Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.,
судей Лутфуллоевой P.P., Скрябиной С.В.,
с участием прокурора Малышевой О.В.,
при секретаре Сурине А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства социальных отношений Челябинской области на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 28 августа 2013 года.
Выслушав доклад судьи Давыдовой Т.И. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, прокурора, полагавшего, что оснований для отмены решения суда не имеется, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Челябинской области обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетнего Г.А.А. к Министерству социальных отношений Челябинской области, Государственному учреждению Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов "Импульс" (далее ГУ ЧОРФЦИ "Импульс") о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации.
В обоснование заявленных требований прокурор сослался на то, что Г.А.А. является ребенком-инвалидом. Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида ему предусмотрено выделение средств технической реабилитации - опор для сидения и стояния, прогулочной кресло-коляски, ходунков с фиксации, которыми он не обеспечен ответчиками.
В судебном заседании прокурор, законный представитель Г.А.А. - Монахова Н.М. иск поддержали.
Представители ответчиков Министерства социальных отношений Челябинской области Гриб О.А., ГУ ЧОРФЦИ "Импульс" Грушина Т.М. в судебном заседании исковые требования не признали.
Суд принял решение о частичном удовлетворении исковых требований. Возложил на Министерство социальных отношений
2
Челябинской области обязанность предоставить Г.А.А., **** года рождения, технические средства реабилитации - прогулочную кресло-коляску для детей с детским церебральным параличом, опору для сидения, опору для стояния, ходунки с фиксацией согласно индивидуальной программе реабилитации. В удовлетворении остальной части исковых требований отказал.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства социальных отношений Челябинской области просит решение суда отменить. Указывает, что судом не учтены нормы материального права, подлежащие применению. Ответчики не отказывали Г.А.А. в предоставлении технических средств реабилитации. Ссылается на то, что действующим законодательством не предусмотрены сроки предоставления инвалиду технических средств реабилитации. Опоры для стояния и сидения ранее не входили в перечень технических средств реабилитации, в связи с чем в настоящее время проводится обработка данных о потребности в данных технических средствах после чего будет решаться вопрос о заключении государственного контракта на их поставку. Также ведется работа по заключению государственного контракта на поставку кресел-колясок.
Стороны в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив в соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 года N 240 "О порядке обеспечения инвалидов
3
техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов,
разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития.
Порядок осуществления полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам, переданных Правительству Челябинской области в соответствии с утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 2428-р Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Челябинской области, определен Положением о порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями, утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от 18 апреля 2011 года N 94-П.
Полномочия по предоставлению мер социальной защиты инвалидов возложены на Правительство Челябинской области, а решением задач по реализации Соглашения, которым переданы такие полномочия, занимается Министерство социальных отношений Челябинской области.
Министерство социальных отношений Челябинской области приказом от 27 января 2011 года N 22 наделило ГУ ЧОРФЦИ "Импульс" полномочиями по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации, оказанию услуг по обеспечению протезами, включая ремонт и изготовление протезов, протезно-ортопедический изделий (кроме зубных протезов), назначению выплат компенсаций за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации и протезно-ортопедические изделия, а также за проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, оказанию государственной социальной помощи в части санаторно-курортного лечения.
Из материалов дела следует, что Г.А.А., **** года рождения, является ребенком-инвалидом (л.д. 16-17). Учреждением медико-социальной экспертизы ребенку-инвалиду разработаны индивидуальные программы реабилитации инвалида. Так, согласно программе от 03 октября 2012 года Г.А.А. необходимы опора для сидения, опора для стояния, ходунки с фиксацией. Срок проведения этих реабилитационных мероприятий определен с 03 октября 2012 года по 01 мая 2013 года (л.д. 12-15). Согласно программе от 04 апреля 2013 года Г.А.А., кроме того, необходима
4
прогулочная кресло-коляска для детей с ДЦП. Срок проведения этих реабилитационных мероприятий определен до 01 мая 2015 года (л.д. 21-22).
04 октября 2012 года, 02 июля 2013 года законный представитель Г.А.А. - Монахова Н.М. обратилась в ГУ ЧОРФЦИ "Импульс" с заявлениями об обеспечении ребенка указанными техническими средствами реабилитации (л.д. 10, 23).
Доказательств того, что на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции и апелляционной инстанции Г.А.А. был обеспечен техническими средствами реабилитации, не представлено.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно исходил из того, что Г.А.А. нуждается в предоставлении технических средств реабилитации и ими обеспечен не был.
Доводы апелляционной жалобы о том, что сроки обеспечения техническим средством реабилитации инвалидов не установлены, проводится работа по заключению государственных контрактов на поставку средств реабилитации, не влияют на правильность решения суда.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ реабилитация инвалидов предоставляет собой систему и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов в бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в обществе.
В соответствии со статьей 11 названного Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалидов является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм собственности.
По смыслу ст. 314 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяемой к настоящим правоотношениям по аналогии, обязанность ответчика по предоставлению инвалидам технического средства реабилитации должна быть исполнена в разумный срок. Предоставленное техническое средство реабилитации должно обеспечить реабилитацию инвалида в течение срока действия программы. Между тем, из материалов дела усматривается, индивидуальные программы реабилитации ребенка-
5
инвалида Г.А.А. составлены 03 октября 2012 года и 04 апреля 2013 года, но до настоящего времени не исполнены. Поэтому доводы жалобы в той части, что срок предоставления технического средства реабилитации законом не определен, не освобождают ответчика от исполнения программы реабилитации.
Учитывая установленные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ребенок, являясь инвалидом, имеет право на получение технических средств реабилитации, которое предоставлено инвалиду законом, несоблюдение уполномоченным органом требований федерального законодательства по предоставлению таких средств и услуг нарушает права и свободы ребенка-инвалида.
Доводы апелляционной жалобы о том, что опоры для стояния и опоры для сидения ранее не были включены в перечень технических средств реабилитации, в настоящее время ведется работа по сбору данных о нуждаемости в этих средствах, не являются основанием для отмены решения суда. Г.А.А. поставлен на учет для получения названных технических средств реабилитации, "опоры" предусмотрены приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 28 июля 2011 года N 823н, то есть включены в перечень более двух лет, причины, по которым право инвалида нарушено, и причины, по которым ответчик не выполнил своей обязанности, возложенной на него государством, не зависят от инвалида и правового значения не имеют.
Решения о внеочередном обеспечении ребенка-инвалида техническим средством реабилитации суд не принимал, такую обязанность на ответчика не возлагал, поэтому ссылка в жалобе на то, что право внеочередного предоставления технического средства реабилитации действующим законодательством не предусмотрено, на существо принятого решения не влияет.
Руководствуясь ст. ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 28 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социальных отношений Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.