Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе: председательствующего судьи Щелокова Ю.Г. судей Малоедовой Н.В., Кузнецовой Л.А.
при секретаре Юсупове Р.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе администрации г. Челябинска на решение Тракторозаводского районного суда г. Челябинска от 18 июля 2013 года по иску прокурора Тракторозаводского района г. Челябинска в интересах Гарта И.Е. к администрации Тракторозаводского района г. Челябинска, администрации г. Челябинска о возложении обязанности предоставить жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Щелокова Ю.Г. об обстоятельствах дела, пояснения представителя администрации Тракторозаводского района г. Челябинска и администрации г. Челябинска - Шаеховой Р.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на доводы жалобы Гарт И.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Тракторозаводского района г. Челябинска обратился в суд в интересах Гарта И.Е. с иском к администрации Тракторозаводского района г. Челябинска, администрации г. Челябинска о возложении обязанности предоставить Гарту И.Е. по договору найма специализированного жилого помещения отдельное благоустроенное, применительно к условиям г. Челябинска, жилое помещение общей площадью не менее **** кв.м., находящееся в границах г. Челябинска за счет средств бюджета Челябинской области. В обоснование требований прокурор указал на то, что Гарт И.Е. является лицом из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей. 22 октября 2012 года распоряжением Главы администрации Тракторозаводского района г. Челябинска он поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. До настоящего времени жилое помещение Гарту И.Е. не предоставлено.
Представитель администрации Тракторозаводского района г. Челябинска и администрации г. Челябинска - Шаехова Р.А. в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что специализированный жилой фонд в г.
Челябинске ещё не создан, поскольку изменения в законодательстве вступили в силу недавно.
Представители третьих лиц - УСЗН администрации Тракторозаводского района г. Челябинска, Правительства Челябинской области, Министерства финансов Челябинской области, Управления Федерального казначейства по Челябинской области в судебное заседание не явились.
Суд постановил решение об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе администрация г. Челябинска просит решение суда отменить, указав, что законодательством не определен порядок финансирования и создания специализированного жилого фонда, что не было учтено судом и приводит к неисполнимости решения суда.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Тракторозаводского района г. Челябинска указывает на то, что обстоятельства, на которые ссылается администрация г. Челябинска, не освобождают её от обязанности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того указывает, что законом определен порядок организации работы и механизм предоставления специализированных жилых помещений.
УСЗН администрации Тракторозаводского района г. Челябинска, Правительство Челябинской области, Министерство финансов Челябинской области, Управление Федерального казначейства по Челябинской области извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции их представители не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия на основании положений ст.ст. 167,327 Гражданского процессуального кодекса РФ признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как установлено материалами дела, Гарт И.Е., **** года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать - Маркова О.В. решением Подольского городского суда Московской области от 13 декабря 2010г. лишена родительских прав, отец - Гарт Е.К. умер **** года. Распоряжением Главы администрации Тракторозаводского района г. Челябинска от 05 апреля 2011
2
года N 522 Гарт И.А. помещен под надзор ГОУ НПО " ****" г. Челябинска на полное государственное обеспечение. Распоряжением Главы администрации Тракторозаводского района г. Челябинска N 820 от 13 июня 2012г. определено предоставить Гарту И.Е. жилье после окончания пребывания в образовательных и иных учреждениях. Распоряжением Главы администрации Тракторозаводского района г. Челябинска N 1467 от 22 октября 2012г. Гарт И.Е. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лицо из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
Указанные обстоятельства подтверждаются распоряжениями Главы администрации Тракторозаводского района г. Челябинска (л.д.6, 17, 18), свидетельством о рождении (л.д.10), решением (л.д.11-13), свидетельством о смерти (л.д.14).
В соответствии с пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 N 15-ФЗ), детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения
3
родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7 ст. 8 Закона).
В силу ст. 5 названного закона, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в ст.ст. 1, 17 Закона Челябинской области от 25 октября 2007 N 212-30 "О мерах социальной поддержки детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье" (в редакции Закона Челябинской области от 31 января 2013 года N447-30).
В соответствии со ст. 3 Закона Челябинской области от 22 декабря 2005 N442-30 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению названной категории граждан жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий обеспечивается за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного фонда компенсаций, создаваемого в составе областного бюджета (ст. 6 Закона).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Гарт И.Е. относится к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, жилое помещение ему не предоставлено, в связи с чем пришел к выводу о том, что он имеет право на получение жилья по
4
нормам предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, а обязанность по предоставлению жилого помещения Гарт И.Е. должна быть возложена на администрацию г. Челябинска за счет средств бюджета Челябинской области.
Судебная коллегия указанные выводы суда находит правильными, поскольку они основаны на установленных в судебном заседании фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Администрация г. Челябинска в апелляционной жалобе ссылается на отсутствие установленного законом порядка финансирования и создания специализированного жилого фонда.
Указанный довод не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку Федеральный закон от 29 февраля 2012г. N 15-ФЗ, которым внесены изменения в ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", принят от 29 февраля 2012г., вступил в законную силу с 01 января 2013г. Таким образом, законодателем был предусмотрен значительный временной период, в течение которого у органов государственной власти имелась реальная возможность создать необходимые условия, в том числе, посредством принятия необходимых нормативно-правовых актов, устанавливающих порядок реализации жилищных прав граждан указанной категории. Поэтому отсутствие на момент вынесения судом решения установленного порядка финансирования и создания специализированного жилого фонда не указывает на неправильность судебного решения. Иное означало бы, что конституционное право на жилище, получившее правовое основание в нормативных правовых актах, регулирующих спорные правоотношения, не может быть реализовано гражданином вследствие невыполнения государственными органами действий, необходимых для создания условий фактической реализации принадлежащих гражданину прав. Гарантированное законом право Гарта И.Е., как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем не может быть поставлено в зависимость от момента определения органом местного самоуправления порядка финансирования и создания специализированного жилого фонда.
Признавая решение суда правильным, учитывая, что статьёй 8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено право Гарта И.Е. на предоставление жилого
5
помещения именно из специализированного жилищного фонда, однако в резолютивной части решения указание на это отсутствует, судебная коллегия полагает необходимым дополнить резолютивную часть решения указанием на предоставление Гарту И.Е. жилого помещения из специализированного жилищного фонда.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тракторозаводского районного суда г. Челябинска от 18 июля 2013 года изменить, дополнив резолютивную часть решения указанием на предоставление Гарту И.Е. жилого помещения из специализированного жилищного фонда.
В остальной части решение Тракторозаводского районного суда г. Челябинска от 18 июля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации г. Челябинска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
6
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.