Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе
председательствующего Зеленовой Е.Ф.
судей Аброськиной Е.А., Шушкевич О.В.
при секретаре Бабкиной А.В.
с участием прокурора Малышевой О.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства социальных отношений Челябинской области на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 09 августа 2013 года по иску прокурора Челябинской области в интересах Искандеровой Д.Х., действующей в интересах несовершеннолетней Я.Д.М., к Министерству социальных отношений Челябинской области, Государственному учреждению Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов "Импульс" о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности по выплате компенсации расходов на проезд к месту лечения и обратно
Заслушав доклад судьи Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав прокурора Малышеву О.П., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Челябинской области обратился в суд в интересах Искандеровой Д.Х., действующей в интересах несовершеннолетней Я.Д.М., с иском к Государственному учреждению Челябинскому областному реабилитационно-физкультурному центру инвалидов "Импульс" (далее - ГУ ЧОРФЦИ "Импульс"), Министерству социальных отношений Челябинской области (далее - Минсоцотношений Челябинской области) о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности по выплате компенсации расходов на бесплатный проезд к месту лечения и обратно в сумме **** руб. 80 коп.
В обоснование исковых требований указал, что 22.12.2011 г. ФГБУ "Научный центр здоровья детей РАМН" направлен вызов на стационарное лечение Я.Д.М., как ребенку - инвалиду. 16.01.2012 г. Я.Д.М. выдан талон на проезд к месту лечения для получения медицинской помощи. Проезд к месту лечения был осуществлен на авиационном транспорте, который Искандерова Д.Х. оплатила из собственных средств. ГУ ЧОРФЦ
инвалидов "Импульс" отказало в выплате компенсации за проезд в связи с тем, что в направлении к месту лечения имеется железнодорожное сообщение.
В судебном заседании помощник прокурора Челябинской области Воронцова Г.В., истец Искандерова Д.Х. заявленные исковые требования поддержали.
Представитель ответчика Минсоцотношений Челябинской области -Гриб О.А. возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель ответчика ГУ ЧОРФЦИ "Импульс" участия в судебном заседании не принимал.
Решением суда исковые требования удовлетворены частично. На Министерство социальных отношений Челябинской области возложена обязанность по выплате Искандеровой Д.Х. компенсации за проезд к месту лечения и обратно в размере **** руб. 80 коп. В удовлетворении остальной части исковых требований, а также в удовлетворении требований к ГУ ЧОРФЦИ "Импульс" отказано.
В апелляционной жалобе представитель Минсоцотношений Челябинской области просит решение суда отменить, полагая, что судом не применен закон, подлежащий применению. Считает, что истцом не были соблюдены условия пользования междугородным транспортом, законные основания для выплаты истцу компенсации расходов по оплате проезда авиационным транспортом отсутствуют. Кроме того, Искандерова Д.Х. не обращалась в ГУ ЧОРФЦИ "Импульс" за получением специального талона на право бесплатного получения проездных документов.
Истец Искандерова Д.Х., представители ответчиков ГУ ЧОРФЦИ "Импульс", Минсоцотношений Челябинской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, в соответствии с ч.З ст. 167, ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ст.6.2 ФЗ "О государственной социальной помощи" детям-инвалидам гарантирован бесплатный проезд к месту лечения и обратно.
В соответствии с пп.2-5 Порядка предоставления отдельным категориям граждан бесплатного проезда на междугородном транспорте к
3
месту лечения и обратно (утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 18 апреля 2011 года N 95-П), право на предоставление бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно имеют граждане, включенные в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и указанные в статьях 6.1, 6.7 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178 -ФЗ "О государственной социальной помощи".
Граждане имеют право на бесплатный проезд к месту лечения и обратно на железнодорожном транспорте (поезда всех категорий, в том числе фирменные поезда в случаях, когда возможность проезда к месту лечения я обратно в поездах других категорий отсутствует, вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности); автомобильном транспорте общего пользования, водном транспорте на местах третьей категории, авиационном транспорте (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения, либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом на условиях, установленных подпунктом 1 наастоящего пункта, либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга.
Предоставление гражданам бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно осуществляется путем выдачи специальных талонов на право бесплатного получения проездных документов в поезде дальнего следования или направления на приобретение проездных документов на авиационном, автомобильном и водном транспорте.
Организацию работы с гражданами по месту жительства по предоставлению бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно осуществляет Министерство социальных отношений Челябинской области и уполномоченное им учреждение.
Министерство социальных отношений Челябинской области приказом от 27 июня 2012 года N197 наделило Государственное учреждение Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов "Импульс" соответствующими полномочиями, в том числе по назначению выплат компенсаций за проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Судом первой инстанции установлено, и подтверждается материалами дела, что Я.Д.М., **** года рождения, является ребенком-инвалидом (л.д. 31,34,22).
С 18.04.2012 г. по 18.05.2012 г. Я.Д.М. проходила лечение в ФГБУ "Научный центр здоровья детей РАМН" г.Москва. Для прибытия к
месту лечения и обратно Я.Д.М. и её законный представитель Искандерова Д.Х. воспользовались авиатранспортом. Стоимость проезда составила **** руб.
25 сентября 2012 года Искандерова Д.Х. обратилась в Минсоцотношений Челябинской области с заявлением о выплате компенсации за проезд к месту лечения и обратно в размере стоимости проезда в купейном вагоне по маршруту Екатеринбург - Москва, Москва -Екатеринбург в размере **** руб. 80 коп. (л.д.15, 28,29).
В выплате компенсации Искандеровой Д.Х. ГУ ЧОРФЦ "Импульс" отказало письмом от 20.12.2012 г. (л.д.14).
Из п.5 Порядка предоставления отдельным категориям граждан бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, а также из представленного в материалы дела письма Минтруда России от 11 февраля 2013 года N 13-3/247 усматривается, что бесплатный проезд на авиатранспорте предоставляется при отсутствии железнодорожного сообщения; при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом на условиях, установленных подпунктом 1 настоящего пункта; при наличии у инвалида, в том числе, ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга.
В соответствии с п. 13.1 вышеуказанного Порядка, в случае если право на бесплатный проезд к месту лечения и обратно было реализовано гражданином самостоятельно за счет собственных средств, гражданину возмещают расходы, связанные с приобретением проездных билетов на проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, в размере, не превышающем стоимость проезда на видах транспорта, указанных в пункте 5 настоящего Порядка.
Из письменных материалов дела следует, что 16 января 2012 года Искандеровой Д.Х. был выдан талон N 2 на получение специальных талонов на проезд к месту лечения для получения медицинской помощи. Однако она таким правом не воспользовалась, в ГУ ЧОРФЦ инвалидов "Импульс" за данными талонами не обращалась.
Согласно медицинской справке ФГБУ "Научный центр здоровья детей РАМН" в связи с тяжестью основного заболевания Я.Д.М. нуждается в авиаперелете до места лечения и обратно (л.д.66).
Удовлетворяя заявленные требования к Министерству социальных отношений по Челябинской области, оценив в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ собранные по делу доказательства, правильно применив
5
положения пп.2-5 Порядка предоставления отдельным категориям граждан бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 18 апреля 2011 года N 95-П), суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу о том, что Искандерова Д.Х., действующая в интересах своей дочери, вправе претендовать на компенсацию расходов на проезд к месту лечения и обратно по стоимости железнодорожного транспорта, неисполнение данной обязанности нарушает право Искандеровой Д.Х и несовершеннолетней Я.Д.М. на бесплатный проезд к месту лечения и обратно, гарантированное им положениями ст. 6.2. Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Доводы представителя ответчика о том, что у Искандеровой Д.Х., была возможность реализовать свое право на бесплатный проезд к месту лечения и обратно путем получения специальных талонов, Искандеровой Д.Х. изначально не были соблюдены условия, установленные пунктом 5 Порядка утвержденного Постановлением Правительства Челябинской области от 18.04.2011 года N 95-П, поскольку она не воспользовалась правом на получение специальных талонов на бесплатный проезд, а в данном направлении имеется прямое железнодорожное сообщение, стоимость проезда на железнодорожном транспорте меньше стоимости осуществленного истцом авиаперелета, у несовершеннолетней Я.Д.М. не имеется заболевания или травмы спинного мозга, дающего право на авиационный перелет к месту лечения и обратно, не влекут отмену правильного по существу решения суда, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Доводы жалобы о том, что выплата компенсации за проезд приведет к нецелевому использованию средств федерального бюджета, основаны на ошибочном толковании закона.
В соответствии с пунктом 17 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 18.04.2011г. N 95-П, Министерство несет ответственность за целевое расходование средств федерального бюджета, выделенных на предоставление бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно гражданам.
В силу ст. 38 Бюджетного кодекса РФ в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
6
Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.
В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса РФ под нецелевым использованием бюджетных средств понимается использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции возложил на Министерство социальных отношений Челябинской области обязанность предоставить компенсацию за проезд к месту лечения и обратно согласно стоимости железнодорожных билетов, в связи с чем, оснований полагать, что предоставление указанной компенсации будет иметь нецелевой характер у судебной коллегии не имеется.
Доводы жалобы правовых оснований к отмене решения не содержат, так как по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств. Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, дал надлежащую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил правильное по существу решение. Оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст.327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 09 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социальных отношений Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.