Заместитель председателя Челябинского областного суда Каширина Е.П., рассмотрев жалобу законного представителя ООО "Техноцентр" Панькова В.А. на постановление мирового судьи судебного участка N 3 Орджоникидзевского района г. Магнитогорска Челябинской области от 21 июня 2013 года и решение судьи Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 31 июля 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, в отношении ООО "Техноцентр",
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 3 Орджоникидзевского района г. Магнитогорска Челябинской области от 21 июня 2013 года юридическое лицо - ООО "Техноцентр" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 31 июля 2013 года указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения.
В жалобе законного представителя ООО "Техноцентр" Панькова В.А., поданной в порядке надзора, поставлен вопрос об отмене судебных постановлений ввиду их незаконности.
Изучив истребованное дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, доводы надзорной жалобы, нахожу судебные постановления подлежащими изменению в части по следующим основаниям.
Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ), а также принимаемыми в соответствии с ним Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от
2
чрезвычайных ситуаций определены в ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994г. N 68-ФЗ.
Часть 1 статьи 20.6 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в период с 19 апреля 2013 года по 06 мая 2013 года на основании распоряжения N 65/4 начальника ОНД N 2 Управления надзорной деятельности Главного Управления МЧС России по Челябинской области от 18 марта 2013 года проведена плановая выездная проверка в отношении ООО "Техноцентр", расположенного по адресу: Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. ***, 37, по выполнению требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Копия распоряжения получена директором ООО "Техноцентр" 20 марта 2013 года (л.д. 9-10).
Таким образом, распоряжение о проведении плановой выездной проверки N 65/4 от 18 марта 2013 года доведено в установленном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" порядке до проверяемого лица.
При проведении проверки принимал участие исполняющий обязанности директора ООО "Техноцентр" Тихомиров А.Н., по результатам проверки составлен акт N 65/4 от 06 мая 2013 года, который получен законным представителем юридического лица (л.д. 11-13).
В ходе проведения проверки должностным лицом ГУ МЧС России выявлены следующие нарушения, допущенные ООО "Техноцентр" в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
1. не разработан (отсутствует) "Паспорт безопасности опасного объекта", чем нарушены положения Приказа МЧС РФ N 506 от 04 ноября 2004 года; пп. 5 "а" протокола N4 Решения совместного заседания Совета Безопасности РФ и президиума Государственного совета РФ от 13 ноября 2003 года.
2. не создан (нет в наличии) координационный орган единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а именно: комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации, чем нарушены положения ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года
3
N 68-ФЗ; абз.4 п.7 Постановления Правительства РФ N 794 от 30 декабря 2003 года.
3. не разработано (нет в наличии) Положение о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации, утвержденное в установленном порядке, чем нарушены положения ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ; п.8 Постановления Правительства РФ N 794 от 30 декабря 2003 года.
4. не проводятся командно-штабные учения (тренировки) в целях совершенствования знаний, умений и навыков в области защиты от чрезвычайных ситуаций 1 раз в год, чем нарушены положения ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ; п.8 Постановления Правительства РФ N 547 от 04 сентября 2003 года.
5. не проводятся тактико-специальное учение в целях совершенствования знаний, умений и навыков в области защиты от чрезвычайных ситуаций с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований 1 раз в 3 года продолжительностью до 8 часов, чем нарушены положения ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ; п.9 Постановления Правительства РФ N 547 от 04 сентября 2003 года.
6. руководителем организации не пройдена переподготовка (повышение квалификации не менее 72 часов) в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в образовательных учреждениях МЧС России или в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования или в образовательных учреждениях дополнительного образования (учреждения повышения квалификации, курсы, центры профильной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию), или в учебно-методическом центре. Не представлены документы, подтверждающие прохождение обучения (повышения квалификации) в течение 5 лет в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций руководителем организации -удостоверение о прохождении обучения, чем нарушены положения п. "в" ст.14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ; пп. "г" п. 2, п.5, пп. "б" п.6 Постановления Правительства РФ N 547 от 04 сентября 2003 года; Постановление Правительства РФ N 610 от 26 июня 1995 года.
7. не пройдена переподготовка (повышение квалификации не менее 72 часов) должностными лицами (должностным лицом) структурных подразделений, уполномоченных (уполномоченного) на решение задач в области защиты от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны организации в образовательных учреждениях МЧС России или в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования или в образовательных учреждениях дополнительного образования (учреждения повышения квалификации, курсы, центры профильной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию), учебно-методических
4
центрах и на курсах гражданской обороны. Не представлены документы, подтверждающие прохождение обучения (повышения квалификации) в течение 5 лет в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций должностным лицом организации, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций -удостоверение о прохождении обучения, чем нарушены положения п. "в" ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ; пп. "д" п. 2, пп. "д" п.4, п. 5, пп. "в" п.6 Постановления Правительства РФ N 547 от 04 сентября 2003 года; Постановление Правительства РФ N 610 от 26 июня 1995 года; п. 21-22 Приложения к Приказу МЧС РФ от 19 января 2004 года N 19.
8. не пройдена переподготовка (повышение квалификации не менее 72 часов) руководителем и специалистами дежурно-диспетчерской службы организации в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в образовательных учреждениях МЧС России или в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования или в образовательных учреждениях дополнительного образования (учреждения повышения квалификации, курсы, центры профильной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию), или в учебно-методическом центре или на курсах гражданской обороны. Не представлены документы, подтверждающие прохождение обучения (повышения квалификации) в течении 5 лет в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций руководителем и специалистами дежурно-диспетчерской службы организации - удостоверение о прохождении обучения, чем нарушены положения п. "в" ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ; пп. "д" п. 2, пп. "д" п.4, п.5, пп. "в" п.6 Постановления Правительства РФ N 547 от 04 сентября 2003 года; Постановление Правительства РФ N 610 от 26 июня 1995 года, п.п.27-28 Приложения к Приказу МЧС РФ от 19 января 2004 года N 19.
9. не пройдена подготовка в области защиты чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с лицами занятыми в сфере производства и обслуживания, не включенными в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (работающий персонал, работники организации и т.п.), чем нарушены положения п. "в" ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года, Постановления Правительства РФ N 547 от 04 сентября 2003 года.
В связи с выявленными нарушениями составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, N80/4 от 13 мая 2013 года.
Вместе с тем, анализ вышеприведенных пунктов во взаимосвязи с правовым регулированием отношений в указанной области, свидетельствует о необходимости исключения из квалификации деяния юридического лица следующих вмененных ему нарушений.
Пункт 3. Не разработано положение о комиссии по предупреждению и
5
ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности организации, чем нарушены положения Федерального закона N 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 14; Постановления Правительства Российской Федерации N 794 от 30.12.2003 года, пункт 8.
В соответствии с п. 8 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 (ред. от 19.11.2012) "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями. Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании. Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций возглавляются соответственно руководителями указанных органов и организаций или их заместителями.
Вместе с тем, из материалов дела и акта проверки следует, что нарушение, указанное в пункте 2 - не создан координационный орган единой системы предупреждения и ликвидации ЧС, выявлено в результате непредставления юридическим лицом положения о комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности. Положение о комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС может иметь место при наличии (создании) вышеуказанного органа, в связи с чем вменение указанного нарушения как самостоятельного является излишним.
Пункт 5. Не проведено тактико-специальное учение в целях совершенствования знаний, умений и навыков в области защиты от чрезвычайных ситуаций с участием аварийно- спасательных служб и аварийно- спасательных формирований 1 раз в 3 года продолжительностью до 8 часов, а с участием аварийно-спасательных служб и аварийно- спасательных формирований постоянной готовности - 1 раз в год продолжительностью до 8 часов, чем нарушены положения Федерального закона N 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 14; Постановления Правительства Российской Федерации N 547 от 04.09.2003 года, пункт 9.
Пунктом 9 Постановления Правительства РФ от 04.09.2003 N 547 (ред. от 08.09.2010) "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлено: тактико-специальные учения продолжительностью до 8 часов проводятся с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований
6
организаций 1 раз в 3 года, а с участием формирований постоянной готовности - 1 раз в год.
В силу пункта 3 Положения N 547, методическое руководство, координация и контроль за подготовкой населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций возложено на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Юридические лица (в том числе общества с ограниченной ответственностью) указанные мероприятия не проводят.
Пункт 6. Руководителем организации не пройдена переподготовка (повышение квалификации не менее 72 часов) в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в образовательных учреждениях МЧС России или в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования или в образовательных учреждениях дополнительного образования (учреждения повышения квалификации, курсы, центры профильной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию), или в учебно-методическом центре. Не представлены документы, подтверждающие прохождение обучения (повышения квалификации) в течение 5 лет в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций руководителем организации - удостоверение о прохождении обучения, чем нарушены положения п. "в" ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ; пп. "г" п. 2, п.5, пп. "б" п.6 Постановления Правительства РФ N 547 от 04 сентября 2003 года; Постановление Правительства РФ N 610 от 26 июня 1995 года.
Постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 N 547 (ред. от 08.09.2010) "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлено, что подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера организуется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций и осуществляется по соответствующим группам в организациях (в том числе в образовательных учреждениях), а также по месту жительства.
Пунктами 2, 4, 5, 6 указанного Постановления предусмотрено, что подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает:
7
а) для работающего населения - проведение занятий по месту работы согласно рекомендуемым программам и самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках;
б) для неработающего населения - проведение бесед, лекций, просмотр учебных фильмов, привлечение на учения и тренировки по месту жительства, а также самостоятельное изучение пособий, памяток, листовок и буклетов, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций;
в) для обучающихся - проведение занятий в учебное время по соответствующим программам в рамках курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", утверждаемым Министерством образования и науки Российской Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
г) для руководителей органов государственной власти - повышение квалификации в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, проведение самостоятельной работы с нормативными документами по вопросам организации и осуществления мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций, участие в ежегодных сборах, учениях и тренировках, проводимых по планам Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
д) для председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям, руководителей органов местного самоуправления и организаций, уполномоченных работников - повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет, проведение самостоятельной работы, а также участие в сборах, учениях и тренировках.
Вменение указанного нарушения является не обоснованным, поскольку пункт 6 относится к обязанностям в области гражданской обороны.
Пункт 7. не пройдена переподготовка (повышение квалификации не менее 72 часов) должностными лицами (должностным лицом) структурных подразделений, уполномоченных (уполномоченного) на решение задач в области защиты от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны организации в образовательных учреждениях МЧС России или в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования или в образовательных учреждениях дополнительного образования (учреждения повышения квалификации, курсы, центры профильной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию), учебно-методических центрах и на курсах гражданской обороны. Не представлены документы, подтверждающие прохождение обучения (повышения квалификации) в течение 5 лет в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций должностным лицом организации, уполномоченным на решение
8
задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций -удостоверение о прохождении обучения, чем нарушены положения п. "в" ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ; пп. "д" п. 2, пп. "д" п.4, п. 5, пп. "в" п.6 Постановления Правительства РФ N 547 от 04 сентября 2003 года; Постановление Правительства РФ N 610 от 26 июня 1995 года; п. 21-22 Приложения к Приказу МЧС РФ от 19 января 2004 года N 19.
Пункт 8. не пройдена переподготовка (повышение квалификации не менее 72 часов) руководителем и специалистами дежурно-диспетчерской службы организации в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в образовательных учреждениях МЧС России или в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования или в образовательных учреждениях дополнительного образования (учреждения повышения квалификации, курсы, центры профильной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию), или в учебно-методическом центре или на курсах гражданской обороны. Не представлены документы, подтверждающие прохождение обучения (повышения квалификации) в течении 5 лет в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций руководителем и специалистами дежурно-диспетчерской службы организации - удостоверение о прохождении обучения, чем нарушены положения п. "в" ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ; пп. "д" п. 2, пп. "д" п.4, п.5, пп. "в" п.6 Постановления Правительства РФ N 547 от 04 сентября 2003 года; Постановление Правительства РФ N 610 от 26 июня 1995 года, п.п.27-28 Приложения к Приказу МЧС РФ от 19 января 2004 года N 19.
Учитывая вышеизложенные правовые нормы, а также положения п.п. 10, 11 Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2003 года "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", вмененные нарушения, указанные в пунктах 7, 8, подлежат исключению из квалификации деяния лица по ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, поскольку указанные пункты относится к обязанностям в области гражданской обороны.
С учетом изложенного, нарушения, изложенные в пунктах 3, 5, 6, 7, 8 протокола N 80/4 от 13 мая 2013 года, об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в отношении ООО "Техноцентр" подлежат исключению как необоснованно вмененные.
Иные допущенные нарушения, а именно, указанные в п.п. 1, 2, 4, 9 акта проверки обоснованы нормами и требованиями действующего законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В силу требований действующего законодательства на ООО "Техноцентр" возложена обязанность по выполнению требований законодательства РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно представленной в материалы дела копии свидетельства о регистрации А56-71458 на территории ООО "Техноцентра" расположен
9
опасный производственный объект - система газопотребления предприятия, зарегистрированная в государственном реестре опасных производственных объектов 12 декабря 2009 года (л.д. 53).
В соответствии с пунктом 2 Приказа МЧС Российской Федерации от 04.11.2004 N 506 "Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта" (далее по тексту Приказ N 506) типовой паспорт безопасности опасного объекта устанавливает основные требования к структуре, составу и оформлению паспорта безопасности опасного объекта. Типовой паспорт безопасности предназначен для разработки паспортов безопасности на объектах, использующих, производящих, перерабатывающих, хранящих или транспортирующих радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, гидротехнических сооружениях в случае возможности возникновения чрезвычайных ситуаций.
В силу пункта 4 Приказа N 506 разработку паспорта безопасности опасного объекта организует руководство объекта. О нарушении требований Приказа указано в п. 1 акта проверки N65/4 от 06 мая 2013 года.
Пунктом 7 Постановления Правительства РФ N 794 от 30 декабря 2003 года предусмотрено, что на объектовом уровне координационными органами единой системы является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации. Отсутствие координационных органов, также положения о создании, было установлено должностным лицом в ходе проведения проверки и отражено в п.п. 2 и 3 акта проверки.
Обязанность по проведению командно-штабных учений или штабных тренировок в организациях 1 раз в год продолжительностью до 1 суток, предусмотрена п.8 Постановления Правительства РФ N 547 от 04 сентября 2003 года (п.4 акта проверки).
В соответствии с п. 10 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 года N 547, в организациях, имеющих опасные производственные объекты, проводятся комплексные учения один раз в три года (п.4 акта проверки).
В соответствии с пунктом "в" ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее Закон N 68-ФЗ) организации обязаны, в том числе, обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организации способами защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.
Согласно пунктам "а, г, д" части 2 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04 сентября 2003 года N 547 (ред. от 08.09.2010), подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят лица, занятые в сфере производства и
10
обслуживания, не включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Невыполнение данных требований, нашло свое отражение в п.9 акта проверки N 65/4 от 06 мая 2013 года.
Оснований не доверять сведениям должностного лица ГУ МЧС о том, что на момент проведения проверки имелись вышеуказанные нарушения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, не имеется.
В ходе проверки выявленные нарушения законным представителем ООО "Техноцентр" не оспаривались. Представленные в материалы дела документы: приказ N1 от 14 мая 2013 года "О создании объектового звена единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", приказ N 2 от 14 мая 2013 года "О назначении работника, специально уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций", приказ N 3 от 15 мая 2013 года "О создании объектовой комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности", план основных мероприятий ООО "Техноцентр" в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2013 года, приказ N 4 от 15 мая 2013 года "О создании дежурно-диспетчерской службы предприятия", приказ N 5 от 20 мая 2013 года "О подготовке и проведении командно-штабного учения", приказ N 6 от 21 мая 2013 года "О подготовке и проведении объектовой тренировки по гражданской обороне", приказ N 7 от 22 мая 2013 года " О создании комиссии по повышению устойчивости функционирования" (л.д. 37-45), не свидетельствуют об отсутствии нарушений на момент проверки, и как следует из материалов дела и пояснений законного представителя ООО "Техноцентр" указанные документы были приняты для устранения выявленных нарушений в ходе проверки, проведенной в период с 19 апреля 2013 года по 06 мая 2013 года.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частичное устранение нарушений, указанных в акте проверки и протоколе об административном правонарушении, на момент принятия мировым судьей постановления не влечет отмену вынесенных по делу судебных актов. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что на момент выявления правонарушения у юридического лица ООО "Техноцентр" отсутствовали препятствия по выполнению указанных обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, и не были приняты все зависящие меры по их
11
соблюдению.
Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что юридическим лицом - ООО "Техноцентр" не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований, предусмотренных законодательством по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Факт допущенных нарушений и невыполнение ООО "Техноцентр", предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, и виновность ООО "Техноцентр" в совершении административного правонарушения подтверждены представленными в дело доказательствами, в том числе: сведениями, указанными в протоколе N80/4 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, от 13 мая 2013 года (л.д. 6-8); распоряжением N 65/4 от 18 марта 2013 года (л.д. 9-10), актом проверки N65/4 от 06 мая 2013 года (л.д. 11-13).
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела. О времени и месте составления протокола по делу об административном правонарушении законный представитель юридического лица извещен надлежащим образом, был уведомлен о необходимости явки в отдел надзорной деятельности; при этом в уведомлении о составлении протокола об административном правонарушении указано время и место его составления. Протокол об административном правонарушении был составлен уполномоченным должностным лицом с участием директора Панькова В.А. Права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ и ст. 51 Конституции РФ, разъяснены. Копия протокола об административном правонарушении вручена Панькову В.А. 13 мая 2013 года.
Доводы жалобы о том, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным должностным лицом, несостоятельны.
В соответствии с п. 7 ч. 2 и ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ был утвержден Приказ МЧС РФ от 27 января 2011 года N 18 "Об утверждении Перечня должностных лиц Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушения", согласно п. 3 которого инспектор, как должностное лицо территориального подразделения надзорной деятельности, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.6 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении N 80/4 от 13 мая 2013 года составлен государственным инспектором г. Магнитогорска и Верхнеуральского муниципального района по пожарному надзору, что не свидетельствует о нарушении ст. 28.3 КоАП РФ.
Всем представленным в материалы дела доказательствам судьей была
12
дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, выводы мирового судьи о наличии в действиях ООО "Техноцентр" административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, являются правильными.
Из материалов дела следует, что ООО "Техноцентр" имеет лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов от 29 апреля 2009 года и в своей деятельности использует опасный объект: систему газопотребления предприятия, данное обстоятельство подтверждается картой учета объекта в государственном реестре опасных производственных объектов, свидетельством о регистрации, страховым полисом опасного объекта (л.д. 48-55, 58).
Порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определен Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794, в силу п. 2 которого единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом N 68-ФЗ.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 68-ФЗ предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
В ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ установлена обязанность организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе, обязанность планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций (п. а ст. 14 Закона N 68-ФЗ).
При этом в нормах Федерального закона N 68-ФЗ не указано, что данная обязанность распространяется только на организации, эксплуатирующие потенциально опасные объекты, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, объекты экономики, обеспечивающие жизнедеятельность населения (объекты водоснабжения и канализации, очистки сточных вод, тепло- и электроснабжения, гидротехнические сооружения) и организации, расположенные в непосредственной близости к потенциально опасным объектам (ядерно,
13
радиационно, химически опасные предприятия и гидросооружения) и попадающих в зоны возможных чрезвычайных ситуаций техногенного характера и катастрофического затопления.
Таким образом, ООО "Техноцентр", являясь юридическим лицом, на основании п. "а" ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ обязано планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников от чрезвычайных ситуаций.
Обстоятельства дела выяснены всесторонне, полно и объективно. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, соблюдены.
Постановление мирового судьи соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, в нем содержится указание на обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, приведены доказательства, подтверждающие обстоятельства дела, и мотивированные выводы о виновности.
Судьей районного суда дело проверено в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ.
Решение судьи Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 31 июля 2013 года и постановление мирового судьи судебного участка N 3 Орджоникидзевского района г. Магнитогорска Челябинской области от 21 июня 2013 года вступили в законную силу в момент вынесения решения 31 июля 2013 года, следовательно, обжалованию как не вступившие в законную силу не подлежат. Жалоба ООО "Техноцентр" на вступившие в законную силу судебные постановления рассмотрена в порядке ст. 30.12 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Довод жалобы о малозначительности совершенного ООО "Техноцентр" правонарушения, не может повлечь отмену обжалуемых судебных постановлений по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. При этом понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств дела.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ. При этом учтены характер совершенного административного правонарушения, объектом которого являются правоотношения в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, смягчающие обстоятельства, а также отсутствие отягчающих обстоятельств.
14
Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ у судей не имелось.
Назначенное наказание в виде административного штрафа в размере 100 ООО рублей отвечает принципам справедливости и соразмерности. Следует также учесть, что ООО "Техноцентр" назначен минимальный размер административного штрафа.
Доводы надзорной жалобы заявителя не содержат иных правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.16 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 3 Орджоникидзевского района г. Магнитогорска Челябинской области от 21 июня 2013 года и решение судьи Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 31 июля 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, в отношении ООО "Техноцентр" изменить: исключить из описательно-мотивировочной части постановления и решения указание на совершение ООО "Техноцентр" нарушений, изложенных в пунктах 3, 5, 6, 7, 8 протокола N 80/4 от 13 мая 2013 года, об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в отношении ООО "Техноцентр".
В остальной части эти же судебные постановления оставить без изменения, жалобу законного представителя ООО "Техноцентр" Панькова В.А.- без удовлетворения.
Заместитель председателя -,
областного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.