Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Лутфуллоевой P.P.
судей Метелевой Г.Н., Давыдовой Т.И.
при секретаре Матвееве А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 октября 2013 года в г.Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Абдрахимовой М.Н. на решение Каслинского городского суда Челябинской области от 11 июля 2013 года.
Заслушав доклад судьи Лутфуллоевой P.P. об обстоятельствах дела, пояснения истца Абдрахимовой М.Н., ее представителя Скудной Д.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Абдрахимова М.Н. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации Каслинского муниципального района Челябинской области об установлении факта проживания на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча и признании права на социальные гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ " О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк".
В обоснование требований указала, что родилась *** года в селе Татарская Караболка Кунашакского района Челябинской области, в период с 1956 года по 1964 год обучалась в Карабольской средней школе. После аварии на ПО "Маяк" с 10 по 25 сентября 1957 года, будучи школьником, привлекалась к уборке урожая овощей на зараженных радиоактивными отходами полях колхоза имени Жданова, расположенных возле д.Русская Караболка. Установление факта проживания на территории, подвергшейся радиоактивному загрязению вследствие аварии в 1957 году аварии на ПО "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, необходимо для получения социальных гарантий, предусмотренных специальным законом.
Суд постановил решение, которым в иске отказал.
В апелляционной жалобе Абдрахимова М.Н. просит об отмене решения суда, указывая, что суд не оценил представленные истцом
2
доказательства, подтверждающие загрязнение радиоактивными отходами территории с.Татарская Караболка, где она проживала. Полагает, что представленные ею доказательства в совокупности с пояснениями свидетелей, являются основанием для удовлетворения ее исковых требований.
В суде апелляционной инстанции истица и ее представитель на доводах апелляционной жалобы настаивали, пояснили, что, по их мнению, истца следует относить к категории лиц, указанных в пункте 7 части первой ст.1 Федерального закона от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча".
Ответчик - Управление социальной защиты населения по Каслинскому муниципальному району Челябинской области, третье лицо - Министерство социальных отношений Челябинской области о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции надлежащим образом извещены, в суд апелляционной инстанции представители не явились и о причинах неявки не сообщили, поэтому судебная коллегия в соответствии со ст. 327 и ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Выслушав пояснения истца и ее представителя Скудной Д.В., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что Абдрахимова М.Н. родилась ***г. в с. Татарская Караболка Кунашакского района Челябинской области.
Суд, отказывая в удовлетворении требований Абдрахимовой М.Н. об установлении факта проживания на загрязненной радиоактивными отходами территории и признании права на социальные гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", пришел к выводу о о том, что истица не относится к категории лиц, на которых распространяется действие вышеназванного закона, поскольку н.п. Татарская Караболка Кунашакского района Челябинской области не входит в Перечень населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению
3
вследствие аварии в 1957 году на ПО "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в р. Теча, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 октября 1993 года N 1005.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда на основании следующего.
Согласно части 1 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. При этом суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов (ст. 265 ГПК РФ).
Из смысла указанной процессуальной нормы (применительно к настоящему спору) следует, что установлению в судебном порядке подлежат лишь такие юридические факты, юридическими последствиями установления которых являются возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав заявителя.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, действие Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" распространено на определенные категории лиц, которые поименованы в ст.1 Федерального закона от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ.
К таким лицам законодателем отнесены: граждане, которые непосредственно принимали в 1957-1958 годах, 1959-1961 годах участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на ПО "Маяк", а также занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949-1956 годах, 1957-1962 годах; граждане, эвакуированные (переселенные), а также добровольно выехавшие из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации (переселения) находились в состоянии внутриутробного развития; граждане, проживающие в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на ПО "Маяк" и сбросов радиоактивных
4
отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности); граждане, проживавшие в 1949-1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получивших накопленную эффективную дозу облучения свыше 35 сЗв (бэр); граждане, проживавшие в 1949-1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получивших накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв (бэр), но не более 35 сЗв (бэр); граждане, добровольно выехавшие на новое место жительства из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где сегодня годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности).
Перечень населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча определен постановлением Правительства РФ от 08.10.1993 N 1005 (ред. от 20.11.1999) "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.
В указанном перечне с.Татарская Караболка Кунашакского района Челябинской области отсутствует.
В силу статьи 14 Федерального закона от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" гражданам, указанным в статье 1 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, выдаются удостоверения единого образца, которые с момента их предъявления гарантируют меры социальной поддержки.
Меры социальной поддержки, предусмотренные Законом "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", также
5
предоставляются с момента предъявления специальных удостоверений (пункт 4 статьи 15).
Единый, обязательный порядок оформления и выдачи удостоверения единого образца (далее - удостоверение), которое дает право на получение льгот и компенсаций гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, на территории Российской Федерации, установлен Положением о порядке оформления и выдачи удостоверений гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, утвержденным приказом МЧС России от 24 апреля 2000 года N 229.
В соответствии с требованиями указанного положения удостоверения оформляются и выдаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании справок единого образца (далее - справка), выдаваемых органами исполнительной власти, в том числе, Челябинской области по форме, приведенной в приложении N 1 к настоящему Положению
Судебной коллегией установлено, что ни к одной из категорий граждан, перечисленных в ст. 1 Федерального закона от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", на которых распространяется действие Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Абдрахимова М.Н. не относится.
Следовательно, установление факта проживания Абдрахимовой М.Н. в период с 1957 года в с.Татарская Караболка Кунашакского района Челябинской области не влечет для истицы юридических последствий.
Кроме того, ответчик и третье лицо не оспаривали факта проживания истца в спорный период в с.Татарская Караболка Кунашакского района Челябинской области.
Поскольку указанный факт никем не оспаривается, оснований устанавливать его в судебном порядке не имеется.
6
Доводы заявителя жалобы о том, что судом не оценены доказательства, подтверждающие загрязнение радиоактивными отходами территории с.Татарская Караболка, где она проживала, а именно, акт обследования реки Караболка от 19.05.1958 года, отчет о санитарно-радиационном обследовании с.Татарская Караболка от 25.06.1958 года, акт по результатам замеров сельскохозяйственных продуктов по деревне Татарская Караболка, Решение Исполнительного Комитета Челябинского областного Совета депутатов трудящихся от 14.11.1958 года N 623с, постановление N 11 Комиссии, созданной в соответствии с решением МСМ от 29.10.1949 года, не влекут отмену решения суда. Перечень населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, утвержденный постановлением Правительства РФ от 08.10.1993 N 1005, расширительному толкованию не подлежит. Суду не предоставлено право самостоятельно определять территории, подвергшиеся радиационному загрязнению вследствие аварии на ПО "Маяк" в 1957 году, а также категории лиц, подвергшихся воздействию радиации. Такое право законом предоставлено Правительству Российской Федерации. Именно федеральный законодатель уполномочен устанавливать (расширять) категории лиц, подвергшихся воздействию радиации, для оказания им мер социальной поддержки.
Доводы истца о ее нахождении в ситуации правового пробела, нарушении прав, предусмотренных ст.ст.19 и 42 Конституции Российской Федерации, являются несостоятельными. Решения законодателя о способах возмещения вреда, критериях его дифференциации или адресности не могут рассматриваться как нарушение Конституционного права равенства перед законом, гарантированного ст. 19 Конституции Российской Федерации, права на возмещение вреда, причиненного его здоровью экологическим правонарушением, гарантированного ст.42 Конституции РФ.
Доводы истца об участии в уборке урожая на землях колхоза имени Жданова в настоящем споре рассмотрению не подлежали, поскольку вступившим в законную силу решением Каслинского городского суда Челябинской области от 29.03.2006 года Абдрахимовой М.Н. отказано в установлении юридического факта участия в ликвидации последствий аварии на ПО "Маяк" в 1957 году в период с 29.09.1957 года по 15.10.1997 года.
По настоящему делу суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил закон, представленные доказательства оценил по правилам, установленным в
7
ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Каслинского городского суда Челябинской области от 11.07.2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Абдрахимовой М.Н. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.