Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу конкурсного управляющего ОАО "Ашинский химический завод" Рогова С.Г. на постановление судьи Ашинского городского суда Челябинской области от 05 июля 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении открытого акционерного общества "Ашинский химический завод",
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Ашинского городского суда Челябинской области от 05 июля 2013 года ОАО "Ашинский химический завод" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
В жалобе конкурсного управляющего ОАО "Ашинский химический завод" Рогова С.Г., поданной в порядке надзора, поставлен вопрос об отмене принятого по делу судебного постановления ввиду его незаконности.
Копия жалобы конкурсного управляющего ОАО "Ашинский химический завод" Рогова С.Г. направлялась в адрес прокуратуры г. Аши и Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Челябинской области для ознакомления и предоставления отзыва. В отзыве, поступившем в областной суд, прокурор г. Аши возражает против удовлетворения надзорной жалобы, полагает постановление судьи Ашинского городского суда Челябинской области от 05 июля 2013 года законным и обоснованным.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения принятого по делу судебного постановления не нахожу.
Как усматривается из материалов дела, в период с 18 февраля по 26 марта 2013 года Ашинской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения ОАО "Ашинский химический завод" требований природоохранного законодательства в области охраны атмосферного воздуха.
На основании требования Ашинской городской прокуратуры N68ж-2013 от 26 февраля 2013 года Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Челябинской области (далее Роспотребнадзор) приняло участие в проверке проводимой прокуратурой г. Аши.
В рамках указанной проверки 05 марта 2013 года с 12 часов до 18 часов Роспотребнадзором проведена выездная проверка, по результатам которой составлено заключение от 15 марта 2013 года.
2
Проверкой установлено, что ОАО "Ашинский химический завод" в нарушение требований законодательства осуществляет производственную деятельность, в результате которой происходит выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, без проекта предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух с 13 марта 2012 года.
Ранее ОАО "Ашинский химический завод" были выданы проект предельно допустимых выбросов и разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, срок действия которых истек 12 марта 2012 года. На момент проверки Ашинской городской прокуратурой проект предельно допустимых выбросов и разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух у предприятия отсутствовали.
На основании результатов проверки 27 марта 2013 года Ашинским городским прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ в отношении ОАО "Ашинский химический завод".
Согласно ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ) выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Событие административного правонарушения и виновность в его совершении ОАО "Ашинский химический завод" подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, в том числе: заключением по участию в проверке проводимой Ашинской городской прокуратурой от 15 марта 2013 года (л.д. 14-22); протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 05 марта 2013 года (л.д. 125-128); протоколом обмера площади земельного участка (л. д. 129-130); отчетом по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников (л.д. 54, 57-76) и другими материалами дела.
Оценив представленные в дело доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о виновности ОАО "Ашинский химический завод" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.
Объективных данных, ставящих под сомнение вышеуказанные доказательства, в деле не содержится.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускаются на основании
3
разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
В силу положений ст. 1 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" предельно допустимый выброс - норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов;
Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона "Об охране окружающей среды" нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, технологических нормативов.
Статьей 12 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" определено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются технические нормативы выбросов, предельно допустимые выбросы.
Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
Согласно п.п. 6, 8, 9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02 марта 2000 года N183, предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере
4
природопользования (за исключением радиоактивных веществ) и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (в отношении выбросов радиоактивных веществ) при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам.
Разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).
Нормативы предельно допустимых и временно согласованных выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
Выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, допускаются на основании разрешения, выданного территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, допускаются на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, поскольку в силу указанных норм права разрешением устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Из материалов дела следует и ОАО "АХЗ" не оспаривается, что у предприятия имелся проект предельно допустимых выбросов сроком действия с 12.03.2007 года до 12.03.2012 года, разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, продленное до 12.03.2012 г., в соответствии с которым ОАО "АХЗ" было разрешено выбрасывать 41 наименование вредных (загрязняющих) веществ в количестве 262,916 тонн в
5
год и 4 наименования вредных (загрязняющих) веществ от передвижных источников в количестве 7,433 тонн в год.
На момент проверки у предприятия не имелось проекта предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
При этом предприятием был предоставлен отчет формы N2-ТП (воздух) за 2012 год, согласно которому ОАО "АХЗ" выбросило в атмосферный воздух 89,767 тонн загрязняющих веществ.
Ссылки в жалобе на то, что ОАО "АХЗ" в 2012 году выбросило в атмосферу 90 тонн вредных веществ, что в три раза меньше ранее действующего ПДВ, и на то, что согласно ориентировочным расчетам количества пыли известняка, образующейся в результате перегрузки, а также по определению приземных концентраций пыли известняка и оксида марганца в нормируемых зонах (на границе ближайшей жилой зоны и садово-огородных участков), загрязнение атмосферного воздуха пылью неорганической с содержанием оксида кремния до 20% и оксида марганца в ближайших нормируемых зонах с учетом рассеивания не превысит допустимых санитарных норм, доводы о том, что выявленные нарушения в связи с этим носят формальный характер, не влекут отмены состоявшихся по делу решений и не исключают обязанностей предприятия по разработке проекта предельно допустимых выбросов и получения разрешения на выброс в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ.
Кроме того, в соответствии Приказом Минприроды РФ от 09.12.2010 N 544 ОАО "Ашинский химический завод" включен в список конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности по территории Челябинской области, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
Доводы жалобы о том, что марганцовистый известняк не относится к радиоактивным веществам, пестицидам, агрохимикатам и другим веществам, опасным для здоровья человека, несостоятельны и не свидетельствуют об отсутствии в действиях лица состава административного правонарушения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду. При этом нахождение (в том числе поступление, накопление и образование) такого вещества в атмосферном воздухе в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, влечет его загрязнение.
Согласно Федеральному закону от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" загрязняющее вещество - это вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают
6
установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду (ст. 1).
Согласно Приказу Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 31 декабря 2010 года N579 марганец входит в перечень вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию.
Представители ОАО "Ашинский химический завод", давая письменные объяснения при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, а также, участвуя в судебных заседаниях при рассмотрении дела, не отрицали факт того, что ОАО "Ашинский химический завод" осуществляет свою деятельность без проекта предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Таким образом, материалами дела достоверно установлено, что ОАО "Ашинский химический завод" имеет стационарный источник выбросов вредных веществ, осуществляет выброс вредных веществ без специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8. 21 КоАП РФ.
Иное толкование заявителем норм права и другая оценка обстоятельств дела не свидетельствуют об ошибочности выводов судьи городского суда и не опровергают их.
Имеющиеся в деле доказательства являются допустимыми и достаточными для установления вины ОАО "Ашинский химический завод" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не допущено.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела (л.д. 6-8).
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьей требования ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ выполнены.
В постановлении судьи городского суда по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании. Решение судьи является законным и обоснованным.
Постановление о назначении ОАО "Ашинский химический завод" административного наказания за совершение административного
7
правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ, вынесено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
Административное наказание назначено в соответствии с санкцией ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ, является законным, обоснованным и справедливым, соответствующим требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ. Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ не установлено, поскольку с учетом конкретных обстоятельств и характера совершенного правонарушения, оно представляет угрозу общественным отношениям в области охраны окружающей среды.
При рассмотрении дела об административном правонарушении судьей городского суда в судебных заседаниях законный представитель и защитники ОАО "Ашинский химический завод" принимали участие и обосновывали позицию ОАО "Ашинский химический завод" по делу, не были лишены возможности реально защищать права и законные интересы ОАО "Ашинский химический завод". Нарушений гарантированных Конституцией РФ и ст. 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст.ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Надзорная жалоба заявителя не содержит правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Ашинского городского суда Челябинской области от 05 июля 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении открытого акционерного общества "Ашинский химический завод" оставить без изменения, жалобу конкурсного управляющего Рогова С.Г. - без удовлетворения.
Заместитель председателя /
областного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.