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04 сентября 2003 года N 547 (ред. от 08.09.2010) подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят: а) лица, занятые в сфере производства и обслуживания, не включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (работающее население); д) работники организаций, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются уполномоченные работники); е) председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям организаций.
Невыполнение данных требований нашло свое отражение в пунктах 3, 4, 5 протокола N 78/4 от 26 марта 2013 года.
Требование о создании резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, предусмотрено п. "ж" ст. 14, п.2 ст. 24 Закона N 68-ФЗ, п.п. 6, 20 Постановления Правительства РФ N 794 от 30 декабря 2003 года (п.п. 6-7 протокола N 78/4 от 26 марта 2013 года).
Постоянно действующими органами управления единой системы на объектовом уровне являются структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны (абз.5 п. 10 Постановления Правительства РФ N 794 от 30 декабря 2003 года).
При проведении проверки установлено, что в НОУ ООШ N 52 ОАО "РЖД" не назначен работник, уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (п. 8 протокола N 78/4 от 26 марта 2013 года).
Оснований не доверять сведениям должностного лица ОНД N 12 по пожарному надзору о том, что на момент проведения проверки имелись вышеуказанные нарушения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, не имеется.
Утверждение в жалобе о том, что на момент рассмотрения дела не было принято во внимание имеющееся положение о комиссии по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, является несостоятельным. Как следует
8
из акта проверки N 74/4 при поведении проверки было установлено, что юридическим лицом НОУ ООШ N 52 ОАО "РЖД" создана комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций, а также разработано Положение о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации (л.д. 6). Кроме того, данное нарушение не было вменено юридическому лицу.
Доводы жалобы об отсутствии денежных средств, выделенных на соблюдение требований законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, основанием к отмене состоявшихся по делу постановлений не являются, повлиять на обоснованность выводов судебных инстанций не могут, поскольку не свидетельствуют о принятии юридическим лицом в полной мере всех зависящих от него мер по соблюдению законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствовавших выполнению требований законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, законным представителем НОУ ООШ N 52 ОАО "РЖД" не представлено. Отсутствие достаточных финансовых средств для принятия мер по выполнению требований законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не является обстоятельством, исключающим виновность юридического лица в невыполнении указанных требований.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что юридическим лицом - НОУ ООШ N 52 ОАО "РЖД" не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований, предусмотренных законодательством в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Факт допущенных нарушений и невыполнение НОУ ООШ N 52 ОАО "РЖД" предусмотренных законодательством обязанностей в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также виновность НОУ ООШ N 52 ОАО "РЖД" в совершении административного правонарушения, подтверждены представленными в дело доказательствами, в том числе: сведениями, указанными в протоколе N78/4 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, от 26 марта 2013 года; актом проверки N74/4 от 26 марта 2013 года; распоряжением о проведении плановой выездной проверки юридического лица N 74/4 от 11 марта 2013 года и иными
9
материалами дела.
Всем представленным в материалы дела доказательствам судьей была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, выводы мирового судьи о наличии в действиях НОУ ООШ N 52 ОАО "РЖД" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, являются правильными.
Доводы жалобы о незаконности проведения плановой выездной проверки в отношении НОУ ООШ N 52 ОАО "РЖД" не нашли своего подтверждения.
Согласно ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ предметом плановой проверки является соблюдением юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов деятельности, обязательным требованиям.
Согласно ч. ч. 1 и 2 статьи 14 Закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля; в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указывается перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки (пункт 8).
Проверка проведена на основании распоряжения N 74/4 от 11 марта 2013 года, с целью исполнения ежегодного плана проведения плановых проверок на 2013 года. Распоряжение соответствует требованиям Федерального закона N 294-ФЗ, в нем указаны предмет и задачи проверки: контроль за выполнением обязательных требований законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В связи с чем ссылки в жалобе на то, что в отношении НОУ ООШ N 52 ОАО "РЖД" проводилась внеплановая проверка, являются несостоятельными.
В соответствии с ч. 12 ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
10
Из материалов дела следует, что копию распоряжения получила директор НОУ ООШ N 52 ОАО "РЖД" Елизарова А.А. 12 марта 2013 года, а проверка начата 19 марта 2013 года, таким образом, юридическое лицо было уведомлено заблаговременно о начале проведения плановой выездной проверки.
Доводы жалобы о том, что юридическому лицу не была предоставлена возможность подать возражения на акт проверки в соответствии с требованиями п. 12 ст. 16 Федерального закона N 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года, также основанием к отмене состоявшихся по делу решений не являются.
Несогласия с выявленными в ходе проверки нарушениями представитель НОУ ООШ N 52 ОАО "РЖД" при рассмотрении дела государственным инспектором по пожарному надзору не выразил, такой возможности лишен не был; возражений относительно проверки, проведенной 26 марта 2013 года, а также касаемо содержания акта проверки N 74/4 от 26 марта 2012 года в орган государственного пожарного надзора от НОУ ООШ N 52 ОАО "РЖД" не поступило.
Требования ст. ст. 9, 16 Федерального закона N 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года при проведении проверки соблюдены. Оснований, предусмотренных ст. 20 указанного Закона, влекущих недействительность результатов проверки по делу не установлено.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не допущено.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства данного дела; в соответствии с требованиями статьи 26.1 КоАП РФ установлены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании, содержится мотивированное решение по делу.
Постановление о назначении НОУ ООШ N 52 ОАО "РЖД" административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного чЛ ст. 20.6 КоАП РФ, вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
11
Довод жалобы о малозначительности совершенного НОУ ООШ N 52 ОАО "РЖД" правонарушения не может повлечь отмену обжалуемых судебных постановлений по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. При этом понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств дела.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ. При этом учтены характер совершенного административного правонарушения, объектом которого являются правоотношения в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, смягчающие обстоятельства, а также отсутствие отягчающих обстоятельств. Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ у судей не имелось.
Назначенное наказание в виде административного штрафа в размере 100 ООО рублей отвечает принципам справедливости и соразмерности. Следует также учесть, что НОУ ООШ N 52 ОАО "РЖД" назначен минимальный размер административного штрафа.
Кроме того, согласно ч. 2 ст. 31.5 КоАП РФ с учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.
Судья городского суда, рассмотрев жалобу на постановление мирового судьи, проверил дело в соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ, вынес законное и обоснованное решение, все доводы жалобы НОУ ООШ N 52 ОАО "РЖД" получили надлежащую правовую оценку.
При рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей и судьей городского суда законный представитель НОУ ООШ N 52 ОАО "РЖД" Елизарова А.А. принимала участие в судебных заседаниях и обосновывала позицию юридического лица по делу, представляла доказательства, таким образом юридическое лицо не было лишено возможности реально защищать свои права и законные интересы. Нарушений гарантированных Конституцией РФ и ст. 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст.ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Не может быть принята во внимание и ссылка в жалобе на Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2003 года N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса
12
Российской Федерации об административных правонарушениях", поскольку в названном Постановлении разъяснены вопросы, возникающие у арбитражных судов при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
Доводы надзорной жалобы заявителя не содержат иных правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.16 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 3 г. Коркино Челябинской области от 17 мая 2013 года и решение судьи Коркинского городского суда Челябинской области от 24 июля 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, в отношении Негосударственного общеобразовательного учреждения "Основная образовательная школа N 52" ОАО "Российские железные дороги" изменить: исключить из описательно-мотивировочной части постановления и решения указание на совершение НОУ ООШ N 52 ОАО "РЖД" нарушений, изложенных в пунктах 1, 2, 9 протокола N 78/4 от 26 марта 2013 года об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в отношении НОУ ООШ N 52 ОАО "РЖД".
В остальной части эти же судебные постановления оставить без изменения, а жалобы законного представителя НОУ ООШ N 52 ОАО "РЖД" Елизарова А.А. и защитника Лычагина А.И. - без удовлетворения.
Заместитель председателя областного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.