Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Шушкевич О.В.
судей Аброськиной Е.А., Зеленовой Е.Ф.
при секретаре Шагеевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 28 октября 2013 года в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Лаптевой Т.В. на решение Копейского городского суда Челябинской области от 03 сентября 2013 года по иску Лаптевой Т.В. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Копейске Челябинской области о признании решения незаконным, обязании назначить пенсию по случаю потери кормильца.
Заслушав доклад судьи Шушкевич О.В. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения истца Лаптевой Т.В. относительно доводов жалобы, возражении представителя ответчика Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в г. Копейске Челябинской области Леоновой М.В. против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лаптева Т.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Копейске Челябинской области (далее УПФР в г. Копейске) о признании решения незаконным, обязании назначить пенсию по случаю потери кормильца.
В обоснование иска указала, что 10 июня 2013 года она обратилась в УПФР в г. Копейске с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца за умершего в период прохождения военной службы сына Л.С.С. Решением УПФР в г. Копейске N 719 с учетом Протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 19 июня 2013 года ей было отказано в назначении пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с пп. 4 п. 3 ст. 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" (далее Закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ), согласно которой родителям военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву или умерших после увольнения с военной службы вследствие
2
военной травмы, назначается пенсия по достижении возраста 50 лет. По мнению Комиссии смерть ее сына наступила в период прохождения военной службы по контракту, тогда как представленными документами подтверждено, что ее сын проходил службу по призыву.
Представитель ответчика УПФР в г. Копейске Леонова М.В. с исковыми требованиями не согласилась, суду пояснила, что Л.С.С. умер при прохождении военной службы по контракту, что не дает права на пенсию по случаю потери кормильца родителям в возрасте **** лет.
Суд постановил решение, которым в удовлетворении искового заявления отказал.
В апелляционной жалобе Лаптева Т. В. просит решение суда отменить ввиду его незаконности в связи несоответствием выводов суда обстоятельствами дела, неправильным применением норм материального права. Указывает, что согласно справке от 13 июня 2013 года N 30, выданной отделом военного комиссариата Челябинской области по г. Копейску, ее сын был призван на военную службу по призыву, погиб в период службы, она относится к нетрудоспособным членам семьи, что соответствует условиям с п.п. 4 п. 3 ст. 8 Закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ.
Представители третьих лиц отдела военного комиссариата Челябинской области по г. Копейску, войсковой части **** о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены, в суд не явились, причины неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса РФ находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ в случае гибели (смерти) военнослужащих в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин нетрудоспособным членам их семей назначается пенсия по случаю потери кормильца, к которым согласно п.п. 4 п. 3 ст. 8 Закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ относятся родители военнослужащих, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины).
Родителям военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения службы по контракту, пенсия по случаю потери кормильца может быть установлена в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993
3
года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел ... " по достижении возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) при соблюдении прочих условий, предусмотренных указанным законом.
Как следует из материалов дела, Лаптева Т.В. 10 июня 2013 года обратилась в УПФР в г. Копейске с заявлением о назначении государственной пенсии по случаю потери кормильца за умершего 21 апреля 2012 года сына Л.С.С., являвшегося военнослужащим (л.д. 26-27). На момент обращения за пенсией Лаптева Т.В. достигла возраста **** лет.
Для назначения пенсии Лаптевой Т.В. представлена справка отдела военного комиссариата по г. Копейску от 04 июня 2013 года N 28 о том, что ее сын Л.С.С., **** года рождения, 01 августа 2003 года призван на военную службу по призыву военным комиссариатом г. Копейска Челябинской области. Умер **** года в результате ****. Смерть не связана с исполнением обязанностей военной службы (л.д. 9).
Решением УПФР в г. Копейске от 19 июня 2013 года N 343035 с учетом протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов по реализации пенсионных прав граждан от 19 июня 2013 года N 719 Лаптевой Т.В. отказано в назначении пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с п.п. 4 п. 3 ст. 8 Закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ в связи с тем, что смерть ее сына наступила в период прохождения военной службы по контракту (л.д. 24, 25). Основанием для отказа в установлении пенсии явилась справка отдела военного комиссариата Челябинской области в г. Копейске от 13 июня 2013 года N 30 (л.д. 30), согласно которой Л.С.С. был призван на военную службу по призыву 01 августа 2003 года, впоследствии проходил службу на офицерских должностях, умер **** года, смерть не связана с исполнением обязанностей военной службы. При этом ранее выданная справка от 04 июня 2013 года N 28 признана недействительной.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для назначения пенсии истице в соответствии с п.п. 4 п. 3 ст. 8 Закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ в возрасте 50 лет.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку он основан на имеющихся доказательствах по делу, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 Гражданского
4
процессуального кодекса РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" служба в Вооруженных Силах РФ может проходить по призыву или в добровольном порядке (по контракту), при этом срок службы по призыву для военнослужащих, не имеющих воинского звания офицера и призванных на военную службу до 01 января 2007 года, составляет 24 месяца (ч. 1 ст. 38 данного закона).
Исходя из указанных норм, Л.С.С., призванный на военную службу по призыву в августе 2003 года, не мог продолжать ее по истечении установленного законом срока.
Согласно выписке из приказа Министерства обороны РФ от 27 апреля 2012 года N 821, справке Военного комиссариата Челябинской области по городу Копейску от 13 июня 2013 года N30 Л.С.С. проходил военную службу в звании старшего лейтенанта в должности командира эксплуатационного взвода роты обеспечения войсковой части **** (л.д. 14, 30), что, в силу ст. 20.1, 43 Закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ, невозможно без заключения контракта.
В суде апелляционной инстанции истица Лаптева Т.В. подтвердила, что ее сын Л.С.С. заключил контракт после получения высшего военного образования в Челябинском высшем автомобильном училище.
Учитывая, что Л.С.С. умер в период прохождения службы по контракту, у суда первой инстанции не было оснований для удовлетворения исковых требований Лаптевой Т.В.
Доводы апелляционной жалобы Лаптевой Т.В. о том, что она относится к нетрудоспособным членам семьи, что соответствует условиям пп. 4 п. 3 ст. 8 Закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ, не являются основанием для отмены решения суда и удовлетворения иска, поскольку не подтверждены иные условия, предусмотренные данным законом для назначения пенсии по случаю потери кормильца, в частности - факт смерти сына в период прохождения военной службы по призыву.
Ссылка истца на то, что ее сын Л.С.С. в 2003 году был призван на военную службу, обоснованно не принята во внимание судом первой инстанции, поскольку положения Закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ связывают право на пенсию по случаю потери кормильца родителей военнослужащих не с фактом призыва на военную службу по призыву, а с
5
наступлением смерти в период прохождения службы по призыву, что материалами дела не подтверждено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение суда соответствует обстоятельствам дела, установленным судом на основании представленных сторонами доказательств, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Копейского городского суда Челябинской области от 03 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лаптевой Т.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.