Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Лутфуллоевой P.P.
судей Аброськиной Е.А., Скрябиной С.В.
при секретаре Смольниковой Т.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 октября 2013 года в г.Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ в г. Магнитогорске Челябинской области на решение Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 31 июля 2013 года.
Заслушав доклад судьи Лутфуллоевой P.P. об обстоятельствах дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Старых Е.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Магнитогорске Челябинской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включении в специальный стаж периодов работы с 01.11.1992г. по 31.01.1994г., с 05.02.1996г. по 30.04.1996г., с 17.12.2001г. по 22.11.2002г., назначить пенсию с момента обращения, то есть с 05.04.2013г.
В обоснование исковых требований указала, что 05.04.2013г. обратилась в УПФР за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тем, что выработала необходимый 30-летний стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Решением ответчика в назначении пенсии ей было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. В специальный стаж не были включены периоды работы с 01.11.1992г. по 31.01.1994г. ****, с 05.02.1996г. по 30.04.1996г. в ****, с 17.12.2001 года по 22.11.2002 года ****. Решение ответчика считает незаконным, поскольку структура предприятия, на котором она работала с годами менялась, при этом ее работа всегда оставалась связанной с лечебной деятельностью, по охране здоровья населения.
2
Суд постановил решение, которым исковые требования удовлетворил.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ в г. Магнитогорске Челябинской области просит об отмене решения суда по мотивам незаконности и необоснованности, ссылаясь на то, что период работы с 01.11.1992г. по 31.01.1994г. в должности **** не может быть засчитан в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку наименование учреждения не предусмотрено Перечнем профессий и должностей работников здравоохранения, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. N 464. Период работы с 05.02.1996г. по 30.04.1996г. в должности **** не может быть засчитан в специальный стаж, поскольку наименование должности не предусмотрено п. 3.2 "Средний медицинский персонал" Номенклатуры должностей, утвержденной приказом Минздрава РФ от 15.10.1999г. N 377. Период работы с 17.12.2001г. по 22.11.2002г. в должности **** не может быть засчитан в специальный стаж, так как наименование структурного подразделения "стационар" не предусмотрено п. 1 "Правил исчисления сроков выслуги ... ", утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. N 1066. Кроме того, наименование учреждения АНО МСЧ не предусмотрено разделом "Наименование учреждений" "Списка должностей ... ". Согласно выписке из ИЛС застрахованного лица спорный период работы истицы подтвержден как работа на общих основаниях. Также не может быть засчитан в специальный стаж период нахождения истца на учебе с 28.10.2002г. по 22.11.2002г., поскольку такая возможность не предусмотрена п. 5 "Правил исчисления периодов работы ... ", утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. N 516.
Стороны о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции надлежащим образом извещены, в суд апелляционной инстанции не явились и о причинах неявки не сообщили, поэтому судебная коллегия в соответствии со ст. 327 и ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
3
Из материалов дела следует, что 05.04.2013г. Старых Е.А. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Магнитогорске с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан N 005870 от 12.04.2013г. Старых Е.А. отказано в назначении трудовой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ.
Отказано во включении периодов работы с 01.11.1992г. по 31.01.1994г. ****; с 05.02.1996г. по 30.04.1996г. в качестве ****; с 17.12.2001г. по 22.11.2002г. в качестве ****.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организации), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Согласно постановлению Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года N 2-П при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться правовые акты, регулирующие порядок исчисления стажа необходимого для назначения досрочной пенсии по старости до введения в действие нового правового регулирования, действовавшие до 31.12.2001г.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" в
4
выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.
Пункт 1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 464, предусматривал, что врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности при наличии специального стажа имели право на пенсию по выслуге лет.
Установив, что Центр медицинской диагностики Магнитогорского металлургического комбината являлся структурным подразделением Медсанчасти Магнитогорского металлургического комбината, а должность истицы предусмотрена Списком, суд первой инстанции обоснованно включил в специальный стаж Старых Е.А. период работы с 01.11.1992г. по 31.01.1994г.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что наименование учреждения не предусмотрено Перечнем профессий и должностей работников здравоохранения, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. N 464, а также Перечнем лечебно-профилактических учреждений здравоохранения, утвержденным приказом Министерства здравоохранения РФ от 03.11.1999г. N 395, являются несостоятельными, поскольку учреждение, в котором работала истица является учреждением здравоохранения, которое оказывает медицинскую помощь населению. Все преобразования юридического лица, подтвержденные документами и записями в трудовой книжке истца, проходили в течение длительного периода времени, однако характер деятельности истицы не менялся, а все учреждения, в которых она работала в период преобразования, по сути своей являлись структурными подразделениями Медико-санитарной части ММК, которая в настоящее время именуется АНО " ****" и является лечебно-профилактическим учреждением, оказывающим услуги работникам комбината и населению города Магнитогорска по оказанию первой
5
неотложной медицинской помощи, диагностированию заболеваний, их выявлению и лечению.
Период работы с 05.02.1996г. по 30.04.1996г. в должности **** также обоснованно включен в специальный стаж истца на основании следующего.
Согласно сообщениям АНО МСЧ АГ и ОАО "ММК" от 25.06.2013г., от 16.07.2013г. архивные документы МСЧ ММК и Муниципального медицинского учреждения "Городская больница N 2" за 1939-1996г.г. переданы в МУ "Городской архив" г. Магнитогорска (л.д. 57, 83).
Из ответа МКУ "Городской архив" г. Магнитогорска от 26.07.2013г. следует, что штатные расписания за 1996г. Городской больницы N 2, Положение "О Центре медицинской диагностики" за 1996г., Положение "О кабинете функциональной диагностики", должностная инструкция старшей медицинской сестры кабинета медицинской диагностики на хранение в МКУ "Городской архив" г. Магнитогорска не передавались (л.д. 104).
Согласно приказу Минздрава РФ от 15.10.1999г. N 377 "Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения", а также приказу Минздрава России от 20.12.2012г. N 1183н "Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников" старшая медицинская сестра относится к среднему медицинскому персоналу.
Установив, что должность, в которой работала истица в спорный период относилась к среднему медицинскому персоналу, предусмотренному Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 464, суд пришел к обоснованному выводу о включении периода работы с 05.02.1996г. по 30.04.1996г. в должности **** в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Также является верным вывод суда о необходимости включения в специальный стаж истца периода работы с 17.12.2001г. по 22.11.2002г. в должности ****
6
****.
Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой" среди должностей среднего медицинского персонала поименована должность "медицинская сестра", п. 3 раздела "Наименование учреждений" поименована медико-санитарная часть.
Списком от 29.10.2002г. N 781 разделом "наименование учреждений" также предусмотрена "медико-санитарная часть".
Поскольку наименование учреждения соответствует нормативным документам, определяющим право на досрочное назначение пенсии, оснований для отказа во включении в специальный стаж периода работы истицы с 17.12.2001г. по 22.11.2002г. в должности **** у ответчика не имелось. Юридически значимым обстоятельством при рассмотрении названного спора является наименование учреждения. Наименование структурного подразделения имеет значение при исчислении выслуги лет в льготном, а не в календарном порядке. Судом в специальный стаж истца включен в календарном исчислении период работы в должности, предусмотренной Списком, и в учреждении, предусмотренном Списком, что соответствует положениям законодательства в области пенсионного обеспечения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что наименование структурного подразделения "Центр медицинской диагностики" не предусмотрено Номенклатурой учреждений здравоохранения, не могут быть приняты во внимание.
Учреждение Медико-санитарная часть, в состав которого входит Центр медицинской диагностики, предусмотрено п. 6 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781. Переименование, преобразование, реорганизация учреждения, в котором работала истец, без изменения вида и характера его деятельности, изменения характера работы истца на ее пенсионные права не влияет.
Как правильно указано судом первой инстанции, учреждения, где протекала трудовая деятельность истца, несмотря на неоднократные
7
изменения наименования, являлись учреждением здравоохранения, созданы с целью оказания медицинской помощи населению г. Магнитогорска, и все последующие происходившие преобразования и изменения на характер деятельности истца не повлияли.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что период нахождения истицы на учебе с 28.10.2002г. по 22.11.2002г. (25 дней) не могут быть включены в специальный стаж, поскольку это не предусмотрено п. 5 Правил от 11.07.2002г. N 516, не принимаются во внимание, поскольку указанный период исключен судом из специального стажа истца.
По настоящему делу суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил закон, представленные доказательства оценил по правилам, установленным в ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 31 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ в г. Магнитогорске Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.