Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судей
при секретаре
Шигаповой СВ.,
Кучина М.И., Зариповой Ю.С.,
Шагеевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации Южноуральского городского округа Челябинской области на решение Южноуральского городского суда Челябинской области от 15 июля 2013 года по гражданскому делу по иску прокурора города Южноуральска Челябинской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Муниципальному учреждению здравоохранения "Южноуральская центральная городская больница", Администрации Южноуральского городского округа о понуждении к исполнению законодательства о пожарной безопасности,
заслушав доклад судьи Шигаповой СВ. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав мнение прокурора,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Южноуральска Челябинской области обратился в суд с иском к Муниципальному учреждению здравоохранения "Южноуральская центральная городская больница" (далее МУЗ "ЮЦГБ"), Администрации Южноуральского городского округа о понуждении к исполнению законодательства о пожарной безопасности.
В обоснование иска указал на то, что в ходе проведенной проверки выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, допущенные МУЗ "ЮЦГБ". В здании хирургического корпуса МУЗ "ЮЦГБ" по адресу: город Южноуральск, улица ***, имеются нарушения пожарной безопасности, а именно: отделка стен лестничной клетки гнойного отделения выполнена материалом недопустимой пожарной опасности, несущие металлические конструкции лестничных маршей (косоуры) не обработаны огнезащитным составом.
1 этаж - двери лестничных клеток, ведущие в общие коридоры не имеют приспособления для самозакрывания и уплотнения их в притворах, на запасном эвакуационном выходе в лестничной клетке у гинекологического отделения устроено подсобное помещение (раздевалка) выгороженное
в? {-Г?
панелями ДСП, запасной эвакуационный выход из помещения гинекологии заложен кирпичом, этажные планы эвакуации людей в случае пожара не соответствуют требованиям ГОСТ Р 12 2.143-2009 - выполнены не на основе фотолюминесцентного материала, двери лифтовых шахт в здании не имеют требуемого предела огнестойкости.
2 этаж - отделка стен общего коридора гнойного отделения выполнена материалом недопустимой пожарной опасности, покрытие пола общего коридора отделения выполнено из материала с недопустимой пожарной опасностью, двери лестничных клеток, ведущие в общие коридоры, не имеют приспособления для самозакрывания и уплотнения их в притворах, двери помещения кладовой сестры хозяйки не имеют требуемого предела огнестойкости 0,6 часа, этажные планы эвакуации людей в случае пожара не соответствуют требованиям ГОСТ Р 12 2.143-2009 - выполнены не на основе фотолюминесцентного материала, двери лифтовых шахт в здании не имеют требуемого предела огнестойкости.
Помощник прокурора - Петрова М.В. в судебном заседании исковые требования поддерживала в полном объеме, и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика - МУЗ "ЮЦГБ" - Кучеренко Н.А. в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований прокурора.
Представитель третьего лица - Отдела надзорной деятельности N 11 УВД по Челябинской области - Федотов А.В. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований прокурора города Южноуральска.
Администрация Южноуральского городского округа в судебном заседании участия не принимала при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства.
15 июля 2013 года Южноуральским городским судом Челябинской области постановлено решение, которым суд удовлетворил исковые требования прокурора города Южноуральска Челябинской области к МУЗ "ЮЦГБ", Администрации Южноуральского городского округа о понуждении к исполнению законодательства о пожарной безопасности. Обязал в течение 6 месяцев, со дня вступления решения в законную силу МУЗ "ЮЦГБ", при недостаточности денежных средств - Администрацию Южноуральского городского округа в административном корпусе, расположенном по адресу: город Южноуральск, улица *** произвести - отделку стен лестничной клетки гнойного отделения материалом с допустимой пожарной опасности, несущие металлические конструкции лестничных маршей (косоуры) обработать огнезащитным составом.
,1
1 этаж - двери лестничных клеток, ведущие в общие коридоры оборудовать приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями их в притворах, на запасном эвакуационном выходе в лестничной клетке у гинекологического отделения демонтировать подсобное помещение (раздевалка) выгороженное панелями ДСП, восстановить запасной эвакуационный выход из помещения гинекологии, этажные планы эвакуации в случае пожара привести в соответствие с требованиям ГОСТ Р 12 2,143-2, двери лифтовых шахт в здании выполнить в соответствии с требованиями предела огнестойкости.
2 этаж - отделку стен общего коридора гнойного отделения выполнить материалом с допустимой пожарной опасности, покрытие пола общего коридора отделения выполнить из материала с допустимой пожарной опасностью, двери лестничных клеток, ведущие в общие коридоры, оборудовать приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями их в притворах, двери помещения кладовой сестры хозяйки выполнить в соответствии с пределами огнестойкости 0,6 часа, этажные планы эвакуации в случае пожара привести в соответствие с требованиям ГОСТ Р 12 2,143-2, двери лифтовых шахт в здании не имеют требуемого предела огнестойкости.
Не согласившись с постановленным по делу решением, Администрация Южноуральского городского округа обратилась в Челябинский областной суд с апелляционной жалобой, в которой просит изменить состоявшееся по делу решение, отказав прокурору города Южноуральска в удовлетворении исковых требований в части обязывающей Администрацию Южноуральского городского округа при недостаточности денежных средств у МУЗ "ЮЦГБ" выполнить требования пожарной безопасности в здании расположенном по адресу: город Южноуральск, улица *** и установить новый срок для исполнения до 01 июня 2014 года.
В обоснование доводов жалобы указывает, что законодательством не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления по содержанию имущества муниципальных учреждений и привидению его в соответствие с требованиями пожарной безопасности. МУЗ "ЮЦГБ" является бюджетным учреждением, наделенным имуществом на праве оперативного пользования. В соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации Администрация Южноуральского городского округа не несет ответственность по обязательствам бюджетного учреждения.
Представитель заявителя - Администрации Южноуральского городского округа, представители заинтересованных лиц - МУЗ "ЮЦГБ", Отдела надзорной деятельности N 11 УВД по Челябинской области участия в судебном заседании апелляционной инстанции не принимали при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства.
Учитывая наличие сведений о надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства неявившихся участников процесса при отсутствии сведений об уважительности причин их неявки в судебное заседание, судебная коллегия полагает о возможности рассмотрения дела в их отсутствие (статья 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в полном объеме, выслушав мнение прокурора, судебная коллегия находил решение суда первой инстанции подлежащим отмене в части в связи с допущенным нарушения судом первой инстанции норм материального права.
В силу статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Как видно из материалов дела, настоящее заявление прокурором подано именно в защиту неопределенного круга лиц.
Судом достоверно установлен факт нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в здании пищеблока расположенного по адресу: город Южноуральск, улица ***, допущенные МУЗ "ЮЦГБ", который выявлен в ходе проверки, проведенной прокуратурой города Южноуральска в марте 2013 года на соблюдения законодательства о пожарной безопасности на территории Южноуральского городского округа Челябинской области.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования и возлагая, в том числе, на Администрацию Южноуральского городского округа в случае недостаточности денежных средств обязанность по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности, суд первой инстанции исходил из принадлежности здания учреждения здравоохранения на праве собственности Администрации городского округа.
При этом, суд первой инстанции руководствовался положениями Устава МУЗ "ЮЦГБ", в котором предусмотрено, что учредителем Учреждения является муниципальное образование Южноуральский
городской округ; функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет администрация Южноуральского городского округа; имущество учреждения находится в муниципальной собственности Южноуральского городского округа, отражается на самостоятельном балансе и закреплено за учреждением на праве оперативного управления.
С такими выводами суда первой инстанции не может согласиться судебная коллегия, поскольку они противоречат требованиям действующего законодательства.
Федеральный закон "О пожарной безопасности" N 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
Пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (статья 1 Федерального закона "О пожарной безопасности").
На основании статьи 3 Федерального закона "О пожарной безопасности", система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона "О пожарной безопасности" федеральный государственный пожарный надзор, за исключением федерального государственного пожарного надзора, осуществляемого в лесах, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Федерального закона N 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года "Об основах охраны здоровья граждан", медицинской
организацией является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.
Положениями статьи 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан" предусмотрено, что основными принципам охраны здоровья являются, в том числе и ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.
В силу статьи 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Системное толкование приведенных выше норм права позволило суду первой инстанции сделать правильный вывод о необходимости возложения обязанности на учреждение здравоохранения устранить нарушение требований пожарной безопасности.
При этом, указывая на необходимость возложения такой же обязанности на администрацию, в случае недостаточности денежных средств у учреждения здравоохранения, поскольку она является учредителем бюджетного учреждения, суд первой инстанции не учел, что государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением. Бюджетное учреждение отвечает по своим
6
обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения (статья 120 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно Федерального закона от 08 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" положения абзаца шестого пункта второго статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяются к правоотношениям, возникшим до 01 января 2011 года.
Из материалов же дела видно, что спорные правоотношения возникли после указанной даты, поскольку проверка прокурором в МУЗ "ЮЦГБ" проведена в марте 2013года.
При принятии оспариваемого решения суд первой инстанции не учел положения новой редакции части 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации и постановил в этой части незаконное решение. В этой связи доводы апелляционной жалобы Администрации Южноуральского городского округа Челябинской области представляются заслуживающими внимания.
При таких обстоятельствах решение суда в части возложения субсидиарной обязанности по заявленным требованиям на Администрацию Южноуральского городского округа Челябинской области подлежит отмене, с вынесением в этой части нового решения об отказе в удовлетворении данных требований прокурору города Южноуральска Челябинской области.
Руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Южноуральского городского суда Челябинской области от 10
7
июля 2013 года в части возложения субсидиарной обязанности на Администрацию Южноуральского городского округа Челябинской области отменить.
Принять по делу в этой части новое решение об отказе прокурору города Южноуральска Челябинской области в удовлетворении требований о возложении субсидиарной обязанности на Администрацию Южноуральского городского округа Челябинской области устранить требования пожарной безопасности.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.